Главная Культура 00:06 06 Мая 2022 7677
Хотите потрогать вечный двигатель? Тогда вам сюда

Выставка о советской литературе 20-х годов, рисовавшей будущее, которое до сих пор не стало настоящим

Виктория Рогозинская
Изображение с сайта музея истории российской литературы имени В. И. Даля

Музей истории российской литературы имени В. И. Даля представляет выставку «Перекресток утопий. Будущее в литературе 20-х годов». Как и две другие экспозиции, работающие в главном здании на Зубовском бульваре (одна посвящена Пушкину и Далю, другая — Арсению и Андрею Тарковским), эта, в филиале в доме И.С. Остроухова в Трубниках, — не статичная, пусть и эффектная демонстрация сокровищ из фондов музея, но поиск новых смыслов.

В русской культуре тема идеального мира имеет глубокие корни, уходящие к легенде о невидимом граде Китеже. Сто лет назад утопия отвоевала пальму первенства у прочих жанров, поскольку давала простор для изображения столь чаемого коммунистического будущего, в котором не будет ни деления на богатых и бедных, ни непосильного труда, ни голода, ни болезней, а может быть не станет и самой смерти. Утопия (не в первый раз!) перешагнула отведенные ей границы, перестав быть как чисто литературным жанром, так и строго политической теорией, обретя крылья мировой мечты.

«Дом Остроухова в Трубниках постепенно становится для нашего музея своего рода экспериментальной площадкой, — признается директор ГМИРЛИ Дмитрий Бак. — Нам хотелось не просто напомнить об этом ярком периоде в истории нашей литературы, но взглянуть на созданное в 20-х годах прошлого века глазами людей, живущих столетие спустя — многое сегодня в этих произведениях воспринимается совершенно иначе, чем даже еще полвека тому назад. Но главное, мы попытались разобраться в том, почему сегодня утопия иссякла и как литературный жанр, и как техническая идея, и как политическая доктрина. Большая часть важнейших технических открытий была сделана еще в конце XIX века, на ХХ пришлось совсем немного, в основном то, что связано с освоением космоса, а XXI век предпочитает редупликацию, тиражирование найденного. Почему? Давайте подумаем вместе».

20-е годы минувшего века не зря называли головокружительными — извечное стремление человека заглянуть за горизонт получало энергию от тех перемен, которые происходили в стране. Все, ну или почти все, вдруг начинают верить в возможность реализовать то, о чем писали Томас Мор в своей «Утопии» и Томмазо Кампанелла в «Городе Солнца». Под влиянием последнего товарищ Ленин инициирует «План монументальной пропаганды», а товарищ Луначарский пишет драму «Фома Кампанелла». Андрей Белый зовет всех в «Солнечный Град», Маяковский отправляет героев «Мистерии-буфф» прокладывать путь к «солнцеграду», Велимир Хлебников рисует счастливую Лебедию, Вивиан Итин — страну Гонгури, Андрей Платонов возводит Чевенгур, Сергей Есенин — Инонию, а те, кому в городах обитать несподручно, могут отбыть в «Страну крестьянской утопии» Александра Чаянова.

Городу Солнца в самых разных его ипостасях и отдан первый зал выставки.

Когда несколько «гелиоцентричных» произведений концентрируется на небольшой площади, кажется, что сами страницы начинают излучать накопленный некогда солнечный свет, заменяя экспозиционные лампы. Не зря же Андрей Платонов, описывая Чевенгур, настаивает на том, что там «за всех и для каждого работало единственное солнце, объявленное всемирным пролетарием».

А Александр Чижевский, многие годы занимавшийся исследованиями в области гелиобиологии, в опубликованной в 1924 году работе под названием «Физические факторы исторического прогресса» идет еще дальше: раз человеческое поведение в значительной степени зависит от солнечной активности, то все государственные вопросы правительство должно решать, сверяясь со сводкой о состоянии Солнца. По его мнению, наше светило — «великий военно-политический показатель, показания которого безошибочны и универсальны».

В представлении писателей города неизбежно должны были вытеснить живую природу, поэтому в их произведениях преобладают урбанистические пейзажи, а люди дышат искусственно сгенерированным воздухом. Но молодые архитекторы всерьез задумывались и над тем, как можно организовать городскую жизнь, не уродуя землю, к примеру, на платформах, парящих в воздухе. А изобретатели трудились над «вечными» двигателями, которые могли бы поставлять таким города неограниченное количество энергии.

На выставке можно увидеть и то, и другое. К примеру, чертежи дипломного проекта Георгия Крутикова, впоследствии известного советского архитектора, с совсем не фантастическим названием «Город будущего (эволюция архитектурных принципов в планировке городов и организации жилища)». А напротив — ну, какая еще литературная выставка могла бы этим похвастаться! — расположились сразу два «вечных» двигателя из собрания Политехнического музея — рычажно-балансирный и спирально-магнитный свободного отрыва.

Маленький угловой зал остроуховского особняка — такой уютный и такой земной — организаторы отдали советским «космистам», тем, кто на заре ХХ века мечтал не просто о покорении иных вселенных, но об устройстве там идеальных миров, превосходящих тот, что на планете Земля. Фантастические повести Константина Циолковского и Валерия Брюсова, «Красная звезда» Александра Богданова, «Аэлита» Алексея Толстого — Центральный музей кино предоставил материалы, не вошедшие в окончательный вариант экранизации, снятой Яковом Протазановым...

Да, в 20-е годы путь к звездам начался на страницах романов, а не научных трактатов. Научное сообщество относилось к этой идее весьма скептически. Гениальный мыслитель Ари Штернфельд писал свое «Введение в космонавтику» (он, кстати, и придумал это слово) как докторскую диссертацию, но, когда дело дошло до зашиты, ученый совет отклонил работу, сочтя ее чересчур утопичной! Пройдет совсем немного времени, и по орбитам, которые Штернфельд рассчитал задолго до начала космической эры, полетят первые искусственные спутники земли.

Пьянящая вакханалия великой утопии длилась увы, недолго. Это было неизбежно — реальность все сильнее отличалась от мечты, и волей-неволей приходилось смотреть в будущее со все нарастающим скепсисом. Предтечей всех грядущих антиутопий ХХ века — и не только в советской литературе — стал роман Евгения Замятина «Мы», которому посвящен последний экспозиционный зал. «...О чем люди — с самых пеленок — молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз и навсегда сказал им, что такое счастье — и потом приковал их к этому счастью на цепь». Так, может быть, мы потому сегодня и не мечтаем об утопиях, что уже сидим на этой самой цепи?

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11494
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7190
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6869
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6101
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5992
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?