«Когда меня освистали, я чуть не умер»
— Почему на свой нынешний концерт из цикла «Хворостовский и друзья» вы пригласили именно Марчелло Джордани?
— Марчелло я давно знаю. Он очень хороший тенор, у него потрясающие верхние ноты! Он — человек с бездной юмора, правда, черного. Мне нравится с ним иметь дело. С ним у меня связан первый опыт, когда меня освистали, а я и не понял. Мы с ним в Вене пели «Пуритан» в 1994 году. Пласидо Доминго дирижировал. А я тогда не знал, что такое «бу». Выхожу такой
— Публика «букала» справедливо?
— Нет, несправедливо. Это в любом случае хулиганство.
— А кого еще вы хотели бы пригласить себе в «друзья»?
— Я очень хотел, чтобы Сальваторе Личитра (итальянский тенор, которого называли «новым Паваротти». — «Труд») приехал. Никак не могу поверить, что его больше нет. Какая жуткая и нелепая смерть — разбиться на скутере! Три месяца прошло, а я до сих пор его часто вижу — или во сне, или просто иногда закрываю глаза, и передо мною его лицо — всегда улыбающееся: У меня много прекрасных коллег — замечательных певцов, которых, к сожалению, практически не знают в России. Я очень хотел, чтобы немецкий бас Рене Папе приехал. Человек он трудный, но большой артист. Или, например, очаровательная итальянка Барбара Фриттоли, или знаменитый аргентинский тенор Марсело Альварес, или тоже тенор Витторио Григоло, с которым я в
— А когда
— Я Аню
— Вас легко обидеть?
— Всякое предательство меня
— Вы
— Раньше дрался, а теперь уже много лет, даже десятилетий, никого не ударил: Я стараюсь не осуждать людей. Прохожу мимо и даже не говорю, что этот человек — какашка… Просто принимаю людей или нет.
«На гала-концерте в Большом за сценой творился бардак»
— Какие ощущения у вас остались от участия в
— Большой театр — красивый, как всегда. Блистающий золотом, пурпуром зал… Но человек красит место, а не место человека. Посмотрим, что будет. В театре теперь свежие стены, все новое. Хоть и говорили, что реставрация была максимально бережной, я, честно сказать, в эти дела не верю. В театре новая акустика —
Мне было хорошо в Большом театре. Мои родители были, моя жена тоже приехала. Они посмотрели театр, себя показали, познакомились с Дмитрием Медведевым, пожали руку Елене Образцовой, поцеловались с Тамарой Синявской, встретились с Евгением Нестеренко, Зурабу Соткилаве посмотрели в глаза. В общем, я остался доволен, все были счастливы. Хотя на самом
— Неужели вам ослик не понравился?
— Да, ослик! Это было прямо в стиле Дзеффирелли, у которого практически ни одна постановка не обходится без
— К сожалению, Анжела Георгиу неудачно выступила в Большом театре — пела по нотам...
— Она все равно лучшая! За ее роскошный голос, феноменальное звуковедение ее нужно любить и уважать. Прощать ей все. Просто Анжела не может жить без конфликта. Она этими конфликтами подпитывается. И просто приехать в Москву и спеть на концерте — для нее это было скучно. Поэтому она решила закатить скандал по поводу пюпитра, который ей принципиально не разрешили вынести на сцену. Хотя что тут особенного, не понимаю. В
«Мозг Гергиева устроен как у женщины»
— Вы видели премьеру «Руслана и Людмилы» в Большом театре?
— Нет. Не могу представить, как бы я высидел четыре с половиной часа. Я не так сильно оперу люблю (шучу!). Для меня сидение по четыре часа в самолете — это каторга, мне нужно бегать, шевелиться, иначе я ужасно себя чувствую. Невозможно в опере сидеть так долго. Ну если только
— С Валерием Гергиевым вы, к сожалению, редко работаете.
— Гергиев — величайший музыкант нашего времени, глыба. Человек, который успевает одновременно делать столько, сколько другие не смогут никогда. Наверное, его мозг устроен как у женщины — он «многостаночник» и одновременно способен делать несколько вещей, причем абсолютно несовместимых, не теряя контроля над ними. Женщина может ехать за рулем, красить губы и одновременно разговаривать по мобильнику. Однажды я лично был свидетелем того, как с ним происходило
— А можно ожидать, что это ваше выступление в Большом театре будет иметь продолжение?
— Конечно, я выступал с умыслом. Просто так я бы не согласился. Без умысла я практически ничего не делаю. Жизнь — она короткая. Хотелось бы сделать
— Вы имеете в виду прежде всего свои проекты с Игорем Крутым?
— Все свои концертные выступления, и работу с Игорем тоже. Часть нашей новой работы, второй после «Дежавю», уже была показана в Юрмале летом. Игорь — великолепный мелодист, и, кажется, красивая программа получается. Премьера ее назначена на осень будущего года. Сейчас Игорь пишет для женщин — Лары Фабиан и Суми Джо. Посмотрим, что получится. В принципе я готов к тому, что песни появятся только в последний момент и мне надо будет успевать и записывать, и учить их одновременно.
«Предложения рекламировать водку всегда отклонял»
— А почему вас вдруг на сладкое потянуло — вы же снялись в телерекламе шоколадных конфет?
— Всякая реклама — это, конечно, заработок. Но я эти конфеты и вправду всегда любил. Мне много что порекламировать предлагают — в
— Сейчас в российском прокате идет красивый фильм «Музыкальная одиссея в Петербурге» — ваш бенефис в дуэте со знаменитой американской певицей Рене Флеминг. А почему, вопреки первоначальному замыслу, вы отказались выступать в картине в амплуа гида, передоверив эту миссию своей партнерше?
— Меня тянули за уши, а я упирался. И уперся. Наверное, обидел этим многих. Но я категорически не хотел этим заниматься с самого начала. Просто люди, может быть, недопоняли. Надо было, может, не десять, а сотню раз повторить… Ну, пришлось топнуть ногой. Кстати, в русской версии фильма убрали практически все монологи Рене, потому что это не нужно нашей публике. Сосредоточились на музыке, на великолепных видах дворцовых залов Петербурга.
«Не нравится снимать штаны перед секьюрити»
— Почему в последнее время вы довольно много по сравнению со своими столь же именитыми коллегами стали выступать не в столичных городах России?
— Много лет назад, мальчиком еще, я был на локальных гастролях
—
— Мне не нравится болтаться по аэропортам и снимать штаны перед секьюрити. Всех поставили раком. А если ты уважаемый, известный человек, то служащий у проходного экрана будет рад тебя унизить только потому, что он в дерьме, а ты — в облаках. Поэтому я эти дела не люблю, не любил и никогда не буду любить. И это отнимает огромную часть моего времени и
— Это как — в коконе?
— У меня есть определенный круг людей, которых я люблю и допускаю до себя, с которыми мне комфортно. Хотя, конечно, у меня работа публичная, я весь открыт. Но на сцене я другой человек. А когда приходит время закрываться, я закрываюсь.
— Но ведь наверняка многие признаются вам в любви. Как вы реагируете?
— Отношусь к этому с юмором. А как
— После долгого тура по России и ее окрестностям — от Ташкента до Омска, от Киева до Казани и от Рязани до родного Красноярска — у вас какие планы?
— Под Рождество закончу болтаться по городам и весям нашей страны и улечу в Америку. Там у меня начинается серия спектаклей «Эрнани» в
— Главный музыкальный журнал Америки — Opera News — назвал вас среди своих героев за прошлый сезон. Это звание считается очень престижным. Оно важно для вас?
— Нет. Любая награда, любое звание означает, что
— И как ваши Нина и Максим поживают?
— Хорошо. Максиму восемь лет, Ниночке — четыре. Дети радуют меня и мою жену. Они —
Резюме «Труда»
Дмитрий Хворостовский, оперный певец
Родился в 1962 году в Красноярске.
Учился в Красноярском институте искусств, окончил в 1988 году.
Работал в 1985–1990 годах солистом Красноярской оперы. С
Основной репертуар — итальянские и русские оперы. Номинант «Грэмми» за DVD «Евгений Онегин» (2009 год).