Главная Экономика 00:09 07 Июня 2019 1411
Немая сцена на взлетной полосе

По следам сгоревшего суперджета

Анатолий Журин
Доклад представителя МАК слушали члены правительственной комиссии во главе с министром транспорта Евгением Дитрихом. Фото: globallookpress.com

Межгосударственный авиационный комитет представил правительственной комиссии доклад о майском крушении самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в аэропорту Шереметьево. После чего общественности сообщили, что отчет будет опубликован «после окончательной корректорской выверки». Осталось выяснить, кого из знатоков великого и могучего в авиационном ведомстве назначили старшим корректором... А вообще-то происходящее напоминает финальную сцену из гоголевского «Ревизора»: персонажи узнали страшную правду и потеряли дар речи.

Доклад представителя МАК слушали члены правительственной комиссии во главе с министром транспорта Евгением Дитрихом, руководителями надзорных органов, представителями ОАК и авиаперевозчика. Вряд ли эти люди узнали для себя что-то новое, поскольку им давно известны проблемы нашей гражданской авиации. Просто никто не хочет выносить сор из избы. После «корректорской выверки» общественность традиционно информируют о состоянии воздушного судна, действиях экипажа, диспетчеров и аварийно-спасательных служб. Находят и примерно наказывают стрелочников. После чего на свет появляется очередной перечень предписаний по ужесточению требований к безопасности полетов.

Но вопрос в том, кто и как выполняет рекомендации МАК по итогам расследования катастроф? Автор видел составленные как под копирку ответы из Минтранса с обтекаемыми формулировками: «предложения представляют интерес, но требуется дополнительная проработка». Когда и какая именно — покрыто многолетним туманом.

После майской катастрофы были сообщения о том, что пассажиры отказывались лететь суперджетами. Разобраться с техническими проблемами самолета потребовал совладелец группы S7 Владислав Филев. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), куда входят более 20 авиакомпаний и авиапредприятий, призвала Минтранс проверить системы самого самолета на соответствие сертификационным требованиям. Как заметил наш эксперт, «у специалистов появились новые вопросы при отсутствии ответов на старые».

Между тем последние события свидетельствуют о том, что вопрос безопасности полетов не следует сводить к проблемам конкретного самолета. Вот далеко не полный перечень недавних воздушных происшествий. 4 июня боинг авиакомпании «ЮТэйр» вылетел в Берлин, но вынужден был развернуться и запросить экстренную посадку из-за разгерметизации. А 3 июня боинг той же компании, выполнявший рейс Уфа — Сургут, прервал взлет: сработала индикация неисправности механизации крыла. А 30 мая эрбас «Аэрофлота» вылетел в Грозный, но вернулся из-за срабатывания датчика пожаротушения. 22 мая боинг компании «ЮТэйр» совершил вынужденную посадку в аэропорту Сыктывкара — отказ генератора. А 11 мая боинг компании Azur air, вылетевший из Нячанга в Новокузнецк, запросил экстренную посадку из-за срабатывания индикатора масляного фильтра...

Во всех случаях экипажи действовали грамотно и по инструкции, перед посадкой избавлялись от топлива. Но эксперты обращают внимание на то, что в основном это мелкие технические неполадки, которые в других обстоятельствах не помешали бы продолжить полет.

Нельзя сказать, что в Росавиации не видят происходящего. Еще в марте ведомство сообщало, что за прошлый год количество происшествий в коммерческой авиации увеличилось на 27%. Случилось 19 авиапроисшествий, в том числе девять катастроф с гибелью 104 человек. Инциденты становились следствием потери контроля над управлением в полете, выкатывания самолета за пределы полосы при посадке, столкновения с землей или препятствиями. По этому поводу Росавиация разработала свыше 250 рекомендаций, но...

На днях генпрокурор Юрий Чайка заявил депутатам Госдумы, что у нас «до настоящего времени не определены целевой и приемлемый уровень безопасности полетов и лицо, ответственное за реализацию программы, которая не актуализировалась с 2008 года». А в Минтрансе не разработаны нормативы сертификации авиатехники, ее производителей и подготовки персонала, не утверждены правила наземного и технического обслуживания самолетов, требования к их летной годности и стандарты профессиональных программ подготовки авиаспециалистов.

А наши эксперты добавляют к этому, что при попустительстве авиационных властей перевозчики вместо заботы о безопасности используют методы сокрытия форс-мажорных обстоятельств. И что болезнь приняла хронический характер. Метания в рамках «самолет — человеческий фактор» ни к чему не приведут, пока в отрасли не выстроена государственная техническая политика. И пока вопросами безопасности полетов в отрасли не займутся настоящие профессионалы, а не назначенцы из «эффективных менеджеров».

P.S. Так что же делать нам, пассажирам, — бояться или летать? В советские времена министр гражданской авиации Борис Бугаев призывал заменить слова «безопасность полетов» на «качество полетов», чтобы не нагонять страха на пассажира. Такая вот корректура... Остается только утешаться мыслью, что авиаперевозки были и остаются самым безопасными видом транспорта. На российских дорогах каждый год гибнут 30-35 тысяч человек, еще столько столько же становятся инвалидами. Но никому в голову не приходит отказаться от авто.

Ну а для того, чтобы спокойно садиться в кресло пассажира и лететь в свое удовольствие, нам не помешает узнать, какие меры будут приняты после выступления генпрокурора и обнародования доклада МАК. Скоро пора отпусков, так что будем надеяться, что ждать осталось недолго.

Кстати

Авиационный психолог Надежда Якимович говорит, что человеческий фактор остается главной причиной ЧП в воздухе и на земле. Они связаны с психическими нагрузками, стрессами, переутомлением и депрессией. После громкой катастрофы 24 марта 2015 года, когда немецкий пилот Андреас Лубиц закрылся в кабине и направил лайнер в склон горы, авиационные власти ЕС взяли на вооружение опыт допинг-офицеров ВАДА. Сегодня в авиакомпаниях Евросоюза действует система выборочных проверок психического состояния пилотов до и после полета.

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 6308
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

И вновь о коррупции, будь она неладна, на этот раз женской

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Эта симпатичная женщина – бывший первый заместитель министра строительства ДНР Юлия Мерваезова. По версии следствия, возглавляемая этой дамой банда «откатчиков» нанесли ущерб на сумму 10 миллиардов рублей

И не только потому, что суммы хищений по набирающему обороты делу достигли фантастических размеров и продолжают расти. А и потому, что воров-мужчин на порядок переплюнула женщина, да еще молодая (всего...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Ограничат ли прибыли торговых сетей

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Суть законопроекта — в преодолении монополизма крупных торговых сетей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В Госдуму поступили поправки в закон о торговле, которые касаются не только этой отрасли, но и всей экономики России и граждан — всех и каждого. Скачки цен и наценки торговых сетей были...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

Это должно сделать пользование отелями более простым и удобным для граждан 

Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

Россиянам для заселения в гостиницы, помимо обычных паспортов, разрешили также использовать загранпаспорта и водительские удостоверения. Об этом в субботу, 1 ноября сообщает пресс-служба российского правительства. «При заселении в гостиницу...

Новый утильсбор – эта поддержка отечественного автопроизводителя или очередной налог? Ответ, увы, очевиден

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российская локализация за многие годы добралась лишь до 30-40%. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Манипуляции с утильсбором и прочие хитрости, касающиеся сидящих за рулем россиян, стали сродни наступлению зимы. Уже несколько лет правительство радует нас под Новый год новыми правилами утильсбора, который теперь к тому же...

Экономика 00:01 / 05 Декабря 2025 3234
Не ЖКХ, а удавка

Коммунальные тарифы вновь резко подорожают и подстегнут инфляцию. Как вырваться из порочного круга?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российское ЖКХ похоже на черную дыру, куда власти просто боятся заглядывать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Согласно распоряжению правительства РФ от 25 ноября текущего года, грядущее подорожание коммунальных услуг пройдет в два этапа. С 1 января оно составит 1,7% для всей страны. Это компенсация увеличения ставки НДС...

Эксперты прогнозируют: грядущее изменение налогового законодательства ударит по малому бизнесу. Чем ему можно помочь?

Евгений Акатов
Труд
Потребителям тоже не поздоровится: повышение налогов тут же скажется на ценах. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Эксперты прогнозируют: грядущее изменение налогового законодательства ударит по малому бизнесу. В частности, резко снижаются лимиты годовой выручки, из-за превышения которых бизнес вынужден платить НДС. Владельцы салонов красоты уже...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?