Все началось совершенно случайно. Однажды Сергей Панчешный, рабочий Мурманского театра Северного флота, посмотрел, как бутафоры лепили устрашающие маски для спектакля "Нежданный друг". Захотелось самому попробовать. Пошел в библиотеку, взял альбом о буддизме и тогда впервые узнал о мистерии Цам.
Цам означает "танец богов". Этот ритуал проводится обычно на 28 - 29-й день двенадцатого месяца восточного календаря. Его смысл - уничтожение злых духов перед наступлением нового года. Ныне традиции мистерии Цам практически утрачены. Их можно увидеть только в Тибете и некоторых гималайских княжествах.
В буддизме существует специальный ритуал - танец-мистерия, во время которого монахи в масках божеств вызывают на бой злых духов. Для этого монахам приходится играть на трубе, сделанной из бедренной человеческой кости, и бить в барабаны из черепов. Мистерия может длиться несколько суток. В финале божества, то есть перевоплотившиеся в них монахи, должны разрубить фигуру человечка из теста, замешанного на крови... Это и становится символом победы над злыми духами.
Сергей Панчешный настолько заразился этим искусством, что оно стало его, как говорится, хобби. Небольшая двухкомнатная квартира, которая является одновременно и мастерской, превратилась в своеобразный выставочный зал. Здесь на стенах представлены буддистские божества. А вид, надо признать, у них отнюдь не доброжелательный. Клыки, рога, дикий взгляд, страшный оскал.
- Не возникает ли у вас неприятного чувства от подобного соседства?
- Ничего подобного не испытывал, - отвечает Сергей Панчешный. - Ведь сами по себе маски ничего не значат. Другое дело, что монахи в буддистских странах, надевая эти маски, входят в состояние медитации и верят, что перевоплощаются в божества, способные бороться со злыми духами и демонами. Потому все маски устрашающие.
Изготовление их - процесс трудоемкий. На одну уходит несколько месяцев. Сначала лепится глиняная модель, но чаще Сергей использует пластилин. Потом на нее наклеивается бумага, ткань, то есть традиционное папье-маше. Когда основа засыхает, пластилиновая модель убирается. И тогда наступает самое интересное для Сергея - раскрашивание и украшение маски. Тут уж фантазия проявляется в полной мере. Например, маску бога войны Джамсарана необходимо инкрустировать кораллами. Но, естественно, такого материала у Панчешного нет. Поэтому он обошелся подручными средствами - горохом, желудями.
- А диадема из черепов на масках - это "украшательство"?
- В них скрытый смысл, - говорит Сергей Панчешный. - Пять черепов у главных божеств буддистского пантеона - знак мудрости, символ победы над пятью человеческими пороками. Буддизм учит, что эти страшные химеры - порождение нашего внутреннего мира, призраки.
Свои маски мастер дарит друзьям, есть они в буддистских храмах Санкт-Петербурга и Бурятии, в некоторых музеях нашей страны.