— Любите цитировать высказывание Сомерсета Моэма из романа «Луна и грош»: «Искусство — это как половой акт». Объясните, пожалуйста, как вы понимаете это несколько шокирующее сравнение на примере театра и кино.
— Моэм точно определил, что настоящее искусство — биологический процесс. На сцене актер плачет, смеется и к аналогичным реакциям призывает зрителя. Таким образом происходит обмен молекулами и атомами.
— На днях состоялась премьера комедии «О, счастливчик!», где вы с Сергеем Шакуровым играете главные роли. Думаете, зал будет смеяться?
— Зачастую публика смеется над теми сценами, где мы не ожидали, и наоборот. Сегодня ни в нашем кино, ни на сцене ничего прогнозировать нельзя. Отдаленность между создателями фильмов, актерами и зрителями страшная. Сами посудите: снимали картину в лучшем случае месяц назад, а за этот месяц в мире столько всего произошло нового: там наводнение случилось, там
— Ходите ли на премьеры фильмов, где снимаетесь, чтобы воочию убедиться в том, каково будет восприятие публики?
— Скажут: «О, Джигарханян пришел смотреть на себя!» Нет уж, пусть лучше зритель смеется над картиной, а не надо мной.
— В настоящее время многие хорошие актеры отказываются быть просто рассказчиками историй и сниматься в бессмысленных фильмах. Что можете сказать им с высоты вашего опыта и как рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, в которую вы занесены как самый снимаемый российский актер?
— У меня есть мнение на этот счет, но оно опять требует обращения к сравнению Сомерсета Моэма: «Искусство — это как половой акт». Я должен влюбиться, я должен этого захотеть, добиваться этого. Эти законы в искусстве со времен императора Нерона остались прежними. По этому закону и романы пишутся, и музыка сочиняется, и роли играются.
— Неужели необходимо именно влюбиться? Здорового интереса, желания новизны разве недостаточно?
— Без влюбленности все будет скучно, потому что легкий флирт через два дня надоедает, а через три дня удручает. А мы же рассчитываем в искусстве не на один танец в ресторане, не так ли? Как минимум хотим в
— Это плохо? Выходит, прав был Брехт, сказав в своей «Трехгрошовой опере», что главный порок людей — любопытство?
— Сажать за любопытство не надо. Но если все так и дальше будет происходить — исключительно ради удовлетворения любопытства, то очень скоро искусство не будет никому нужно. Процесс усугубляется тем, что любопытство окрашивается солеными и сладкими историями. К тому же нельзя забывать, что все истории повторяются. Я очень много думал о том, почему Шекспир убил Ромео и Джульетту. Все понимали, что они созданы друг для друга, и это так прекрасно. Значит, не любить, не мучиться, а просто выйти замуж и жить не тужить: зарплата, дача: Но ради чего?
— В репертуаре вашего театра больше спектаклей со счастливым концом или трагическим? Что в первую очередь хотите дать своему зрителю?
— Показательно счастливых историй нет, потому что в природе есть такие понятия, как совместимость, лидер (кто сверху, а кто снизу), идет вечная борьба,
— На днях в театре, которым вы руководите, состоялась премьера одной из самых трогательных и загадочных историй о любви — спектакля «Мона» по пьесе румынского драматурга Михаила Себастиана. В фильме Михаила Козакова «Безымянная звезда» роль Моны играет прекрасная Анастасия Вертинская. В вашем театре актрисы славятся своей красотой. Вы испытываете к ним легкую влюбленность?
— В нашем театре Мону играет действительно очень красивая актриса Елена Ксенофонтова. Мое отношение к актрисам театра, которым я руковожу, чуть выше влюбленности. Для них я одновременно и любовник, и папа, и дедушка. Ведь я несу ответственность за то, что творится в их жизни и на сцене, потому что эти две области неразделимы.
— Сейчас театры переживают нелучшие времена в финансовом плане. Какие у вас взаимоотношения с властью, министрами?
— Я знаю идиотов, воров, изымателей денег, этих я знаю, а кто такие чиновники в России, не знаю. Не встречал. Есть великие люди, например Юрий Лужков, а есть прохиндеи, например… многоточие. Признаюсь, я лучше думал о жизни, пока не стал руководителем театра. Встретил такое количество вурдалаков, не любящих театр, ничего не понимающих в искусстве, но назначенных решать наши судьбы. За один съемочный день в кино я получаю месячную зарплату руководителя театра и мог бы не наживать себе проблем.
— Наверняка должны были научиться философски относиться к людям у власти, не реагировать на их действия. Возможно, обращаетесь за советами к мудрецам?
— Очень наивное суждение, что, прочитав Шопенгауэра, мы понимаем, о чем он говорит. Это обман, причем некрасивый обман — говорить людям, что если они будут слушать Моцарта, то хотя бы на третью часть станут похожими на Моцарта. Не станут. У органа есть меха, и чем больше эти меха, тем более великий орган. Так вот, если у человека нет «мехов», то хоть круглыми сутками он будет слушать Моцарта или Баха, но ничего значительного с ним не произойдет. Природа так распорядилась: породила львов и шакалов, и у каждого — своя функция.
Досье
Армен Джигарханян, актер
Родился 3 октября 1935 г. в Ереване. Одна из первых работ в кино — в фильме «Здравствуй, это я» (роль
Выбор
Три новых фильма Армена Джигарханяна
«Самый лучший фильм» (2008)
Режиссер Кирилл Кузин. Джигарханян сыграл секретаря Бога, на допрос к которому попадает герой Гарика Харламова.
«Домовой» (2008)
Режиссер Карен Оганесян. Роль мафиози Феликса Яворского в психологическом триллере с участием Владимира Машкова и Константина Хабенского.
«Вверх» (2009)
Озвучил главного героя анимационного фильма Карла Фредриксена, улетевшего на воздушном шаре в далекое путешествие вместе со своим домом.