Главная Культура 00:09 07 Апреля 2017 3041
На пути к Берингову тоннелю

Избранные места из последних выступлений Евгения Евтушенко

Сергей Бирюков

Он до последнего жил и дышал встречами с читателями. Ради них пускался в самые далекие маршруты, и никакая болезнь не могла его остановить. Нет сомнения, если бы судьба подарила ему еще хоть полгода жизни, Евтушенко отправился бы в очередное странствие через всю Россию, которое наметил на это лето... А я вспоминаю его выступление 3 июня 2016 года на Красной площади столицы.

После выступления на Красной площади 3 июня 2016.года. Рядом с поэтом - его жена Мария

Оно стало центральным событием книжного фестиваля. Как бывало в последние годы, мысль поэта постоянно возвращалась к войне, выпавшей на его детство. А кремлевские куранты каждые 15 минут вторили читавшему стихи Евтушенко. Я и сейчас их слышу в записи, сделанной в тот день.

Ведро сгущенки

— Лет десяти мне довелось стоять на крыше московской школы с ведерками песка и лопатками — мы тушили немецкие зажигалки, — рассказывал Евгений Александрович. — С той поры я получил много разных дипломов и грамот, но самой почетной для меня остается справка о том, что я был защитником своей московской школы.

Как-то мама уехала и оставила мне продуктовые карточки — свои и приехавших в Москву бабушек... Давали же по этим карточкам то, что было. Никогда не забуду, как мои карточки отоварили одной сгущенкой — налили ее в брезентовое ведро, из которых поят лошадей. Я вернулся к себе на 4-ю Мещанскую, усадил вокруг ведра всю дворовую пацанву, и мы макали в сгущенку хлеб, у кого он был, а кто ложками зачерпывал... После этого отбило у меня вкус ко всему сладенькому, в том числе и к переслащенным чересчур стихам.

В войну мы, мальчишки, покупали пачки папирос-гвоздиков и продавали их поштучно. Мое торговое место находилось на углу Колхозной площади и Сретенки. И вот майский день, вдруг прошел слух, что немцы капитулировали. И мы кинулись на Красную площадь. Она была заполнена народом. И мы раздали свои папиросы. Всюду стояли патефоны, образовались стихийные танцы. Хорошо помню, я смотрел на ноги женщин. Ни одной на каблуках, сплошь кирзовые сапоги или танкетки на деревянной подошве. Танцевали друг с другом, с нами, мальчишками, потому что мужчин не хватало. А под голубыми елями целовались... Вот такая была незабываемая праздничная карусель победившего народа!

О чем рассказала пробитая шинель

А эту запись я сделал в Москве в зале Чайковского в мае 2015-го. И снова Евгений Александрович обратился к теме Великой Отечественной. «Давайте сейчас попробуем вернуть мое детство, 1941 год. Я вам прочту отрывочек из моего нового романа, я над ним долго работал... Написано это все с натуры», — предварил свое чтение Евтушенко. Запись эту мы и воспроизводим сегодня.

— Да ты не бойся этих шинелей. Я тоже сначала боялась, а теперь привыкла, — тихо сказала мне девочка в вязаной шапочке с помпонами, из-под которой, как два язычка пламени, торчали ее огненно-рыжие косички.

— Я не боюсь, — соврал я, поправляя слишком большую, сползавшую на лоб солдатскую шапку с помятой алой звездой и еле заметной пулевой дыркой. На полу марьинорощинского швейного ателье мерзлыми штабелями лежали красноармейские шинели, только что привезенные для починки с фронта, который все приближался и приближался к Москве. Шинели были пробиты пулями и осколками снарядов, шинели были в снегу и во льду. Но и снег и лед были красного цвета. Шинели оттаивали медленно, потому что крохотная железная печурка, которую топили старыми газетами, грела плохо, и в щелях пола проступал иней. Школьники, такие же как я девчонки и мальчишки, расположились прямо на круге этих шинелей, очищая их молотками и половинками кирпичей от кровавых ледяных наростов. Лишь после этого шинели попадали в руки портних. Портнихи в ватниках и шубейках сидели на столах, поставив ноги в валенках и сапогах на табуретки. Портнихи дышали на синие от холода руки. Их иглы были неуклюжи, а швейные машинки стрекотали невесело. Шинели выглядели, как тяжелораненые на операционных столах в руках у хирургов. Шинели были самыми молчаливыми ранеными на свете и не стонали, когда портнихи кромсали их ножницами, отрезая кровавые клочья, и терзали крупными, почти сапожными иглами, накладывая швы и делая иногда из двух или трех шинелей одну.

Евгений Александрович подписывает книги своим поклонникам

— Смотрите, что я нашла в кармане шинели, — полушепотом сказала девочка с помпонами. Вообще-то ее полное имя было Лариса, но все ее звали Лорой. Мы жили в одном и том же дворе. И учились в одной и той же школе, хотя и в разных классах. На ее маленькой, обсыпанной чернильными пятнышками ладони лежал мраморный кусок сала, чуть розоватый, с темно-красными прожилками, а к серебристой кожице с лиловатым ветеринарским штампом еще прилипали клочки газеты, в которую это сало было обернуто.

— Хочешь есть? — спросила Лора.

— Хочу, — ответил я.

— Я тоже, — сказала Лора. — А хлеб у тебя есть?

— Нету.

— И у меня тоже нету.

— А нож?

— Тоже нет.

— Ну, тогда будем кусать... Кто первый? — голос девочки сразу стал деловитым.

— Ты женщина, ты первая, — буркнул я.

— Мерзлое, зубы ломит, — сказала девочка, протягивая кусок с оттиском своих зубов. Я так и впился в сало, перемалывая его зубами и глотая вместе с газетными буквами. За шматок сала такой же величины наш сосед по 4-й Мещанский тихий бухгалтер Бубенский отдал старинную музыкальную шкатулку, изнутри которой на крошечном облупившемся коне с отломанным хвостом выскакивал крошечный гусар в фарфоровом алом ментике, вскинув фарфоровую позолоченную трубу, откуда раздавались тоненькие, но все-таки победные звуки.

— Кусай еще, не стесняйся, — сказала Лора. — Ты больше меня и тебе больше надо, хотя ты помоложе. Тебе, насколько я знаю, 10? — она испытующе посмотрела на меня, как будто догадываясь, что я обычно прибавляю себе годы. Мне все время хотелось побыстрее постареть. Но не получалось. Правда, долговязые выглядят взрослее.

— Десять, десять, — торопливо заметил я, предательски краснея.

— Ну вот видишь, а я старше, мне целых 12. А ты знаешь, а ведь он был старшина.

— Кто он?

— Ну тот, чье сало мы едим. Петлицы на шинели старшинские.

— Да ты что, есть перестала? Мы у него не украли, он же все равно убитый.

— Откуда же ты знаешь?

— А у него на шинели две дыры большущие с рваными краями, одна на груди, другая на спине. Наверное, снарядный осколок... Да ты ешь, ешь. Чего добру пропадать-то.

Этот серебряный кусок сала был неожиданнее серебряного слитка. В карманах шинелей редко можно было найти что-нибудь: их уже проверяли до нас. Монеты почти не попадались. Когда мы выворачивали карманы, из них чаще всего сыпались только сухарные или табачные крошки. Состукивая мерзлую кровь с пробитой солдатской шинели, я вдруг ощутил, что мой молоток ударил по чему-то твердому. Я нащупал нечто зашитое в подкладку. Я протянул девочке шинель:

— Смотри-ка, что это?

— Наверное, что-то особое, секретное, — прошептала Лора почти неслышно, и глаза ее заволокло дымкой предвкушения тайны. Она, недолго думая, распорола подкладку ножницами. Там был маленький металлический складень. Когда мы его раскрыли, то увидели изображение женщины с ребенком на руках. Ее темное, словно обугленное лицо проступало внутри вырезов чеканки. Я никогда не видел этой женщины и этого ребенка.

— Кто это? — спросил я.

— Не знаю, — ответила девочка. Она показали нашу находку старшей портнихе, высокой властной женщине с мужскими крупными руками и седой челкой, нависавшей над сосредоточенными глазами. Мы слышали, что у нее в самом начале войны пропал без вести сын, но сама она об этом никогда не говорила.

— Вы вправду не знаете, кто это? Да вы что, дети, в церкви ни разу не были? Иконы ни разу не видели? — неверяще спросила она. А потом грустно спохватилась: — Ах да, вы же октябрята. Я и забыла, что в церковь теперь дети не ходят, только одни старухи. Эта женщина — Матерь Божья, а младенец — Иисус Христос.

Мы с девочкой непонимающе переглянулись.

— А Христос кто? — набрался смелости я.

— Бог.

— А Бог кто?

— Тот, кто все видит.

— И нас сейчас?

— И нас, — и тут же, сама всевидяще заметив, что происходит за три стола от нее, крикнула молодой портнихе: — Эй, красавица! Покажи мне шинель, которую ты починила. Ты чего мне натворила? Да левый рукав у тебя от шинели с майорскими нашивками, а ты к нему пришпандорила правый с лейтенантскими. А ну давай отпарывай...

Старшая портниха осторожно затворила складень и протянула его мне:

— То ли ты Бога нашел, то ли Бог тебя. Теперь смотри, с Богом не расставайся.

А на продавленном диване перед нами спал совсем юный лейтенант, не сняв ни собственной видавшей виды шинели, ни варежек, ни хромовых сапог, совсем не по-фронтовому новеньких, сверкающих, словно у танцора из ансамбля красноармейской песни и пляски. На полу прикорнул шофер, не старше лейтенанта. Только сапоги у него были другие, кирзовые, с латками на внутренней стороне голенища. Борта стоявшего у крыльца ателье грузовика, на котором с фронта прибыл невеселый груз с шинелями, были изрешечены пулями не меньше, чем сами шинели. Лейтенант время от времени вскакивал, протирая крестьянской вязаной варежкой с красным петушком воспаленные глаза, и, убедившись в том, что работа идет, снова рушился в сон. Он ждал, когда шинели будут готовы, чтобы опять отвезти их на фронт, под новые пули. У лейтенанта было почти младенческое нежное лицо.

— Как на девочку похож, — вздохнула молодая портниха, несмотря на военное время с накрашенными, хотя и в меру, губами и с бигудями, ощерившимися из-под шерстяного платка. — Сапоги-то у него хороши, а вот шинель-то его никудышная, вся в прожжелинках, — она на цыпочках подошла к лейтенанту, присела на край дивана и тихонько начала заштопывать его шинель прямо на нем. Перекусывая нитку, она наклонилась и быстро поцеловала лейтенанта в щеку, но только кончиками губ. Тем не менее ее губы остались на его щеке неярким розовым дымчатым очертанием. Портнишка тихонечко стерла след поцелуя кружевным батистовым платочком:

— От него войной не пахнет. А знаете чем, девчата? Жасмином. У нас во дворе большущий куст стоит, я в детстве любила в жасмин лицо прятать. Жалко, что я для лейтенанта старая. Ему, наверное, лет 20 с поросячьим хвостиком, а мне за 20, но уже с длинным коровьим хвостищем.

Тем не менее прежде чем продолжать работу, она скорехонько избавилась от бигудей, и, высвободив из-под платка созданные ими кудряшки, штопала быстро, ловко, но когда нужно было вдеть новую нитку, то привычно послюненный хвостик нитки никак не попадал в игольное ушко. Вдруг она остановилась:

— Ой, бабоньки, да тут на груди свежая штопка. У него у самого, видно, шинель с мертвого. Неужели и этого лейтенанта тоже... когда нибудь?..

— Не каркай! — оборвала ее старшая портниха.

— А меня разорвало пополам! — крикнул какой-то мальчишка.

Я постепенно привык к этим шинелям, обколачивая молотком кровавый лед на закраинах дыр и отдраивая сукно кирпичом. Руки у меня были красные от чужой, постепенно оттаивавшей крови и кирпичной крошки, но я уже не боялся этих шинелей. Монотонное постукивание молотком превратилось в скуку, а какому мальчику это может понравиться? Захотелось во что-то поиграть — а почему не в эти шинели? Найдя огромную дыру на спине, я закричал:

— А меня убило в спину!

Лора мгновенно подхватила игру, показывая шинель без правого рукава:

— А у меня оторвало правую руку!

— А меня ранило в плечо! — гордо показал кровавую дыру на шинели мальчишка по прозвищу Жиртрест, из последних московских детей-толстяков, уже редких в той ранней снежной осени 41-го года. В дальнем углу другой пацан с чувством превосходства опять торжествующе вскинул над головой уцелевшую половину шинели:

— А меня пополам разорвало, пополам!

Портнихи не останавливали этой страшной игры, продолжая чинить шинели. А мне казалось, что среди их молчания было слышно, как падают их тяжелые, как булыжники, слезы. Старшая портниха прощупала совсем незаметную дырочку на груди одной из шинелей и почти неслышно полусказала-полупрошептала, как будто тоже присоединяясь к нашей детской игре:

— А мне попали в сердце, — но не заплакала, а продолжала штопать, штопать, штопать.

P.S. Как сообщила вдова поэта Мария Евтушенко, роман «Берингов тоннель», над которым Евгений Александрович работал до последнего дня, вероятно, будет издан в этом году.

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 5395
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4465
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 4129
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4060
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 3973
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:50 / 22 Марта 2024 3887
Палитра не та…

Жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов

Сергей Беднов
Труд
Анна Михалкова в роли Вероники Васнецовой. Фото: kinopoisk.ru

Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего,...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?