По решению суда собственника лишили приватизированной квартиры за незаконную перепланировку. 17 декабря это решение вступает в силу.
Что же такое надо было сотворить с жильем, чтобы совсем его лишиться? Да вроде бы ничего особенного: в процессе капитального ремонта хозяин сделал перепланировку квартиры. Вот только одна из стен, которую по ходу дела пришлось подвинуть, оказалась несущей. Разрешения, естественно, на это не получал, да и получить не мог, поскольку такие действия запрещаются. Поскольку существует риск обрушения дома. И такие случаи были: в Ярославле, например, из‑за схожей перепланировки одной из квартир рухнул весь подъезд.
Хозяин квартиры в доме 21, корпус 1 по улице Бирюлевской снес стену между комнатами. Беспокойные соседи пожаловались на шумный ремонт. Нагрянули с проверкой представители Мосжилинспекции. Сначала собственнику выдали предписание восстановить несущую стену, которое тот проигнорировал, потом оштрафовали на 2,5 тысячи рублей. Целых три года Мосжилинспекция пыталась добиться исполнения законных требований и в мае 2013 года обратилась с иском в Нагатинский райсуд. Тот встал на сторону инспекторов, лишив нарушителя права собственности на жилое помещение. Квартиру продадут на публичных торгах, вырученные деньги отдадут хозяину, правда, вычтут расходы на исполнение судебного решения. Новый собственник в качестве обременения будет обязан восстановить порушенную стену.
Теперь в Мосжилинспекции говорят: лишение права собственности на жилое помещение – это крайняя мера, но она будет применяться и впредь, если незаконная перепланировка угрожает жизни и здоровью людей и при этом исчерпаны все другие способы ликвидировать опасность. В общем, с легкой руки суда, создавшего прецедент, бездомных может прибавиться не только в Москве, но и в стране.
С приватизацией жилья многие новоявленные собственники взялись за перестройку. Дружно ломали перегородки, расширяя жизненное пространство. Сколько жителей перепланировали за минувшие годы свои квартиры, подсчету не поддается. Чтобы оценить масштаб квартирных перестроек и как-то упорядочить этот процесс, в 2011 году в Москве даже объявили амнистию для доморощенных «перепланировщиков». Городские власти призвали легализовать переделку, упростили порядок согласования перепланировки квартир, в округах открыли службы «одного окна». Даже предложены варианты типовых проектов. В первый же год 27 тысяч москвичей обратились за амнистией.
Но, конечно, далеко не все получилось узаконить. Как рассказал замначальника Мосжилинспекции Вадим Соков, один небедный гражданин купил в доме на проспекте Мира многокомнатную квартиру и стал делать в ней бассейн. Замуровал стены, сделал гидроизоляцию. Инспекторы подоспели как раз к моменту, когда он собирался залить в свой бассейн 20 тонн воды. Заставили все восстановить.
А всем тем, кто допустил нарушение и устранять не пожелает, остается надеяться, что всех нарушителей не поймают. Ведь в квартиру инспекторы без разрешения не войдут – только по решению суда. Но тут, похоже, дорожка уже протоптана.
«Если возможны негативные последствия, выдаем предписания устранить нарушения, – рассказывает Вадим Соков. – Если это не делается, обращаемся в суд. В год Мосжилинспекция ведет по 600–700 процессов. У нас соглашение со службой судебных приставов, благодаря которому в этом году 200 человек стали «невыездными». Конечно, мы не можем проверить все квартиры. Но у нас в помощниках сами жители. В год в среднем получаем по 17 тысяч жалоб. Только где начинается ремонт – соседи сразу сигнализируют».
Мосжилинспекция предполагает завершить амнистию для перепланировщиков до 2015 года. До тех пор штраф владельцу квартиры не грозит, и в случае, если зданию не нанесено вреда, перепланировку узаконят. А вот если перестройка угрожает безопасности конструкции здания и владелец не желает вернуть конструкции на свои места, то перспектива лишиться квартиры становится очень даже реальной.