7 октября мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел итоги реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения «Здание скоропечатни товарищества А. А. Левенсон, 1900 г., арх. Шехтель Ф.О.» в Трехпрудном переулке. Фасады и интерьеры здания ему продемонстрировали руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов, председатель Совета директоров, главный исполнительный директор ВТБ Капитал Управление активами Владимир Потапов, главный архитектор проекта реставрации Надежда Шемшурина и генеральный директор ООО ГК «Комбета» Виталий Тутлис.
Сергей Собянин на знаменитой лестнице Шехтеля в типографии Левенсона
Сергей Семенович сам открыл встречу в вестибюле возрожденного здания. «В этом году уже отреставрировано 90 памятников, — напомнил он. — Авсего в Москве силами федеральных властей и частных инвесторов восстановлено более 700 памятников. Благодарю за замечательную реставрацию творенияШехтеля».
Реставраторы рассказали о том, что «изначально состояние памятника было очень плохим. На фотографиях 90-х годов видно, до какой степени все было разрушено — фасады, внутренняя часть... Удалось сохранить подлинные оставшиеся элементы, и самое главное — лестницу, которая упоминается во всех книгах о русском модерне и Шехтеле. Кроме этого, установили самые современные системы кондиционирования, вентиляции, пожарной сигнализации. Действовали по принципу «не навреди». Стены оставили в целостности, все воздуховоды убрали в пол. Теперь здесь можно размещать самые продвинутые офисы».
«Типография «Товарищества скоропечатни А. А. Левенсон» — одно из передовых предприятий начала XX века, — рассказал руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов. — Онопостроено с применением новейших для того времени технологий и материалов, в частности металлического каркаса в производственных корпусах, позволившего создать в цехах большие открытые пространства. Типография внесла большой вклад в развитие русской культуры: здесь увидела свет первая книга Чехова, напечатаны книги Бунина, первые поэтические сборники Цветаевой. Для нас особенно важно, что это здание проектировал великий архитектор Федор Осипович Шехтель. Благодаря высокому качеству реставрационных работ здание типографии Левенсона в Трехпрудном переулке теперь участвует в конкурсе «Московская реставрация-2016». Отмечу, что восстановлено оно на частные средства. Вообще участие частных инвестиций в реставрации столичных архитектурных памятников становится все заметнее, в этом году они составляют уже более половины всех вложений в отрасль».
Напомним историю типографии.Открылась она 31 марта 1881 года в Рахмановском переулке в доме известного московского доктора А.С.Левенсона, отца основателя скоропечатни. В 1896 году предприятиевыполнило заказ Министерства императорского двора к коронации Николая II и Александры Фёдоровны и было удостоено звания поставщика двора его императорского величества. Специализировалось на выпуске художественных изданий, альбомов, программ для всех императорских театров. С 1899 года типография издавала газету «Ежедневное либретто», являвшуюся вестником культурной жизни.
Так выглядело здание до реставрации
Нынешний комплекс зданий в Трёхпрудном переулке построен Федором Шехтелем в 1900 году и стал первым крупным архитектурным ансамблем Москвы в стиле модерн. Он состоит из трех объектов — административного, производственно-типографского корпусов и сторожки.
После революции 1917 года типография была национализирована, а в 1942 году закрыта, и до начала 1990-х годов здесь находились различные учреждения. С начала 1990-х годов здания скоропечатни использовались в качестве офисного комплекса. В результате эксплуатации в советский и постсоветский периоды была утрачена вся внутренняя отделка административного корпуса, значительные утраты понесла кровля и фасады памятника.
Комплексная реставрация зданий началась в 2013 году и продолжалась до августа 2016-го. Основные работы проведены в административном корпусе.
Этот корпус богато декорирован с внешней стороны. Фасадам возвращено историческое цветовое решение, на них произведена расчистка и реставрация штукатурных плоскостей, восстановлен барельеф с изображением печатников за работой на уровне третьего этажа, воссозданы исторические надписи и герб Российской империи. Обращают на себя внимание изображение чертополоха — один из характерных сюжетов-символов модерна, знак «Поставщик двора Его Величества». В ходе реставрации был воссоздан стеклянный витражный плафон (купол), демонтированный в течение XX века.
Внутренний декор помещений административного корпуса, в отличие от фасадов, сдержан. Эти интерьеры несли в основном служебные функции, поэтому здесь отсутствуют яркие цвета и декоративные элементы, более характерные для других работ Шехтеля.Следует обратить внимание на потолки и двери, которые уникальны в каждой из комнат. Двери были воссозданы по фотографиям подлинного интерьера и авторским чертежам. Также по уцелевшим фрагментам полностью восстановлены полы из метлахской плитки. Очищен и отреставрирован барельеф с изображением первопечатника Гуттенберга в парадном зале первого этажа, воссоздан фонарь формы «медуза» и деревянный потолок парадной лестницы. Сама мраморная лестница отреставрирована с заполнением утраченных фрагментов.