- Когда мы поняли, что наконец победили, - рассказывает солистка Оля Сергеева, - это было счастье, экстаз, мы орали, как сумасшедшие. И самое удивительное - все мы там, за кулисами, вдруг заплакали. Это было так странно! Американцы вот не плачут от счастья...
Еще бы не расчувствоваться сибирякам - они выиграли там, где это, кажется, в принципе было невозможно. Обошли американцев в их исконном жанре, да не где-нибудь - в Чикаго, мировом джазовом центре. До сих пор "Золотой Лео", имеющий вид танцевальной туфли (правда, больше смахивающей на ботинок), лишь дважды доставался представителям других стран: японцам, когда конгресс проводился в Японии, и мексиканцам - соответственно в Мексике. Теперь к нашим ребятам частенько подходят и говорят: хорошо бы очередной конгресс провести в России, в Красноярске.
Но в России танцевального джаза почти нет, соревноваться не с кем и ехать сюда таким именитым хореографам, как учредитель всемирного форума Гас Джордано, балетмейстеры Джо Тримэйн, Джо Лантерри, Франк Хэтчат, - вроде бы и незачем.
А в Красноярске, на сцене лучшего в городе Большого концертного зала, где балет Терешкина работает, нет даже элементарного пластикового покрытия. О том, что это такое, когда, с одной стороны, зеркальный пол не скользкий, а с другой, если в танцевальном вихре упасть на колени, по нему можно проехаться метров 10 - 12, здесь знать не знают. И все-таки, несмотря ни на что, после семи лет попыток "Джаз-балет Валери", так коллектив именуется за рубежом, получил своего "Золотого Лео".
- Впервые на конгресс мы поехали в 1996 году, тогда он проходил в Вашингтоне,- рассказывает балетмейстер Валерий Терешкин. - Явились с намерением покорить мир, я привез самых красивых девушек... Но выглядели мы, наверное, весьма странно. Если бы в Красноярск приехал какой-нибудь черный американец и начал плясать "барыню" под балалайку - это смотрелось бы примерно так же. Не завоевали тогда ничего. Но мы стали приезжать снова и снова, 7 раз подряд. Постепенно мы прониклись тем, что джаз - специфическое искусство, его надо серьезно изучать. В 97-м году нам посчастливилось взять серебряный кубок, их вручают молодым исполнителям, тем, кому нет еще 21 года. В последующие годы получали "бронзу" (дважды), "серебро"... И вот теперь - "золото".
Можно представить, сколько сил потребовала эта борьба. А ведь есть еще и основная работа. "Свободный балет" трудится в составе Красноярской филармонии - раз в месяц дает большие концерты в краевом центре, а все остальное время колесит по региону. Бывало, выступали в хлипких деревенских клубах в самые свирепые морозы - зрители в зале сидели в шубах и валенках. Сельские пожилые дамы после концертов подходили к ним и, роняя слезу, благодарили: "Спасибо, что приехали, мы такого не видели никогда". Джаз - вольная, не терпящая жестких рамок импровизация, идущая от сердца к сердцу, - завоевал и сибирскую глубинку.
Они успели вырастить своего зрителя, в Красноярске теперь джазовые танцы неизменно собирают аншлаги. С балетом часто работает знаменитый пианист, москвич Даниил Крамер - поездив по России, он с удивлением обнаружил, что джазовый танец у нас-таки есть. Крамер регулярно приезжает в Красноярск, под игру пианиста "терешкинцы" выступали и в столичном Зале имени Чайковского. Ими созданы целые спектакли - "Розовая пантера" для подростков, "Мадам Свинг" с легким уклоном в эротику - для взрослых.
Терешкин много работает с детьми - четвертый год ведет студию джазового танца по собственной методике. Главный смысл: не калечить юные души муштрой, как это, увы, бывает в академической хореографии. Отдачи, впрочем, джаз требует не меньшей, но он воспитывает в маленьких артистах прежде всего раскованность и искренность самовыражения. В студию берут всяких - высоких и маленьких, толстых и тонких, и в каждом стремятся развить индивидуальность. Этот же принцип работает и во взрослой команде....
Кроме того, Валерий Терешкин - похоже, хороший стратег. Готовясь к конгрессу, он не только фантазировал, но и очень скрупулезно все рассчитывал. Три номера, которые они привезли в Чикаго, были, что называется, из разных опер. Первый - "Стена из шести тел" - хорошо прошел бы в Париже или Москве, потому что сделан по-европейски серьезно, с грустными нотками. Второй номер - "Высокое напряжение танца" - наоборот, ставился в расчете на американскую публику. И, наконец, третий, который Терешкин заранее считал ударным, победным, получился ни на что не похожим. Композиция "Целуй меня", поставленная в сумасшедшем темпе, нашпигованная самыми разными жанровыми элементами - от музыкальной комедии до пантомимы и трюков - вызвала фурор.
- Знаете, мы вернулись с победой, - говорит Терешкин, - но я сейчас нахожусь в ужасном настроении, ночей не сплю. У меня какой-то комплекс появился - должен сделать что-то новое, невероятное, чтобы было лучше прежнего. По условиям конгресса золотые призеры не могут больше принимать участия в конкурсе, зато каждый год мы вправе танцевать на шоу "звезд" вместе с самыми сильными артистами мира. Сейчас, хотя официально мы еще в отпуске, начали готовить новый спектакль, он будет называться "После Чикаго". Самые сильные впечатления объединятся в некий обобщенный сюжет, держащийся на настроении, нерве. И обязательно должен быть живой звук - может быть, два барабанщика, может быть, саксофонист. Да ничего я пока точно не знаю - это же джаз!