Главная Культура 01:01 07 Февраля 2020 1663
Снайпер навсегда

Диана Арбенина - о роке, песнях, гаджетах и детях

Александр Беляев
Диана Арбенина. Фото: © Komsomolskaya Pravda globallookpress.com

«Ночные Снайперы» возникли будто из ниоткуда в середине 90-х. С тех пор прошло более четверти века, андеграундный статус давно отменен, а «Cнайперы» под предводительством Дианы Арбениной выпускают все новые и новые песни, которые слушают и которым подпевают. Секрет популярности один: Арбенина — глубокий поэт, философ и собеседник, а к настоящему люди тянутся всегда: иногда — толпами, иногда — группками или поодиночке. В преддверии большого московского концерта группы мы решили выяснить у Дианы, есть ли на свете женский рок и если есть, то что это такое.

-Первые альбомы «Снайперов» выходили еще на кассетах, сейчас же любые носители — экзотика. Интернет изменил музыку или рынок?

— Во-первых, носители до сих пор вполне присутствуют в нашей жизни — и диски, и даже кассеты. Интернет — да, удобен, я сама — пользователь iTunes: там легко искать. Но неслучайно к нам вернулся винил. У меня хорошая вертушка, я часто покупаю пластинки — разумеется, речь о настоящих, а не таких, где просто CD перегнали в ретроформат... Короче, всему должно быть место. Я, кстати, с монитора не читаю — покупаю бумажные книги. Притом что, активно гастролируя, экономлю каждый грамм в чемодане, но место двум-трем книгам находится обязательно.

— В 90-е «Ночных Снайперов» относили к «женскому року». Вы там и остались?

— Не люблю теорий. Я просто пишу песни, они складываются в альбомы. Пишу много, альбомы выходят часто, паузы — пару лет, и такой темп мне по душе. Когда выхожу на сцену, должна понимать, что хочу сказать. А как это называется, что за жанр — не так уж важно... Тогда, в 90-х, действительно появилось много классных девчонок — интересных, самобытных. Ну а сейчас точно нет ни женского рока, ни мужского — есть отдельные крепкие имена. Хотя в юности мне хотелось, чтобы было братство поющих и играющих независимую музыку. Но за 26 лет ничего подобного мне так и не встретилось.

— О вас прямо с любовью отзывается Юрий Башмет. Насколько ваше музыкальное образование и опыт помогают играть с классическим музыкантом?

— С Башметом встреча не была случайной. Я долго отказывалась от проектов с симфоническими оркестрами — после «Би-2», которые первыми у нас начали играть «симфонические» турне, это быстро стало конъюнктурой. Но как-то организаторы очередного «Нашествия» предложили мне оркестр, и я, чтобы от меня отстали, сказала: «Если оркестр, то только Юрия Абрамовича Башмета!». И мы познакомились, правда, гораздо позднее! Мне нужен был именно рок-н-ролльный дирижер, а у нас в стране это, конечно же, он, Башмет. Потом мы с ним сыграли много концертов, получалось классно, но всякий раз это напоминало хождение по хрупкому льду. Музыкантов много, а Башмет такой тонкий... Очень велика ответственность. Но мы с ним дружим по сей день, и, уверена, сотрудничество не закончилось.

— То есть грядут новые кроссовер-проекты?

— Я никогда ничего не планирую: живу спонтанно, ярко, эмоциями. Мы, «Ночные Снайперы», конечно, часть рынка, как и любая востребованная группа, но не его заложники. У меня достаточно свободы, чтобы делать то, что захочу и когда захочу.

— Ваши дети успешно занимаются музыкой. Вы их видите в будущем на сцене?

— Они ходят в музыкальную школу, как миллионы других детей. Слух есть, но никаких сверхъестественных способностей пока не наблюдаю. И упаси меня бог тащить их волоком куда-то и делать на ровном месте династию. Мне вообще бы не хотелось, чтобы мои дети стали музыкантами. Лучше Тема пусть будет хирургом, а Марта — киношником. Но не режиссером или актрисой, а, скажем, оператором. Но, конечно, решать им самим. А базовое музыкальное образование никакому ребенку не помешает.

— Говорят, если не «подсадить» ребенка на классику, он ее потом для себя уже не откроет...

— Да не надо ребенка ни на что подсаживать! Разве что на неравнодушное отношение к жизни, к тому, что его окружает. Когда меня принесли из роддома, родители включили «Времена года» Чайковского. И все детство меня потом пичкали Чайковским — в результате привили стойкое отвращение к классической музыке. Музыкальную школу я окончила, извините, с красным дипломом, но отвращение это не проходило много лет. К классике я повернулась лет в 30. А к рок-музыке — в 12-13. И все равно я очень благодарна родителям за то, что они мне, младенцу, включили тогда Чайковского. Ведь музыку стоит знать разную. Просто потом, развивая ребенка, желательно следить, чтобы в уши ему не вливалась помойка.

— Скоро выходит ваша авторизованная биография. А почему вы не стали писать ее сами?

— Упаси меня господи в 45 лет писать свою биографию! Когда не сделала и половины того, чего хочу. Вот лет этак в 75 можно и попробовать — если еще захочется писать и будет про что. А так все эти годы я пишу песни, в которых мысль и мелодия бегут впереди всего остального. Но их слияние с собственной же мыслью, мне кажется, важно для любого артиста. Всегда ловила себя на ощущении, что Григорий Лепс или Валерий Меладзе сами пишут себе песни. Просто не понимаю, как можно так убедительно петь чужое.

— Как вы, артистка (подчеркиваю это слово!), относитесь к нынешней моде на феминитивы?

— Если говорить про «школьницу» или «учительницу», то это часть русского языка. Нормально отношусь. «Поэтесса», «музыкантша» — вообще не звучит, вызывает отвращение. Возвращаясь к вопросу о женском роке: в музыке в сухом остатке пол неважен. Никому не придет в голову педалировать: «Эдит Пиаф — это же женщина!» Ну женщина. Но она покруче многих мужчин, в том числе своих же авторов. Они не смогли спеть то, что сами пишут, а она спела! И Жанна Агузарова — не музыкантша, она — планета. И Дженис Джоплин тоже никакая вам не рокерша... Когда нечего сказать про группу, кроме того что там не фронтмен, а фронтвумен, то, возможно, девочкам имеет смысл найти другое занятие. Например, выйти замуж. Кстати, семья — это очень важно, гораздо важнее, чем рок-музыка. Говорю это абсолютно серьезно.

— Вот если послушать некоторых певиц, то создается ощущение, что Россия — страна, населенная обиженными девочками...

— Обиженные мне не близки, я их всегда побаивалась, поскольку они агрессивны. Вообще недолюбленность провоцирует жестокость. Я ограждаю себя от такого: не смотрю в кино чернуху, не смакую плохие новости. Живу, конечно, не в раю и не во внутренней эмиграции, просто от меня все подобное отлетает, как от машины капли дождя. Но тут важны оттенки. Поющая женщина, если она поет, а не произносит слова надутыми губищами, всегда несет грусть. Пиаф грустная. В Земфире для меня много грусти и одиночества. Это примеры людей умных, думающих.

Вот и мне хотелось бы до конца дней оставаться человеком думающим, неравнодушным, оголенным, вспыльчивым, ранимым, нервным. И краснеть от скромности до седых волос. Оставаться ребенком, но не инфантилом. Если человек на сцене поет об этом — об этом живет, я бы сказала, — меня это более чем устраивает. А вообще-то Россия всегда была страной думающей, но веселой, даже разухабистой. А мы — дети ее. Не будьте обиженными — будьте благодарными, и тогда у вас будет не бревно на спине, а два крыла. И смотреть вы будете не на грязь, а в небо.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8911
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5727
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4351
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?