04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СУМЕРКИ НА СВЕТЛОМ ПУТИ

Колчанов Рудольф
Опубликовано 01:01 07 Августа 2001г.
Больше года немецкие политики ожесточенно противоборствовали в дискуссиях: продлевать или не продлевать "Программу солидарности"? А тут вдруг за 45 минут решили практически единодушно продолжить дополнительную помощь "новым землям" (то есть бывшей ГДР) и после 2005-го, вплоть до 2020 года, - выделив в общей сложности 306 миллиардов марок.

Достаточно ли этой огромной суммы? С момента объединения Германии на преобразование планово-командной системы в социально-рыночную уже истрачено около 1,5 триллиона марок - по 140 миллиардов ежегодно. Вложено много, сделано мало, утверждают одни эксперты и приводят весомые доказательства. В восточных регионах страны каждый шестой - безработный, что почти вдвое хуже, чем в старых землях.
Производительность труда все еще не превышает двух третей от западной. Хозяйство в бывшей ГДР растет медленнее. Прошлой осенью Институт немецкой экономики предсказывал увеличение на три процента, теперь ускромнил свои прогнозы до двух. Такие "обновленные" концерны, объявленные в свое время Опекунским советом "промышленными ядрами" как гиганты тяжелого машиностроения Sket, оказались "черными дырами", в которых бесследно исчезли миллиарды.
Сотни миллионов ушли на строительство излишних офисных зданий, которые стоят ныне пустыми стеклянными дворцами, особенно в районе Лейпцига. "Искусственно раздутый строительный сектор, - говорит известный аналитик Роланд Бергер, - достигший в новых землях 18 процентов от общего объема экономики, теперь стремительно катится вниз к пяти-шести процентам, характерным для всей Германии".
Свертывание строительства привело к сокращению зависимых от него ремесленных предприятий. Из регионов бывшей ГДР уехало в старую ФРГ на поиски счастья или хотя бы рабочих мест около 2,5 миллиона человек. Правда, и в обратном направлении движение заметно, но не с такой интенсивностью - переселились немногим более миллиона, чаще всего людей старшего возраста. А из-за высокой безработицы здесь и так серьезный перекос в сфере социального страхования. Если в 1991 году в новых землях обходились своими средствами для выплаты пенсий, то сейчас на эти цели поступает 22 миллиарда марок с запада.
Иллюзии о скором превращении восточных земель в "цветущий ландшафт", которыми щедро одарил граждан бывшей ГДР "канцлер объединения" Гельмут Коль, давно улетучились. Социализм пустил настолько прочные (и порочные) корни, что даже богатой Западной Германии при развитых коммуникациях, языковом однообразии, благоприятном географическом положении, при наличии квалифицированной и дисциплинированной рабочей силы пришлось столкнуться на пути преобразований с огромными трудностями.
Издержки оказались неизбежными, но и свершений, пусть меньшего масштаба, чем ожидалось, отрицать нельзя. Основа экономики - мелкие и средние предприятия на востоке страны - ныне продают 21 процент своей продукции за границу, пять лет назад эта доля составляла 12 процентов. Четыре из каждых десяти фирм "средней руки", по данным Института немецкой экономики, планируют расширяться - открыть филиалы.
Немецкая промышленно-торговая палата отмечает рост оборота и числа заказов на предприятиях бывшей ГДР. Дрезден приобретает все больший авторитет как центр микроэлектроники и информационных технологий, Иена широко известна своей оптикой и биотехнологией, земля Саксен-Анхальт - химией на самом высоком уровне. Это не было бы возможным без гибкой и целенаправленной, прежде всего инвестиционной, политики центральных властей.
Особые надежды возлагаются на крупные западные фирмы. В восточных районах осели и расширяют свою деятельность такие концерны, как "Сименс" , "Фольксваген", БМВ, американский AMD, руководимые отнюдь не благотворительными соображениями. Все они получали к своим капиталам государственные дотации. "Без них, - откровенно признал шеф химической фирмы "Ваккер" Петер Александр, - мы бы отправились в США или Сингапур".
При всех недостатках и просчетах власти ФРГ стремятся не распылять средства из "Программы солидарности", а помогать развивающимся, реальным, а не спекулятивным фирмам-однодневкам вкладывать деньги в перспективные проекты, непременно глубоко учитывая при этом и "человеческий фактор" во всем его социальном многообразии.
Этот процесс, в котором взаимодействуют государственные органы, частная индустрия и финансы, - гибкий, меняющийся под воздействием возникающих потребностей. Предстоят, например, изменения в системе кредитования, выгодные прежде всего мелким и средним предприятиям в новых землях. Сейчас восточногерманские фирмы, имеющие, как правило, меньшие возможности для покрытия банковских кредитов за счет собственного капитала, чем на западе, получают эти кредиты труднее и под более высокие проценты, что снижает их конкурентную способность. Планируется сделать наоборот - учесть слабые позиции, помочь укрепиться на рынке.
Близятся парламентские выборы, и ни одна из партий не может позволить себе не учитывать всех особенностей ситуации на востоке страны. Популизм там уже давно не проходит, волны недовольства прокатываются одна за другой, и рассчитывать на поддержку избирателей может лишь та партия, которая готова к конкретным, приносящим очевидную пользу действиям на трудном пути экономического и социального выравнивания жизни в недалеком прошлом двух Германий.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников