Главная Культура 14:31 07 Ноября 2020 3116
«Видеть музыку» сквозь блокаду пандемии

«Санктъ-Петербургъ-опера» показала в Москве две восхитительные редкости 

Сергей Бирюков
Ленинградцам не впервой прорывать блокаду: «Санктъ-Петербургъ-опера» на сцене московского «Геликона». Фото предоставлено фестивалем «Видеть музыку»

Фестиваль «Видеть музыку» – одно из немногих продолжающих стоять на ногах крупных театральных предприятий. Разве что «Золотая маска» еще противится обстоятельствам, собираясь 10 ноября вручать свои премии. «Территория» более-менее благополучно закончила недолгий трехнедельный бег 3 ноября, а вот NET («Новый европейский театр») отложился на неопределенный срок, «Московская осень» (смотр столичных композиторов) тоже. На этом фоне приезд в первопрестольную театра «Санктъ-Петербургъ-опера» с двумя большими спектаклями можно назвать настоящим подвигом.

Конечно, и «Видеть музыку» – смотр, пятую осень подряд проводимый Ассоциацией музыкальных театров России – в этом году развернул свою программу далеко не в полном объеме. Честь и хвала тем, кто смог приехать –– это Астраханская опера с «Ревизором» Владимира Дашкевича, опера Республики Коми с «Любовным напитком» и «Принцессой цирка», петербургский «Карамболь» с «Большим секретом для маленькой компании» Сергея Никитина, Ивановский музыкальный театр с «Робин Гудом» Евгения Загота, Донецкая и волгоградская «Царицынская» опера (обе привезли Carmina burana)… Но уже по ходу праздника, стартовавшего 23 сентября, один за другим отменяли свои выступления театры из Самары, Саратова, Красноярска, Северска, Республики Карелия, из зарубежного, но тоже не чуждого нам Узбекистана… Перевели свои показы в режим онлайн Башкирская опера, оперные театры Республики Казахстан.

«Но мы ленинградцы, и нам привычно прорывать всяческие блокады» – обратился со сцены «Геликон-оперы» к московским зрителям лидер «прорвавшейся» в столицу «Санктъ-Петербургъ-оперы» Юрий Александров, прогнозируемо сорвав аплодисменты.

Однако главную овацию еще надо было заслужить – самими спектаклями. И питерцам это вполне удалось.

Прежде всего – репертуаром: с одной стороны, Даргомыжский и Доницетти – бесспорно крупнейшие композиторы, с другой вряд ли ошибусь, определив привезенное как абсолютную редкость.

«Эсмеральда» -- до сих пор, со стыдом признаюсь, только из консерваторского курса истории музыки помнил, что в списке опер Даргомыжского есть такая юношеская работа. Но лишь сейчас впервые услышал – и убедился, до чего же это интересно и многообещающе.

Спектакль «Эсмеральда» прогнозируемо готичен. Фото предоставлено фестивалем «Видеть оперу»

Начиная с увертюры – конечно, нельзя сказать, что совершенно необычной для своего времени, скорее наоборот. Это такой чистый образец музыкального романтизма, что уже по нему смело можно говорить: Даргомыжский был сыном своего времени и внимательно изучал самые свежие достижения европейской романтической музыки от Вебера до Мейербера и, разумеется, великого соотечественника – Глинки. И в дальнейшем антракты, пронизывая оперу симфоническим пунктиром, выстраиваются в своего рода контрапункт основному действию, то погружая в романсовую печаль, то восхищая танцевальным куражом, то увлекая слух колоритным хором валторн, то удивляя акварельным звуком разделенных на множество партий струнных.

Впрочем, и с вокальной стороны все очень обнадеживающе. Роскошно-демонична выходная ария Фролло, мастерски выстроена многофигурная вторая картина (с неудавшимся похищением Эсмеральды), а в арии угодившего в тюрьму Квазимодо можно даже расслышать черты будущих монологов Бориса Годунова (Мусоргский и не скрывал, что считает Даргомыжского своим учителем). Уверенная рука музыкального драматурга ощутима в мастерской стретте финала первого действия и центральной по смыслу сцене – дуэте-столкновении Эсмеральды и Фролло. А финал с оплакиванием мертвого Феба по-настоящему, по-русски (как ни парадоксально это звучит в связи с сюжетом Гюго), «по-глинкински» хватает за сердце. Тут в полной мере развернула возможности своего легкого сопрано Евгения Кравченко (Эсмеральда). Но и темпераментный баритон Юрий Борщев (Фролло), и сладкоголосый тенор Ярамир Низамутдинов, и брутальный бас Мирослав Молчанов (Квазимодо), и обладательница драматического сопрано Софья Некрасова (Флер де Лис) предстали достойными участниками ансамбля, уверенно скрепленного дирижером Максимом Вальковым.

А вот Доницетти, помимо еще более раннего, чем у Даргомыжского, рывка к мастерству (всего 22 года было композитору в момент написания «Петра I, или Невероятных приключений русского царя»), поразил необычным для европейца начала XIX века интересом к русской теме. И при всей фантастичности описанной в опере ситуации (что за брат Екатерины I Карл, разлученный с сестрой в детстве, вдруг сыскался в ливонской глухомани, что за дочь покойного Мазепы Анетта стала вешаться на шею этому плотнику с монаршей кровью в жилах?) надо отдать должное композитору – русские характеры, прежде всего царский с его крутизной, но и широтой, и юмором, и даже сердечностью Доницетти ухватил метко.

Но самое главное – какая изумительная музыка ожила под дирижерской палочкой Александра Гойхмана! Увертюра, хоть и явственно говорящая о влиянии «Севильского цирюльника» и «Сороки-воровки» Россини, вряд ли уступит творениям старшего мастера по яркости образов и контрастов – а написана всего годом-тремя позже тех мировых шедевров. Щедрая россыпь мелодий, опять же мастерство ансамблей и стретт, виртуозность письма, требующая и виртуозности исполнения – чего стоит одна ария Магистратора, этот великолепный образец буффонной басовой скороговорки… Все это дало музыкальной команде театра шанс по-настоящему блеснуть своими возможностями – и царственно-импозантному басу Андрею Земскову (Петр), и мастеру характерных красок басу Геворгу Григоряну (Магистратор, проще говоря городской судья), и двум виртуозным сопрано – Каролине Шаповаловой (Анетта) и, в особенности, Юлии Птицыной (хозяйка гостиницы мадам Фриц), и меццо Ларисе Поминовой (Екатерина), и буффонному баритону Егору Чубакову (ростовщик Фирман). Тенор же Денис Закиров (Карл) показал владение настоящим бельканто, с легкостью взлетая на верхнее «до».

А еще чем порадовал «Петр I…» - так это сценическим решением. Если по поводу «Эсмеральды» автору этой заметки сказать особенно нечего ни в плюс, ни в минус (предсказуемая готика декораций, высокие отношения на антресолях собора/замка и кровавые разборки в нижнем ярусе), то на юмор Доницетти режиссер Юрий Александров и художник Вячеслав Окунев ответили адекватными приколами. Например, представив массовку (селян, дворян и даже царевых гвардейцев) этакими человекообразными курами: во-первых, повторю, дело происходит в сельской глуши, а во-вторых, большим количеством мозгов на душу населения ни одна из этих категорий и не блистает. Кроме того, в спектакле очень забавно и с чувством меры перемешаны речь итальянская – в ариях и русская – в речитативах, а еще в разговорной роли капитана с типично русской фамилией Хондедиски, оказывающегося, впрочем, переодетым князем Меншиковым (Денис Ахметшин).

Режиссер Юрий Александров и его коллектив привезли в Москву ловко приготовленную петербургскую оперную яичницу. Фото автора

Мне кажется, такую работу не стыдно повезти на гастроли не только в Москву, но при случае и на родину Доницетти, где, подозреваю, тоже далеко не все помнят, что в громадном послужном списке их национального композитора («Петр…» всего лишь третья из его 68 опер) есть и такая жемчужина с русским акцентом. 

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3431
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3313
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3152
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?