09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УНЕСЕННЫЕ ДЕСЯТЫМ ВАЛОМ

Рустамов Дмитрий
Опубликовано 01:01 08 Февраля 2000г.
В январе 1965 года в Бристольском заливе, что на западном побережье Аляски, случилась трагедия, о которой в нашей стране мало кто знает. В условиях жесточайшего урагана, который усугублял сильный мороз, доходивший до 30 градусов, сразу четыре дальневосточных рыболовных траулера - "Бокситогорск", "Севск", "Себеж" и "Нахичевань" - ушли на дно Берингова моря. Около ста рыбаков погибли в морской пучине. В живых остался один - мастер добычи СРТ "Бокситогорск" Анатолий Охрименко. Журналист местной газеты "Находкинский рабочий" Геннадий Фокин, перелистав подшивки местных и центральных газет за 1965 год, так и не нашел в них ни строчки о гибели траулеров. Правда, в одной из газет проскользнуло сообщение: правительство выражало соболезнование семьям погибших.

ШТОРМОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
- ...В ту ночь порывы ветра достигали ураганной силы - 35 метров в секунду. Резко упала температура. Руководство Беринговоморской промысловой экспедиции вечером 18 февраля передало на все суда радиограмму о штормовом предупреждении, - вспоминает участник той экспедиции, нынче пенсионер Игорь Федорович Пудов. - Всем промысловым судам предписывалось спешно идти на север, к границе сплошных льдов. Но в то же время категорически запрещалось заходить в ледовые поля - у многих траулеров корпуса были уже старые, истонченные.
К утру 19 января кромка сплошных льдов сместилась на 60-80 миль к югу. Под воздействием ураганного ветра лед ломался и полосами двигался навстречу рыболовецким судам.
- Обычно я, - вспоминает Пудов, - регулярно пересаживался с судна на судно и таким образом утром 18 января перешел на борт "Бокситогорска".
Вечером, уже после капитанского часа, начальник промысловой экспедиции Пахомов попросил меня перебраться на СРТ "Полесье", который повредил винт и стоял во льдах в ожидании буксира. Я предложил сделать это на следующий день, когда "Бокситогорск" подойдет к борту плавбазы сдавать выловленную рыбу. А когда сверили координаты, то оказалось, что плавбаза "Николай Исаенко" уже на горизонте. Погода позволяла, и капитан "Бокситогорска" Павел Козлов, не швартуясь, высадил меня на флагманскую плавбазу. Во время этой операции румяный и жизнерадостный старпом Анатолий Самухин весело заметил: " Федорыч, куда торопишься? Вот заловимся , тогда и пересядешь". Это было около 19 часов 18 января...
ОВЕРКИЛЬ
Как обычно, утром 19 января начался капитанский час. Вел его Николай Павлов, капитан-директор плавбазы "Николай Исаенко". В эфире царила обычная для этого мероприятия шумиха: шла настройка радиопередатчиков, запросы судов о слышимости. И вдруг, перебивая весь эфирный гул, раздался отчетливый и торопливый голос: "Суда, суда, суда! Как меня слышите? Говорит СРТ "Уруп", На моих глазах только что перевернулось судно. Видимость плохая, чуть сам в него не врезался! Как поняли? Прием".
С плавбазы тут же запросили подробности: "Уруп"! Сообщите название судна".
- Развернусь, подойду поближе, сейчас не видно...
И "Уруп" надолго замолчал. Гробовое молчание царило и в радиорубке плавбазы.
Видимо, завершив маневр, капитан траулера вновь вышел на связь.
- Пробую прочитать название. Что-то вроде "Боксит...", "Бокситогорск", кажется. Есть такое судно?
С плавбазы ответили, что это находкинский траулер, и попросили разобраться в обстановке на предмет оказания помощи.
- Вижу на корпусе двух человек, держатся за киль, - докладывал флагману капитан траулера. - Пробую подойти поближе, только не знаю, смогу ли... - Видимо, сумел, так как продолжал свой рассказ уже более предметно: - Судно развернуто по ветру, нос притоплен. Людей смыло, вижу их в воде, попробую поднять... - И снова томительная тишина в эфире. И наконец: - Выхватили из воды одного человека, второго не видно...
Чуть позже с "Урупа" сообщили, что спасен старший мастер добычи СРТ "Бокситогорск" Анатолий Охрименко. Плавбаза взяла пеленг на "Уруп" и немедленно двинулась в район катастрофы. "Бокситогорск" был еще на плаву, вверх килем. Бушевал десятибалльный шторм. Капитан плавбазы принял довольно рискованное решение: подойти к гибнущему судну как можно ближе, развернуться лагом и прикрыть "Бокситогорск" своим могучим корпусом. Времени было мало, и плавучая база разворачивалась на пределе своих мореходных качеств. При повороте "Николай Исаенко" получил крен в 20 градусов. Даже на мостике слышали звон бьющейся посуды. Плавбаза легла в дрейф, и сильным ветром ее подносило к "Бокситогорску", который уже на две трети своей длины ушел под воду. Судно еще удерживалось на плаву благодаря воздушному пузырю. Вдруг, круто задрав корму, "Бокситогорск" ушел под воду. У многих рыбаков, наблюдавших за трагедией, в глазах стояли слезы...
В тот же день в условиях жесточайшего шторма затонули еще три траулера: "Себеж", "Севск" и "Нахичевань".
"СКОРБЯЩАЯ МАТЬ"
Долго не откликалась местная власть на просьбу горожан о сооружении памятника погибшим рыбакам. А когда все-таки поставили на сопке Лебединой мемориал "Скорбящая мать" - бронзовую фигуру женщины - матери с ребенком на руках, которая смотрит в сторону моря, то оказалось, что даже в Находке не все знают, кому он посвящен. Да и откуда знать горожанам и гостям историю ее появления, если власти тогда и не подумали побеспокоиться о семьях погибших рыбаков. Ни одна из них до сих пор не получила на рубля компенсаций за своих кормильцев.
Два года назад мэр города Находка Виктор Гнездилов подписал постановление и отныне в Находке ежегодно отмечают день памяти погибших рыбаков. 19 января проводятся различные памятные мероприятия. На одном из скорбных митингов старые рыбацкие капитаны вспоминали...
- Для меня лично этот памятник не только моим товарищам с "Бокситогорска", - говорил Иван Хоменко, - а также погибшим в 1954 году у западных берегов Камчатки рыбакам СРТ-657, где был капитаном Василий Путинцев. И многим другим, отдавшим морю свои жизни.
- Все меньше остается старых капитанов и рыбаков, которые участвовали в той особенно трагической экспедиции, - сказал Геннадий Лукин. - Вот здесь, на памятнике, под семнадцатым номером записан Леонид Никольский. На "Бокситогорске" он умер вторично. А в первый раз Леонид "умер" у меня в 1963 году на СРТ "Джигит". Тогда его смыло за борт. Я дал полный назад, и его вспученной винтами водой уже полумертвого выкинуло на поверхность. Мы тогда его оживили. Два года Никольского не пускали в море из-за психологической травмы. Но он все-таки уговорил комиссию и пошел в экспедицию. На этот раз Нептун его уже не отпустил...
На памятнике выбиты фамилии 24 членов экипажа СРТ "Бокситогорск".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников