17 октября 2017г.
МОСКВА 
10...12°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.34   € 67.46
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

В России начинается выпуск малых летательных аппаратов — автожиров

Георгий Настенко
Статья «Сверхлегкость бытия»
из номера 153 за 07 Сентября 2011г.
Опубликовано 07:21 07 Сентября 2011г.
Два автожира на МАКСе покорили профессиональных летчиков

На прошедшем авиасалоне МАКС внимание привлекли два симпатичных летательных аппарата, имевших по два винта — в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Причем постоянно крутились около них и даже садились в кабину люди, похожие не на праздношатающихся экскурсантов, а явно на профессионалов в летном деле. А «экскурсовод», находившийся при этих аппаратах — автожирах, оказался генеральным директором ООО «Французские авиационные технологии» Андреем Румяновым.

«На автожире можно научиться летать за 20 часов»

— Это не вертолеты и не самолеты. Это гирокоптеры, или другое название — автожиры. Этот тип летательных аппаратов был известен давно, еще в 1919 году испанский инженер Хуан де ла Сиерва открыл эффект самовращения несущего винта – авторотацию. — объяснил Румянов корреспонденту „Труда“. — Последователей у Сиервы оказалось много. Сам изобретатель основал в Англии фирму по производству автожиров, которая поставляла их во многие страны мира. Строили по лицензии подобные аппараты также во Франции и США.

— Андрей Владимирович, Россия тоже ведь всегда была страной новаторов в авиации …

— Да, проблемами разработки геликоптеров занимались и в нашей стране, в созданном в 1926 году в ЦАГИ отделе особых конструкций (ООК). Молодым сотрудникам этого отдела И. П. Братухину и В. А. Кузнецову поручили по литературе изучить аппараты Сиервы и спроектировать аналогичный. В 1931 году гирокоптер, названный ЦАГИ-2-ЭА, был построен, но первым советским автожиром он не стал. Его опередил автожир КАСКР-1, испытания которого еще в 1929 году начал летчик И. В. Михеев. Этот аппарат проектировали и строили под руководством молодых, но достаточно опытных конструкторов-практиков Николая Ильича Камова и Николая Кирилловича Скржинского.

— А насколько популярны автожиры сейчас?

— В России до сей поры их производили и эксплуатировали лишь энтузиасты-одиночки. Большую популярность получили лишь в последнее время, особенно в США, где в эксплуатации находятся тысячи летательных аппаратов сверхлегкой авиации. В Европе – значительно меньше, но лишь потому, что при тамошних малых расстояниях в нем, действительно, острой необходимости нет. А вот в России, где громадные расстояния «успешно совмещаются» с громадными пробками и низким качеством дорог этот аппарат будет очень востребован. Тем более и его цена вполне приемлема – от 100 тысяч евро в трехместном варианте.

— Каковы преимущества автожира?

— Кроме низкой стоимости, это — высокая ремонтопригодность, возможность всепогодной эксплуатации, широкий спектр дополнительного оборудования, надежность, минимальные требования к взлетно-посадочной полосе, комфортность и безопасность полетов делает автожир очень заманчивым для его приобретения. Еще одним их преимуществом является широкий обзор из кабины и гораздо меньшая, чем в вертолётах, вибрация.

— Насколько сложно пилотировать автожир?

— На презентации и испытаниях состоявшихся 9 августа в Пущине конструктор и автор модели Рафаэль Сельер сказал: «Это машина, которую можно научиться пилотировать в течение 20-25 часов обучения». По международной классификации автожир ближе к самолету, чем к вертолету, хотя по внешним формам – как раз наоборот.

— А насколько сложно сейчас летать в России на автожире или маленьком самолете частному лицу?

— В России сейчас под сверхлегкую авиацию подводится юридическая база. Действует уведомительная система вылетов. Кроме, конечно, тех зон, где полеты запрещены или сильно ограничены – например, окрестности аэропортов, отдельных промышленных предприятий и т.п. Есть ограничения по высоте. На сегодняшний день готовится картография по всей территории страны.

С введением класса G на некоторых территориях России можно летать свободно и практически без ограничений. Уже сейчас вдалеке от мегаполисов законы достаточно лояльные и демократичные. Сегодня стоит вопрос о приведении законов сверхлегкой авиации в 32 странах Европы к единому «знаменателю». В число этих стран входит и Россия.

Славянская сборка по французскому проекту

По информации в прессе, автожиры «Ксенон» уже были успешно опробованы перед представителями силовых структур России, а также перед Россельхозом и другими ведомствами. Но помощник председателя совета директоров групп компаний МРТ Борис Свистков в разговоре с корреспондентом «Труда» пока попросил не торопить события и предпочел беседовать не о том, что нас ждет, а о том, что уже есть. Он лишь подтвердил информацию о том, что на состоявшихся 9 августа  показательных полетах, где присутствовали представители многих ведомств, были наглядно продемонстрированы возможности и преимущества представленного нами летательного аппарата. Не стал Свистков отрицать и то, что главой предприятия является родственник премьер-министра России. И даже уточнил: Роман Игоревич Путин, племянник премьера РФ — соучредитель группы компаний МРТ, а также совладелец и председатель совета директоров.

— Наша компания ведет сейчас два проекта. — рассказал Борис Свистков «Труду». — Первый: модернизация речного транспорта — производство водных такси и их эксплуатация, которую наша компания будет осуществлять совместно с правительством Москвы. С середины сентября мы будем спускать на воду первые речные суда, собственной сборки.

И второй наш проект — сверхлегкая авиация – производство гирокоптеров (автожиров) марки «Ксенон» в России. — В России фирма называется ФАТ – французские авиационные технологии. Наши аппараты будут производиться на базе конструкций всемирно известной фирмы «Ксенон».

— Почему вас заинтересовала именно французская фирма, а не американская?

— У нас давно сложились рабочие контакты и отличное взаимопонимание с их руководством. Мы изучили опыт применения автожиров, в частности практику их использования подразделениями французской полиции. Автожиры польской сборки идут даже в страны Африки и Латинской Америки. Автожирам, которые производит «Ксенон», по качеству сборки, по комфорту и обзору в массовом производстве нет равных в мире.

— Как скоро развернете производство автожиров в России?

— На первом этапе мы будем импортировать автожиры (гирокоптеры) марки «Ксенон». Они разработаны во Франции — предполагается закупить их технологии, а сборка производится в Польше. Одновременно мы приступили к подготовке площадей для производства их в России. Автожиры будут производиться сначала в 2-х и 3-х-местных модификациях.

— Расскажите о характеристиках предлагаемых вами автожиров.

— У 3-хместных пустой вес 290 кг, полезная нагрузка 300 кг. Двигатель «Ротекс 912» в 135 лошадиных сил. Работает на бензине 95. Максимальная скорость 180 км в час, крейсерская — 130. Расход топлива 15 литров на 1 час полета. Время полета при скорости 130 км в час — 5 часов и дальность до 700 км при топливном баке на 85 литров. Есть вариант: вместо одного пассажира может монтироваться дополнительный бак на 60 литров, и тогда расстояние увеличивается в 1.5 раза.

Именно эта машина  заинтересовала ряд федеральных агентств.

— Сколько работников предполагается задействовать на производстве автожиров в России?

— Сейчас пока сложно сказать. Мы будем приглашать специалистов из Франции и Польши для помощи в организации производства и обучения нашего персонала. А число людей задействованных на производстве будет напрямую зависеть от количества собираемых нами автожиров.

Попытка запустить автожир на промышленном производстве была в России только одна — в Иркутске, где в настоящее время собирают самолеты марок Су, Як и Бе. Но, по мнению экспертов — пилотов сверхлегкой авиации,  в Иркутске трехместные аппараты получались отнюдь не сверхлегкими: с полной нагрузкой 300 кг и с заполненными топливными баками — всего весом 920 кг. Против 590 кг трехместного автожира «Ксенон». Соответственно, и предполагаемая цена иркутских аппаратов получалась довольно высокая — порядка 6 миллионов рублей, то есть, в 2-2.5 раза дороже аналогичных французских, немецких и американских образцов. Так что запустить в серию иркутские автожиры пока не удалось. А из тех (по приблизительным оценкам знатоков) 80 автожиров, которые когда-либо поднимались в воздух на территории России, большая часть составляет либо сделанные энтузиастами-одиночками, либо импортированные из США, Канады и Германии. Французские аппараты «Ксенон», собираемые только в Польше, летают во многих странах мира, но в Россию первые аппараты были завезены именно фирмой ФАТ

Что такое автожир?

Автожир (в официальной терминологии именуется также гирокоптером или ротапланом) напоминает вертолет, но отличается от него принципом подъемной силы. Если у вертолета она создается вращением горизонтального винта, приводимого в действие от двигателя через редуктор, то у автожира подъемная сила возникает точно так же, как и у самолета — от встречного потока воздуха. С той разницей, что у самолета набегающий воздух действует на крыло, а у автожира — на свободно вращающийся винт с таким же положительным углом атаки.

Горизонтальный винт автожира не имеет ни автомата перекоса, ни соединения с двигателем. В полете винт вертолета наклонен в сторону движения, винт автожира — в противоположную. А горизонтальную скорость создает вертикальный маршевый винт. Малые автожиры устойчивее при взлете и посадке и потребляют меньше топлива.

Авторитетное мнение

Мкртич Титоян имеет громадный опыт полетов на подобных аппаратах —  он работает старшим инструктором-пилотом СЛА (сверхлегкой авиации) МГС РОСТО с 1997 года. Вот что он сказал «Труду» на сей счет:

— Российские энтузиасты на изготовленных ими мини-автожирах неоднократно участвовали ли в групповых перелетах из Москвы в Смоленск, в Орел и Белгород. И я сам пробовал пилотировать эту машину, и делал это с удовольствием. Она очень проста в управлении и эксплуатации. Новичку обучиться на ней летать проще, чем на самолете или вертолете. Слово «автожир» в России пока вообще довольно непривычно звучит, а на Западе у любителей сверхлегкой авиации этот аппарат довольно популярен. Но теперь вполне логично, что у нас будет все больше летать этих аппаратов, причем, массового промышленного производства. Электроника стала очень легкой, компактной и достаточно дешевой. За 500-600 евро можно купить набор аппаратуры, которая поможет даже пилоту невысокого класса чувствовать себя уверенно и довольно безопасно при дальних перелетах и непростых погодных условиях. А сам летательный аппарат — довольно надежный — можно купить по цене автомобиля. Я уверен: в России в ближайшие годы парк сверхлегкой авиации увеличится в разы.

Летчик Константин Ланге имеет большой опыт полетов на сверхлегких аппаратах как в Европе, так и в Южной Америке:

— В Германии еще лет 10 назад летало много гирокоптеров (немцы именно так обычно называют автожиры) — как кустарного, так и промышленного производства. В Европе к этому виду аппаратов относятся пока все-таки больше как к развлечению. Хотя и мне самому доводилось их пилотировать. Даже фотографировать сверху природу и опрыскивать виноградники. Если объективно сравнивать с самолетами и вертолетами, то гирокоптеры намного проще управляются при взлете и посадке. Новички на них себя чувствуют более уверенно. Некоторая сложность появляется при дальних перелетах, когда открытые пространства часто меняют участки леса, суша чередуется с водной гладью, а горы — с равниной. На границах этих территорий из-за неравномерно восходящих потоков возникают зоны турбулентности. Не скажу, что это смертельно опасно, но при малых скоростях требует хороших навыков пилотирования. И сложности увеличиваются с ростом температуры воздуха. Впрочем, Россия — преимущественно холодная страна. А на морозе гирокоптер как раз ведет себя очень надежно, даже при температурах до -30. Кроме того, сам принцип гирокоптера основан на том, что роль подъемной силы вместо крыла выполняет свободно вращающийся винт. Так что в случае аварии этот аппарат не камнем падает вниз, а медленно снижается в режиме авторотации. Примерно, как пушистое перо из гусиного брюха.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.