11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"КОГДА МЫ СТОЯЛИ В ЗАСАДЕ ВБЛИЗИ БОРДО..."

Головачев Виталий
Статья «"КОГДА МЫ СТОЯЛИ В ЗАСАДЕ ВБЛИЗИ БОРДО..."»
из номера 102 за 06 Июня 2000г.
Опубликовано 01:01 06 Июня 2000г.
Более 60 необычных для нас фуражек дорожных полицейских из многих стран выставлены на застекленных полках в служебном кабинете начальника ГУ ГИБДД МВД России Владимира Федорова. Эти головные уборы зарубежные коллеги дарят генералу при встречах в качестве сувениров. Вот и решили создать что-то вроде небольшой музейной экспозиции. А по-настоящему коллекционирует Федоров почтовые марки с изображением автомобилей, а также посвященные этим транспортным средствам значки, спичечные этикетки, фантики... Что касается филателии, то у Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения России одна из лучших коллекций в стране. Начинается альбом, например, с уникальной американской почтовой миниатюры, выпущенной в США в 1901 году, на которой впервые был запечатлен прапрадедушка современных лимузинов.

ГИБДД можно по праву сравнить с горячим цехом. Потому что и на дорогах страны бывает горячо. В среднем в стране каждые три минуты происходит авария, в результате которой кто-то получает ранение. Каждые 17 минут на дороге гибнет человек. Именно это больше всего волнует Федорова.
- Владимир Александрович, чем, на ваш взгляд, можно объяснить столь огромное количество погибших (около 30 тысяч ежегодно) и раненых (180 тысяч) на дорогах? Готовясь к интервью, я обнаружил в статистических материалах, что, например, по детскому дорожно-транспортному травматизму мы опережаем многие страны. Если взять число пострадавших детей в расчете на 100 тысяч населения, то у нас этот показатель в три раза выше, чем в Италии, и вдвое больше, чем во Франции и Германии. Что же, россияне менее внимательны, чем жители этих европейских государств? Или не в состоянии научиться грамотно управлять машиной?
- Нет, конечно. Одна из основных причин - недисциплинированность и водителей, и пешеходов. Ну как, например, можно садиться за руль в пьяном виде? Если не удержался, "принял на грудь" - оставь машину, вызови такси или возвращайся домой на городском транспорте. Так обычно и поступают за рубежом. Конечно, и там задерживают водителей "под газом". Но масштабы не те, что в России. Сколько, по-вашему, пьяниц за рулем было выявлено нашими сотрудниками в прошлом году?
- Ну, может быть, несколько тысяч? Или десятков тысяч...
- Хорошо бы каждому водителю знать эту цифру. На самом деле сотрудники ГИБДД выявили 1,2 миллиона пьяных водителей за рулем. Вот от кого исходит самая большая опасность на трассах. В прошлом году каждый четвертый водитель, по своей вине побывавший в ДТП, был пьян. Хотел бы подчеркнуть, что любителей хмельных напитков среди водителей становится все больше. Число таких опасных нарушений в прошлом году увеличилось на 45 тысяч.
Недисциплинированность проявляется и в многочисленных нарушениях скоростного режима, правил обгона, езде на неисправных машинах... Да что говорить, если 780 тысяч человек в прошлом году вообще разъезжали на машинах и мотоциклах, не имея прав на управление. Хорошо, что эти опасные эксперименты были прекращены инспекторами дорожно-патрульной службы.
- Причины в общем-то понятны, но главное в том, как уменьшить число жертв на дорогах? Вы думаете, что принятие нового Административного кодекса с его жесткими наказаниями поможет улучшить ситуацию? Откровенно говоря, надоела нескончаемая война инспекторов с водителями, постоянные "засады" в кустах... Что-то за рубежом (а я проехал более десяти тысяч километров по дорогам многих европейских стран) нигде не видал "засад"...
- Значит, вам повезло. Не так давно во время командировки во Францию мои тамошние коллеги предложили посмотреть, как организован у них скрытый контроль в районе Бордо. В кустах расположилась группа наблюдения, а скоростемер установили на треноге у обочины. Уже через 15 минут прибор показал, что серый "пежо" мчится со скоростью 203 километра в час. Информацию передали на следующий пост. Два мотоциклиста в форме пристроились к автомобилю и стали "вести" его до стоянки. А там уже ждала бригада - человек десять. Штраф составил 2500 франков (примерно 350 долларов). На скоростных трассах Франции разрешается разгонять машину до 130 километров в час. Но открою небольшой секрет - штрафовать полицейские из Бордо начинают, когда скорость превышает 160 километр в час. И тут уж мало не покажется.
Еще через полчаса остановили испанский полуторатонный грузовик. Проверили тахограф, и оказалось, что водитель не соблюдает режим труда и отдыха (после четырехчасовой езды необходимо сделать остановку хотя бы на 15-20 минут). Это считается серьезным нарушением. Испанец был оштрафован на очень большую сумму - 15 тысяч франков (2100 долларов). На водителя нельзя было смотреть без жалости, но полицейские спокойно продолжали оформлять документы. Так что обсуждаемый в Думе наш новый Административный кодекс - это, можно сказать, образец мягкости и либерализма по сравнению с зарубежными правилами.
Теперь о "войне инспекторов с водителями". Нет этого, хотя такой миф то и дело начинает муссироваться. Давайте спокойно, без эмоций посмотрим на результаты опросов общественного мнения. Так вот, в среднем по России 37,5 процента граждан отметили, что прекратились бесцельные остановки транспортных средств. Еще 27 процентов опрошенных считают, что усилился контроль за поведением тех, кто на дороге. Далее, хотел бы обратить особое внимание на то, что каждый седьмой участник опроса заявил: действия сотрудников ГИБДД направлены на оказание помощи водителям, попавшим в трудную ситуацию. Это признание дорогого стоит. 12 процентов граждан результаты реформ видят только в использовании более строгих мер к нарушителям. И только 9,5 процента опрошенных не заметили никаких позитивных результатов реформирования нашей службы, считая, что все осталось по-прежнему. Таково мнение о проводимой реформе. Картина объективная, и она не свидетельствует о какой-либо "войне с водителями".
Конечно, в работе наших служб еще много недостатков (смешно было бы отрицать это). Есть факты нарушения законности. 13 процентов опрошенных указали, что чаще встречаются случаи, когда инспектор занимается вымогательством. Но важна тенденция - количество таких ответов неуклонно снижается из квартала в квартал (в конце 1998-го о вымогательстве говорили 24 процента граждан). А в целом две трети опрошенных выразили удовлетворенность отношением к ним сотрудников Госинспекции. Еще несколько лет назад такой результат показался бы фантастикой. Но мы сейчас акцентируем внимание на другом: каждый пятый респондент высказал неудовлетворенность. Это значит, что впереди у нас еще много работы.
- И все же в редакцию приходят письма, авторы которых порой весьма критически оценивают деятельность сотрудников ГИБДД. Приведу одно из них: "Почему инспектор, выписывая штраф, отбирает еще и водительское удостоверение? - пишет москвич Александр Королев. - Я, может, в суд подам и докажу свою правоту, а меня уже заранее сделали "бесправным". Кроме того, чтобы вернуть документы, я должен испытать столько мытарств, отстоять многочасовую очередь в тесном коридорчике "своей" инспекции, что кажется, будто сотрудникам ГИБДД нравится издеваться над людьми, унижать их...". Каков ваш комментарий?
- Что ж, автор письма прав, и я с ним полностью согласен. Давно уже выступаю за то, чтобы покончить с практикой изъятия водительского удостоверения при наложении штрафа...
- Так в чем же дело? Дайте команду, и завтра с этим будет покончено.
- Да это не я решаю. Дело в том, что закон нас обязывает изымать удостоверение до уплаты штрафа. Если инспектор этого не сделает, он нарушит закон. И получается как бы второе наказание. Действительно, в московских инспекциях, которые занимают жалкие, тесные помещения, помучаешься, прежде чем получишь обратно свои документы. Давно пора решать проблему, как сейчас говорят, офисов, но местные власти не спешат с этим. Я все-таки надеюсь, что и нормальные помещения найдутся, и водительские удостоверения перестанут изымать после принятия нового кодекса, в котором как раз и предлагается покончить с этой порочной практикой.
- Не опасаетесь, что если не будут отбирать "права", то и штрафы платить не станут?
- Проще будет все-таки уплатить, иначе суд примет решение о более суровом наказании. Посмотрите, на Западе ведь не отбирают документы, и система штрафных санкций успешно работает.
- По поводу "прав", точнее, сдачи экзаменов для получения водительского удостоверения в редакцию поступает немало жалоб. Смысл их в том, что работники ГИБДД, принимающие экзамены, вымогают взятки, в автошколах по списку собирают деньги...
- Те, кто собирает, говорят, что это для экзаменаторов. На самом деле берут деньги себе. А если кто-то не сдал экзамен, тому деньги просто возвращают. Беспроигрышный вариант. Чтобы покончить с этим, мы хотим ввести новую систему сдачи экзаменов - не группой, а индивидуально и в разных местах. Пора поставить точку в этих бесконечных поборах.
- Но поборами занимается и "экологическая милиция", останавливая на дорогах машины и проверяя токсичность выхлопных газов...
- Это не наша инициатива, и это незаконно. Вообще говоря, начинать надо с автозаводов. Они должны выпускать машины, которые соответствовали бы современным экологическим требованиям. А то ведь ВАЗ отправляет на Запад "чистые" машины, а на внутренний рынок - с ядовитым выхлопом. Разве это нормально?
- В Москве по-прежнему полно машин с "мигалками" на крышах. Продолжают ли инспектора снимать незаконно установленные "маячки"?
- До десяти штук в день. В том числе не так давно лишился "маячка" и "форд", принадлежащий посольству США. Только не наши сотрудники снимают, а сами водители. И за углом нередко снова монтируют эти устройства. Штрафы мизерные, а отбирать "маячки" (частную собственность) мы не имеем права. Надо и здесь менять закон.

- Автолюбители столицы обсуждают очередную новость - снятие начальника московской автоинспекции Я. Агошкова. В чем причина отставки?
- Яков Иванович перейдет на другую работу. Напомню, он был назначен исполняющим обязанности с испытательным сроком, но прошедшие несколько месяцев показали, что добиться эффективной управляемости системой ГИБДД в Москве ему, к сожалению, не удалось.
- И последний вопрос. Как вы относитесь к планам введения на Садовом кольце в Москве одностороннего движения?
- Отрицательно. Ничего, кроме очередных трудностей, это не даст. Должна быть другая планировка города. А при существующей планировке за пределами Садового кольца будут образовываться огромные пробки.
В заключение напомню всем автомобилистам, что 1 июля нынешнего года заканчивается обмен водительских удостоверений старого образца. Дело это простое, очередей практически нет, так что лучше не тянуть до последнего дня. Хочу выразить надежду, чтобы отношения между водителями и инспекторами будут и дальше улучшаться. Мы со своей стороны приложим для этого максимум усилий. А чтобы не было конфликтов на дороге, надо просто не нарушать правила дорожного движения. И все будет хорошо.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников