Учебный год подходит к концу, и самое время подвести итоги проделанной работы. О том, как идет внедрение информационных технологий в работу столичных школ, «Труду» рассказал Александр Осин, директор Московского центра технологической модернизации образования.
Еще два года назад родители первоклассников штурмом брали школы, в которые они намеревались отдать свое чадо. Сейчас на то, чтобы записать ребенка в выбранную школу, уходит от силы 10 минут. Проблему решила электронная запись. Привычными стали и электронные дневники. Однако это только начало масштабных изменений в системе образования, которые будут происходить в ближайшие 5-10 лет.
Записаться? В один клик
— Александр Васильевич, я правильно поняла, что внедрение информационных технологий в столичную образовательную систему проходит поэтапно и первый этап уже завершился? Каковы его итоги?
— На самом деле я бы не делил этот процесс на этапы. Действительно, идет внедрение инновационных технологий в образование. Одна их часть касается организационной работы и контроля. К этой части относится запись в первый класс, введение электронных дневников и другие меры. Вторая затрагивает содержание образования (проведение мультимедийных уроков, электронные учебники). И эти процессы идут параллельно. Сегодня благодаря сотрудничеству с департаментом информационных технологий Москвы удалось решить проблему записи детей в первый класс. Новая система работает уже второй год, и претензий со стороны родителей нет. Мы регулярно проводим мониторинги, и данные исследований подтверждают, что ею пользуется 98% родителей.
— Получается, новшество восприняли на ура?
— Я не сказал бы, что это были восторги. Скорее его восприняли как должное, ведь так всем удобнее. И это, пожалуй, лучшая оценка.
— Внедрение новых форм работы — это программа, разработанная столичным департаментом образования?
— Разумеется, существует концепция информатизации образования, разработанная в департаменте образования Москвы, и мы действуем в рамках этой концепции. Помимо этого есть федеральная программа развития образования, и эти программы между собой коррелируют. Но федеральная и региональные программы могут различаться в деталях.
Дневник для родителей
— А что с электронными дневниками? Они теперь есть во всех школах?
— Начиная с прошлого года электронные дневники используются в 100% московских школ. При этом существует несколько типов электронных дневников.
— Их утвердил департамент?
— В этом нет необходимости. Объясню почему. В свое время разные компании делали свой продукт на разных программных платформах, содержательный смысл же во всех дневниках одинаковый, а потому есть возможность их интегрировать. Это означает, что мы можем собирать данные из всех систем в одном месте, что и было проделано с помощью департамента информационных технологий. Сейчас дневники интегрированы, и на портале госуслуг можно будет ознакомиться с общей информацией, содержащейся в них. В скором времени эта услуга станет доступна москвичам.
— Электронный дневник удобен для родителей. Вот только зачем в школах до сих пор ведут два журнала: электронный и обычный?
— Этот вопрос не один раз обсуждался на селекторных совещаниях. На первых порах обычный журнал педагоги вели для перестраховки, на случай технического сбоя. Сейчас, когда очевидно, что система работает, необходимость в этом отпала. Тем более что департамент не требует вести два дневника. Это инициатива самих школ.
Учебники «пойдут в народ»
— Уроки с применением мультимедийных технологий разрабатываются только для старшеклассников?
— Слово «мультимедиа» (от лат. multum — много и media — средоточие, средства, способы) в дословном переводе означает «многие способы». И на самом деле элементы мультимедийных технологий дети изучают фрагментарно уже с первого класса в соответствии с федеральными образовательными стандартами нового поколения. Младшие школьники теперь не просто учатся работать на компьютерах, они умеют делать видеомонтаж, рисуют, создают несложную анимацию, а это все элементы мультимедийных технологий. В первых классах раньше дети изучали буквы и цифры, чтобы научиться читать, писать и считать, а потом с помощью этих знаний изучать другие предметы. Ровно так же сейчас в первых классах они учатся обращаться с элементами мультимедиа (звук, видео, картинки), а в средней и старшей школе с помощью этой современной азбуки изучают предметы.
— Разумеется, без современных гаджетов трудно представить образовательный процесс, но электронные учебники — это все равно что полет на Марс...
— Согласен, на сегодняшний день — это вершина мультимедийных технологий. В прошлом году правительство Москвы, чтобы простимулировать развитие электронных учебников, объявило через департамент образования конкурс, победители которого получали гранты. Было заявлено 88 программных решений на 20 лотов. Из них выбрали всего 11. Это те варианты, что с учетом доработки на деньги гранта (около 5 млн рублей каждому участнику, хотя сам учебник, конечно, на порядок дороже) могли использоваться в школе. И с марта этого года они проходят апробацию в 60 столичных школах.
Вообще электронный учебник — это, конечно, революционная технология. Ведь как было раньше? Школьники получали информацию от учителя и дома из учебника, практические занятия проходили в школе, и аттестацию учащиеся, как правило, также проходили в школе. А электронный учебник позволяет все это делать дома. Причем текстовая информация в объеме учебника занимает всего 5%. Помимо этого добавлены иллюстрации, звук, видео, анимация. Добавлены гиперссылки, по которым по цепочке можно раскручивать тему и получать максимально полную информацию.
В итоге получение информации стало на порядок более удобным, качественным и увлекательным. Но главное — в электронный учебник включены интерактивные модули, которые позволяют провести в виртуальной реальности любые практические занятия, от обычной лабораторной работы до похода в Лувр или в Третьяковку.
— Эти учебники универсальные или по каждому предмету нужен отдельный вариант?
— Для каждого предмета разработан конкретный учебник. Сейчас в апробации 11 учебников, а вообще в Москве, например, используется до 300 вариантов различных учебников. Так что 11 электронных — только начало.
Сейчас мы смотрим на реакцию детей, родителей и педагогов. Внимательно собираем их замечания и предложения. Больше всего новые учебники, конечно, понравились школьникам. Родители их восприняли настороженно, но тоже с интересом. Сложнее всего придется педагогам, потому что со временем им нужно полностью перестраивать свою работу. Этот учебник многое дает детям, но и многого требует от учителей. Но, как показал эксперимент, у нас очень прогрессивные педагоги. Многие учителя правильно проводят свои уроки: они дискутируют со школьниками, заставляют их мыслить и тем самым индивидуализируют образовательный процесс. Им этого учебника как раз и не хватало. Сложнее придется преподавателям, которые по старинке читают лекции по бумажке.
— И когда же учебники пойдут в народ? Каковы прогнозы по их внедрению?
— Думаю, в ближайшие пять лет возникнет огромное число электронных учебников. Как говорят физики, образуется критическая масса. Это мировой тренд, от этого никуда не деться. Вот только глобальная перестройка учебного процесса — это очень долгая работа. Думаю, эффективно использоваться они будут только лет через 10.
Цифры
Более 1,5 трлн рублей запланировано выделить из городского бюджета на реализацию государственной программы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») на 2012-2016 годы.
Компетентно
Исаак Калина, руководитель департамента образования Москвы
— Сегодня активно внедряется новый федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы, который, может быть, не очень понятен родителям, а когда плохо понятен, то плохо принимаем. Но для этого родителям нужно, мне кажется, сказать себе одну-единственную фразу: «Если бы мы 100-процентно понимали, что изучают наши дети и внуки, это означало бы, что ни мир, ни школа не меняются, что никакого развития в этом мире нет и что дети дальше нас не пойдут. Дети пойдут дальше нас, намного дальше в сегодняшнем мире». Поэтому что-то будет обязательно непонятно, и к этому надо относиться очень спокойно, я бы даже сказал, с огромным интересом. Может быть, просто родителям сегодня стоит обновить свое образование, обучаясь вместе с детьми.