Главная Наука и технологии 00:02 07 Сентября 2018 2947
А вас, Ми-8, я попрошу остаться

Правительство затеяло радикальное обновление вертолетного парка. К чему это может привести?

Анатолий Журин

В правительстве озаботились судьбой «Вертолетов России». С подачи головного концерна «Ростех» обсуждаются «нефинансовые меры» поддержки отрасли. Чтобы стимулировать спрос на новую технику, предлагается ограничить срок эксплуатации вертолетов 25-летним возрастом. Уже объявлено, что радикальное обновление вертолетного парка избавит страну от аварий, которые случаются с пугающей регулярностью. К чему это может привести?

Для начала тревожный факт: в России производство вертолетов сокращается. В прошлом году на отечественных заводах собрали чуть больше 70 машин гражданского назначения, которые пошли как на российский, так и на зарубежный рынки. Если приплюсовать к этому военные заказы, то всего построено 214 винтокрылых машин — на 25 меньше, чем годом ранее. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать.

В сентябре далекого 1948 года летчик-испытатель Матвей Байкалов поднял в воздух первый вертолет Ми-1, открывший новую страницу в истории советского вертолетостроения. Во времена, которые потом назвали застойными, отечественная авиационная промышленность выпускала по 850-900 вертолетов в год. В основном благодаря как раз тому заделу — производственному и конструкторскому — и существует сейчас наша гражданская вертолетная авиация.

Идея радикального обновления вертолетного парка шокировала перевозчиков. Мысль, что и говорить, революционная: создать обширную программу замены устаревших пассажирских вертолетов для снижения участившихся аварий и тем самым загрузить отечественных производителей. На первом этапе Минтрансу и Росавиации предложено прекратить использование на пассажирских маршрутах вертолеты старше 25 лет. Правда, не сказано, почему именно такой срок установлен, а главное, чем конкретно заменять старые машины? Ведь мы и сегодня производим гражданские вертолеты, придуманные еще в советских КБ. В лучшем случае их усовершенствуют, добавляя современную авионику.

Как тут не вспомнить недавнюю историю с пассажирским самолетом Як-42, который по указанию правительства сняли с эксплуатации. Стали на прикол сразу 10 машин. Заменили их, как нетрудно догадаться, на иностранные лайнеры. Ну и кто выиграл? Догадайтесь с одного раза.

Может, все сроки эксплуатации вышли? Да ничего подобного! Генеральный директор Консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко однозначно заявил корреспонденту «Труда»: «Летательный аппарат не имеет срока давности, пока у него действует сертификат летной годности». С ним согласны все наши авиаэксперты. Вот мнение признанного авторитетного специалиста, начальника Научного центра по поддержанию летной годности воздушных судов ГосНИИ ГА Николая ОСИПОВА:

— Ми-8Т составляют основу отечественного вертолетного парка и работают не только в России, но и за рубежом — в том числе по подрядам ООН. Ставить вопрос о снятии их с эксплуатации «по возрасту» — это как минимум некорректно и технически никак не оправданно. А последствия предугадать нетрудно: это нанесет громадный ущерб авиакомпаниям, у которых просто нет средств на серийную закупку новых воздушных судов. Что касается аварийности, то Ми-8Т вообще самый безопасный в мире вертолет. Есть такой показатель уровня безопасности — «налет на смертельное ранение», учитывающий выживаемость числа людей при авиапроисшествиях. Так вот, для этого вертолета он за 10 лет эксплуатации — с 2008 по 2017 год — составил 333 тысячи (!) часов. Для сравнения: на относительно новом вертолете Ми-8МТВ за тот же период показатель значительно ниже — 153 тысячи часов. Причина — более высокий уровень пожароопасности нового типа машины. Вот вам и вывод: новое не всегда надежнее старого.

Николай Дмитриевич приводит в пример рекомендации Международной ассоциации производителей нефти и газа, которые активно эксплуатируют винтокрылые машины. В документе Ассоциации о допуске к использованию в отрасли вертолетов нет ни одного упоминания возраста. Есть лишь пункт, исключающий эксплуатацию допотопных машин с поршневыми бензиновыми двигателями. Похоже, цифру 25 лет просто взяли с потолка.

В беседе с экспертом ГосНИИ ГА мы затронули еще одну болезненную тему. За четверть века в стране закрыты свыше тысячи региональных аэропортов, что лишило авиасообщения огромные территории. Разве нельзя постараться компенсировать эту потерю полетами на местных воздушных линиях вертолетов? Ведь этим воздушным работягам не нужны длинные взлетные полосы.

— Решить эту проблему можно, если использовать, например, достаточно экономичные милевские машины Ми-171А2 производства завода в Улан-Удэ, — считает Николай Дмитриевич. — Но вообще это вопрос не столько к ученым и конструкторам, сколько к правительству, к менеджерам авиаперевозчиков и организаторам воздушного движения...

Кстати, Ми-171А2 отличает широкий спектр выполняемых задач: он может выпускаться в транспортной, пассажирской, противопожарной, поисково-спасательной, медико-эвакуационной и VIP-конфигурациях. По мнению специалистов, у вертолета огромный потенциал как на российском рынке, так и за рубежом. За счет мощной силовой установки и применения в конструкции винтов композиционных материалов достигнуты более высокие показатели крейсерской и максимальной скорости, а также увеличилась дальность полета — до 800 км. Пассажировместимость — 24 человека.

Но пока в правительстве обсуждают «нефинансовые меры» для поддержки падающего производства «Вертолетов России» «Ростеха». Что же, остановить эксплуатацию возрастных машин — а это и есть основная предлагаемая мера — проще всего. Но мы ведь уже имеем опыт остановки эксплуатации целого ряда отечественных самолетов. А те, что пришли им на смену, например, суперджеты, не смогли обеспечить надлежащей и своевременной поддержкой летной эксплуатации. Из-за чего некоторые перевозчики, например, якутские, Минобороны и другие вынуждены были просто отказываться от этих машин. А другим компаниям начали активно выкручивать руки, навязывая машины способами, далекими от рыночных.

Не ждет ли нас то же самое и в ситуации с вертолетами?

Источник процессов, приведших к образованию столь гигантской структуры, находится на обратной стороне звезды и недоступен для наблюдения, отметили ученые 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Гигантский протуберанец – плазменное образование, зародившееся на поверхности Солнца – сформировалось в ночь на четверг, 20 ноября и оторвалось от звезды. Об этом сообщили представители лаборатории солнечной астрономии Института...

Похоже, мыльный пузырь под названием «Самолет «Байкал» окончательно лопнул. Будут ли наказаны те, кто его надувал?

Анатолий Журин
Труд
Наши эксперты давно отмечали, что замена легендарному трудяге Ан-2 выбрана сомнительная. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Похоже, создатели легкомоторного самолета «Байкал» окончательно заигрались, выбивая под свой проект бюджетные миллиарды и раздавая обещания властям, партнерам и заказчикам. Наро-Фоминский машиностроительный завод подал...

Барри Уилмор и Сунита Уильямс вместо запланированных восьми дней были вынуждены провести на орбите полгода – из-за поломки корабля Starliner 

Фото: Фото: www.nasa.gov

Основатель американской космической компании SpaceX, миллиардер Илон Маск в очередной раз принял участие в записи подкаста популярного американского комика и телеведущего Джо Рогана. В ходе этой беседы он озвучил подробности истории с застрявшими...

Тремя днями ранее президент РФ Владимир Путин рассказал об испытаниях самого «Посейдона», прошедших «с огромным успехом»
Кадр видео Минобороны РФ

Атомная подводная лодка «Хабаровск» – носитель подводного оружия, в том числе роботизированных средств различного назначения и управляемых суперторпед «Посейдон» – спущена на воду в Северодвинске. Об этом...

По опросам, более 20% наших граждан одобряют обход блокировок интернета - прежде всего молодежь

Евгений Акатов
Труд
Изображение: Freepik

Россиян все больше беспокоят блокировки мобильного интернета и звонков в привычных мессенджерах. А по опросам ВЦИОМа, 22% наших граждан одобряют обход блокировок в Сети — прежде всего молодые. В целом же...

Наука и технологии 00:01 / 21 Ноября 2025 3505
Технопарк

Инженеры изобрели дрон, работающий на солнечной энергии

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Дрон, работающий на солнечной энергии. Фото из открытых источников

Люди всегда завидовали птицам, и вот 21 ноября 1783 года состоялся первый в мире полет человека на воздушном шаре, изобретенном братьями Монгольфье. С той поры человечество вполне освоилось в небе, но поискам...

Наука и технологии 00:01 / 07 Ноября 2025 3294
Технопарк

В Москве один из самых больших парков электробусов в мире

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Вчера был, можно сказать, двойной праздник у российского транспорта. Напомню: 6 ноября 1930 года вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ, который потом производил автомобили марки «Москвич». А спустя...

В самоцвете, хранящемся в калининградском Музее янтаря, покоится букашка возрастом 37 миллионов лет

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Martin Siepmann/imagebroker.com, globallookpress.com

Под Калининградом добыт янтарь весом 2,374 кг. Его так и назвали — «Рекордсмен». Есть надежда, что в текущем году Калининградский янтарный комбинат поставит еще один рекорд: предприятие сможет впервые добыть...

И эта штучка называется ИИ. Именно «искусственный интеллект» помог ворваться в топ-30 певице, которой не существует на свете

Надежда Гужева
Труд
Певица Ксания Моне и ее автор – поэтесса Талиша Джонс. Фото из открытых источников

Недавно в музыкальном мире разразился скандал. Певица Ксания Моне с композицией «Откуда мне было знать?» попала топ-30 в радиочартах Billboard. Казалось бы, что тут такого? Но все дело в том, что такой...

Этот Ил-14 доживает свой век в Якутии

Ольга Лернер
Труд
Фото из открытых источников

Этот Ил-14 когда-то числился как «борт № 1», предназначенный для путешествий лидера СССР Никиты Хрущева. И оборудован был соответственно: мягкие кресла и диваны, большой стол, панели из благородного дерева. А теперь...

Ядерная авиация страны официально приняла ее на вооружение 10 ноября

Фото: @Armees_Gouv

Французские военные впервые продемонстрировали новую модификацию крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной боевой частью ASMPA-R (Air-Sol Moyenne Portée Amélioré Renove). Как стало известно обозревателям TWZ,...

Также глава государства похвалил ракету «Буревестник»: использованные в ней ядерные технологии можно использовать и в мирной жизни 

Кадр видео Минобороны РФ

Российские военные накануне, 28 октября, провели испытания беспилотного подводного аппарата с ядерной энергоустановкой «Посейдон». Об этом в среду, 29 октября рассказал президент страны Владимир Путин в ходе посещения Центрального...

Как отметил президент России, мощность ядерной торпеды значительно превышает мощность межконтинентальной баллистической ракеты

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Мощность российского беспилотного подводного аппарата «Посейдон» значительно превышает мощность межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат». Об этом, как передаёт РИА Новости, заявил президент РФ Владимир Путин. «Мощность...

Они поступали с кораблей, которые на самом деле находились совсем в других местах

Фото: Mc1 Kyle Steckler/U.S. Navy, globallookpress.com

В Балтийском море были зафиксированы сигналы кораблей-«призраков» - военных кораблей стран - членов НАТО, которые должны были находиться в других местах. Об этом сообщило финское издание Helsingin Sanomat со ссылкой на агентство...

По мнению ряда депутатов, такой шаг уменьшит зависимость российского сегмента интернета «от решений из недружественных стран» 

Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Группа депутатов Госдумы во главе с первым заместителем председателя комитета по информационной политике Антоном Горелкиным внесли на рассмотрение парламентариев законопроект об административных штрафах для владельцев отечественных сайтов за...

Речь идёт о наказании за нарушение требований закона об авторизации на сайтах и в приложениях

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Первый заместитель председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы Антон Горелкин объяснил смысл идеи ввести штрафы за авторизацию на российских сайтах через иностранные сервисы. По...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?