Главная Жизнь 03:13 08 Февраля 2012 4274
Труба плюс люди
2012-й — год пуска нефтяного трубопровода из Восточной Сибири к Тихому океану. Как идет грандиозное строительство?
Павел Орлов

На фоне митинговых страстей и яростных споров о будущем как-то отходит на второй план настоящее. И тот факт, что есть в стране люди, которые мало говорят, но много делают. Чьими трудами пополняется бюджет и развивается та самая кровеносная система российской экономики, которую коротко и емко называют «трубой». Первая очередь нефтяного трубопровода из Восточной Сибири к Тихому океану (участок Тайшет — Сковородино, 2694 км) была пущена в декабре 2009-го. Одновременно был активирован специализированный нефтеналивной морской порт у деревни Козьмино. И пока нефть от Сковородино до Козьмино идет железной дорогой, срочно достраивается замыкающий участок трубопровода — ВСТО-2 (2046 км). Как работает труба, строится ее недостающая часть и отгружается в тихоокеанские танкеры российская нефть, увидел спецкор «Труда».

«Где же сама труба?» — перекрикивал я рев вертолетного винта, кромсавшего небо над юго-восточной оконечностью России, в районе мыса Крылова. «Где труба?» — спрашивал инженеров спецморнефтепорта Козьмино. «Покажите трубу», — просил, пролетая над Амуром под Хабаровском.

«Здесь она!» — говорили мои спутники, тыча варежками в пространство под вертолетом. Там, кроме тайги, заснеженных пространств и сверкающих льдом рек, ничего не было видно. Но она, труба, уже здесь, под землей или под Амуром. Работает. Занимается тем, для чего задумывалась. Где-то (ВСТО-1) уже перекачивает по 30 млн тонн нефти в год, а, к примеру, под Хабаровском (ВСТО-2) только готовится принять черное золото. Но везде, в том числе во второй очереди ВСТО, труба готова и уложена под землю. Последний стык сварен в сентябре 2011-го. Осталось проверить и наладить оборудование восьми новых нефтеперекачивающих станций — и через год весь проект ВСТО станет действующим. Нефть пойдет от города Тайшет Иркутской области сразу до спецморнефтепорта Козьмино близ Находки по трубе: сначала 30 млн тонн в год, затем 50, а через несколько лет 80 млн тонн в год. Вместе с веткой, уходящей от Сковородино в Китай (до границы — 63 км).

«Представляешь, что это такое — 80 млн тонн? — спросила меня мой гид, сотрудник Дальневосточной строительной дирекции Алена Ортман. — Шестая часть всей российской нефти, так что оцени масштаб!»

Оценил. И трубу я все-таки увидел — на нефтеперекачивающей станции № 34. Метрового диаметра, она вертикально поднималась из-под земли, чтобы войти во чрево нефтеперекачивающего насоса размером с грузовик. В яме рабочие резали и варили, меняя подсветку местности с оранжевой на бело-фиолетовую и обратно. Но вообще-то эта труба должна отливать золотом — такую для страны она имеет ценность.

Продавая нефть на восточной границе (США — 27%, Японии — 19%, Китаю — 18%, Южной Корее — 13%, Филиппинам — 9%, Таиланду — 7%, Сингапуру — 4% и далее по мелочи Перу, Индии и Индонезии), Россия становится серьезным игроком на Юго-Восточном углеводородном рынке. Новый трубопровод не дает европейским партнерам диктовать условия. Недаром президент «Транснефти» Николай Токарев как-то сказал: «Даже если бы эта труба оставалась пустой, ее все равно надо было бы построить:" Но она не пустует. Наращивая продажи в страны региона, Россия ослабляет для них «удавку» зависимости от иранской нефти, которая все сильнее пахнет порохом.

Плюс прокладка нового участка на север (проект Заполярье — Пурпе — Самотлор) позволяет масштабно разрабатывать месторождения Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, в том числе Ванкорского месторождения, что ранее было невозможно из-за отсутствия нефтяных магистралей.

Наконец, ВСТО — мощный экономический канат, привязывающий наш Дальний Восток к Центральной России. А еще это рабочие места и инфраструктура. И масса попутных проектов и возможностей, в том числе благотворительных. Так, только на строительство крупнейшего в России океанариума на острове Русский близ Владивостока в 2011 году «Транснефть» выделила 5,5 млрд рублей. И на восстановление исторической части Иркутска, и на развитие волейбола в Дальневосточном крае…

То есть благодаря ВСТО выигрывают: российская экономика, люди, города, наука, спорт. А Россия получает серьезный козырь в геополитической игре. Вот вам и труба!

Подлодки и гребешки

Раньше деревня Козьмино (шесть десятков домов по берегу озера Второе) была местом сугубо секретным.

«В этом озере в советские времена резали на металлолом отслужившие подводные лодки», — поведал мне физик Сергей сразу по прибытии нашего вертолета.

Теперь лодки не режут. Вместо военно-морской базы вблизи деревни обосновался спецморнефтепорт. Десяток стальных цистерн для нефти по 50 тысяч тонн каждая, здание администрации, операторский пульт, а также четыре гигантские бочки с водой для пожаротушения и пожарная команда. Все это высоко над водой, на естественном возвышении. А у подножия холма, на воде, прикрывает озеро Второе нефтеналивной пирс. Выход в океан аккурат между Японским морем и заливом Находка.

Я представлял себе рабочих в замасленных бушлатах, суетящихся на пирсе вокруг насосов и нефтеналивных шлангов. И танкер на самом деле оказался на заправке, принимал в трюмы нефть, но рядом никаких рабочих. Ни одного.

«Нефтяной порт „Козьмино“ полностью автоматизирован, — объясняет Сергей. — Четыре оператора, глядя на мониторы, управляют как накоплением подходящей по трубе нефти в резервуарах, так и закачкой нефти в танкеры».

С двух сторон пирса торчат по пять оконечников трубы — стендеров, для одновременной заправки двух танкеров. Эти последние звенья ВСТО благодаря шарнирным соединениям могут точнейшим образом по сигналу из операторской подсоединяться к наливным терминалам танкеров дедвейтом от 80 до 180 тысяч тонн.

«Для улавливания и регистрации паров нефти на пирсе установлено самое современное оборудование, какое только бывает», — уверяет мой экскурсовод. «И ни капли не прольется в море?» — «Какое там! Чтобы чистота моря была вне всяких подозрений, от пирса до устья озера Второе на 20-метровой глубине, прямо под днищами танкеров, высажена промысловая колония гребешка. Это один из самых капризных по части экологии моллюсков. Живут и здравствуют, дай им бог здоровья!»

Порт особенно впечатляет с высоты птичьего полета. Словно это не гигантское действующее предприятие, созданное из нашпигованного датчиками и запорными устройствами металла, а макет футуристического сооружения из белого пенопласта. Этот «макет» по ошибке попал на продуваемый всеми ветрами океанский берег, где вечно пенятся волны и ветер достигает 40 метров в секунду.

«Не холодно здесь работать?» — поинтересовался я у одного из редких прохожих, встреченных на территории порта. Им оказался капитан запаса, бывший старпом ядерной подлодки Борис Иваненко (на фото). «Я раньше на Камчатке служил, — улыбается Борис, — вот там холодно. А здесь нормально». — «Вы давно в Козьмино?» — «С закладки нефтеналивного порта. Сперва строил, потом охранником работал, а теперь полтора года как сменный инженер». — «Довольны жизнью?» — «А как вы думаете? — пожимает плечами Борис. — Моей семье дали квартиру в поселке Врангель, есть работа, приличная зарплата и плюс еще военная пенсия. Да вы не смотрите так, я про пенсию не шучу. Мне 33, но на подводном флоте год идет за три. А здесь, на гражданке, просто курорт: вы гляньте на океан, какая красота!»

«А буксиры у нас просто уникальные, — подхватил мажорную ноту физик Сергей. — При штормовом ветре швартуют танкер к причалу — и ни вмятины, ни царапины!»

Насчет курорта мои собеседники, по-моему, погорячились. Стоило мне при прощании вынуть руку из перчатки, как ее будто ошпарило. Вот что такое минус 25 и мокрый ветер с моря!

Врангель старый и новый

В поселке Врангель живет большинство сотрудников спецморнефтепорта Козьмино, в том числе работники нефтесливного терминала. Это последняя точка на пути по железной дороге, где нефть из цистерн сливается в приемник и последние 20 км до нефтепорта проходит по трубе, расположенной под наклоном к морю. Именно нефть вдохнула новую жизнь в поселок — и это чувствуется не только на производственных объектах. В детсаде, куда я зашел поздороваться с местными малышами, мне показали новенькие пластиковые окна и пристроенные площади (ремонт на деньги спецморнефтепорта и «Роснефти»). Здесь теперь тепло, уютно и, главное, людно. Сейчас в садике 200 малышей — по сравнению со 120 год назад, в ближайших планах обустройство еще сотни мест для детворы.

В местной школе будущие выпускники уже не собираются разлетаться по стране, чтобы найти место во взрослой жизни. Оно, это место, ждет их прямо здесь. «Работать на трубе» — это звучит гордо. А тут еще (спасибо нефтяникам!) появился в школе лицейский класс с углубленным изучением физики и химии. Студентка Катя Кичей рассказала мне, как при поступлении в Дальневосточный университет выбирала между будущим инженера-химика и менеджера — приемщика качества продукции. Остановилась на втором варианте, поскольку сочла эту специальность универсальной, востребованной и уважаемой.

«Раньше, чтобы дома остаться, — рассуждает Катя, — надо было идти работать в Восточный порт Находки, а там докеры нужны, для девчонок разве что канцелярия. Теперь у нас есть спецморнефтепорт, труба со всеми ее перекачивающими станциями и лабораториями, да вот еще „Роснефть“ скоро нефтеперегонный завод прямо рядом с Врангелем обещает построить. Уезжать больше не надо и не хочется».

Ей вторит Леша Фенченко 17 лет — как и Катя, коренной врангельчанин. Он выбрал ресурсоэнергосберегающие технологии, после университета будет инженером-химиком. И тоже собирается работать дома, «на трубе». Честное слово, давно не видел такого массового проявления местного патриотизма. Между прочим, в поселке построены спортивные и детские площадки, открылись танцевальные кружки, секции бокса и таэквондо. И лица у здешних школьников какие-то не по-детски уверенные, с чувством собственного достоинства. Из таких хорошие, надежные люди вырастают.

Вика из Омска

«Люди едут к нам со всей страны», — рассказывает мне Вика Сысоева. Она начальник отдела социального развития спецморнефтепорта Козьмино. А познакомились мы случайно: Вика катала своего сына Ивана на качелях на детской площадке перед новыми домами «Транснефти».

«Мы приглашали всего 70 специалистов, — говорит Сысоева, — но на постоянной работе у нас осталось 40. Некоторые перешли работать в „Роснефть“, „Газпром“ или „Дальнефтепровод“. Сами понимаете, специалистов-нефтехимиков здесь не хватает, спрос большой, вот люди и ищут, где выгоднее». — «У вас работать выгодно?» — «Выгодно, это я вам как начальник отдела соцразвития говорю. Во-первых, посмотрите на эти дома вокруг — теплые, улучшенной планировки. Пока построено 5 домов на 154 квартиры, но в планах „Транснефти“ новостройки. Через 25 лет квартира переходит в собственность проживающего в ней сотрудника. Через десять лет ее можно выкупить за полцены (41 тысяча рублей за метр), а до тех пор мы гасим 80–90% стоимости найма. Люди платят только за коммунальные услуги. Во-вторых, мы обеспечиваем всех сотрудников медицинской страховкой, включая стоматологию, компенсируем выплаты за детский садик, оплачиваем авиабилеты для полета в отпуск, зарплату платим хорошую». — «Какую?» — «В среднем по всему спецморнефтепорту — 30 тысяч рублей. Это включая рабочих». — «Где же у вас рабочие? — удивился я. — Всего пару монтажников за два часа в Козьмино увидел». — «У нас работает 960 человек, — улыбнулась Вика. — Просто большая часть на нефтесливном терминале, где вы не были. А порт полностью автоматический — там только администрация и операторы». — «То есть, когда трубу достроят, рабочие будут уволены?» — «Что вы! Вместо нефтесливного терминала будет база приема нефти, с лабораториями, запасными емкостями, счетчиками нефти. Сотрудников станет больше. Мы, кстати, желающих отправляем учиться за наш счет в специализированные училища по всей стране. И возвращаются они, можно сказать, профессиональной элитой».

Сама Вика из Омска. До 2008 года работала там в банке. А тут кризис, банковских сотрудников стали сокращать. Взяла сына и маму и приехала в поселок Врангель, о чем ни капли не жалеет.

Зашел в гости, в новенькую двухкомнатную квартиру. Просторно, тепло, красиво. Разве что мебели маловато, но это дело наживное.

На вертолетной площадке встретил только что приземлившегося заместителя вице-президента ОАО АК "Транснефть" Алексея Сапсая. Алексей Николаевич знает о спецморнефтепорте и ВСТО-2, пожалуй, все, поскольку работает над объектом с самого начала.

— Вы довольны сегодняшним полетом?

— Если коротко — доволен, — прокричал Сапсай сквозь свист вертолета и ветер. Есть рабочие моменты, но они все плановые. Скоро мы запустим восемь нефтеперекачивающих станций ВСТО-2. Потом будем увеличивать мощность спецморнефтепорта и, соответственно, линейной части трубы. Мы постоянно модернизируем наше оборудование, с тем чтобы использовать самые последние технологии. А это все делают люди.

— Вас радует, что люди приезжают к вам со всей страны?

— «Транснефть» всегда за людей! Мы все делаем, чтобы они к нам приезжали. Из тех, кто строит ВСТО-2, половина строила ВСТО-1. Это, согласитесь, о многом говорит.

О гордости великороссов

Летим на вертолете от Хабаровска. От горизонта приближается НПС. Как и в спецморнефтепорту, из земли торчат большие белые емкости для запаса нефти (по 50 тысяч тонн), малые емкости для запаса нефти, емкости с водой для тушения гипотетических пожаров, видны домики строителей, ангар насосной станции да сложная геометрия электрических кабелей, на специальных опорах установленных над землей. Цвета два: белый и голубой. Пилот перед тем, как сесть, делает несколько кругов по воздуху — так хозяин с гордостью демонстрирует гостю свои теплицы где-нибудь на подмосковной фазенде. Но здесь масштаб иной. Где-то там, в глубине, прячутся гигантские хранилища для нефти, трубы, работают нефтяные насосы, а остальное пространство заштриховано линиями электрических кабелей. И только здесь, на НПС-34, гигантская качающая из глубины земли нефть система выходит на поверхность. Насосов четыре, каждый размером с ЗИЛ с фургоном, производства российского машиностроительного холдинга «Группа ГМС».

Подсоединением насосов к трубе занимается интернациональная бригада, состоящая из сербских и наших рабочих. Все трезвы и сосредоточенны. На НПС даже курить запрещено. Хотя нефти еще нет, но очень скоро она будет.

Как рассказал Алексей Сапсай, ВСТО-2 находится на завершающем этапе. Гидроиспытания завершены в полном объеме. По участку первого штаба устранены дефекты. Идет подача напряжения на линию электропередачи вдоль всей трассы. «Результаты работы на настоящий момент я оцениваю крайне положительно», — заключает Сапсай.

Что дальше? К августу 2012 года по трубе пустят пробную толику нефти. Потом проведут окончательную доводку и запустят всю систему в полномасштабную работу. Это большое и даже великое дело. Можно строить планы модернизации всего и вся, имея такой запас прочности, как этот.

На прощание я зашел в специально оборудованную курилку и задал дымящему народу в синих форменных куртках единственный вопрос: «Мужики, вы гордитесь тем, что сделали?»

Те примолкли, а потом один парень лет 35 в шлеме, надетом поверх шапки, сказал за всех: «Гордиться можно тем, что у тебя жена красивая. Или тем, что дом сообразил в два этажа да в три кирпича. А мы тут стране вторую сонную артерию пришили. И мы, конечно, имеем чувства по этому поводу, но слово „гордость“ здесь слишком обычное…»

Наверное, парень был из Одессы, но когда я спросил, как его зовут и откуда приехал, он сказал: «Неважно». И все разошлись в разные стороны — работать.

В этот день в 1970 году с конвейера сошел первый ВАЗ-2101

Артем Скворцов
Труд
Фото из открытых источников

19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, прозванный в нашей стране «копейкой». Советскому человеку эта машина, прототипом которой являлся итальянский «Фиат-124»,...

Жизнь 00:07 / 19 Апреля 2024 8118
Молчать в трубочку!

Как найти управу на авиационных дебоширов? Проверять их перед посадкой на алкотестере?

Максим Башкеев
Труд
Фото: Frank Hoermann/Sven Simon, globallookpress.com

Как найти управу на авиационных дебоширов? Все гениальное просто. Чтобы неадекватные пассажиры не просочились в салон самолета, перед посадкой их нужно проверить на алкотестере. Дыхнул — и лети на здоровье....

Эти предметы сантехники были установлены в замках начальника ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова. Что по этому поводу говорят специалисты?

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Фото из открытых источников

Начальник ГИБДД Ставрополья Алексей Сафонов владел пятью замками в стиле Людовика XIV, где от избытка чувств велел позолотить унитазы. И он там не один был такой ценитель прекрасного, по тому уголовному делу задержаны...

Жизнь 00:12 / 19 Апреля 2024 6505
Далеко от Москвы

Есть лит жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Oлег Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Guo Feizhou/Синьхуа, globallookpress.com

Чем тревожнее новостные сводки, тем патриотичнее население — такую вот особенность выявили социологи, зафиксировавшие рост патриотизма в стране. По их утверждениям, это чувство сегодня присуще мужчинам и женщинам...

Жизнь 00:10 / 19 Апреля 2024 5657
Половые заповеди

«Если жена тебе изменила, радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству»

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Voller Ernst / Siegfried Steinac, globallookpress.com

Немногие из крылатых фраз Чехова столь же популярны, как та, что вынесена в подзаголовок. Ну а что делать, если жизнь снова и снова подбрасывает поводы пошутить на эту тему. Вот как теперь, когда международное...

Жизнь 19:01 / 04 Мая 2024 5493
Последняя колонка

Шашлычный индекс вырос на одиннадцать процентов

Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Шашлык в России больше чем шашлык Каких только «съедобных индексов» не существует в природе: бигмака, борща, салата оливье. Все они в какой-то мере отражают состояние экономики и потребительского рынка....

Жизнь 00:02 / 03 Мая 2024 5419
Календарь: 3 мая

20 лет назад Sasser поразил сотни тысяч ПК

Труд
Фото: © Alexander Farnsworth,globallookpress.com

1101 Князь Владимир Мономах заложил в Смоленске Успенский собор, в котором была помещена Смоленская икона Божией Матери. 1314 Родился Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, сыгравший важнейшую роль...

Жизнь 00:01 / 12 Апреля 2024 5405
...А потоп по расписанию

В чем разница между Орском и Амстердамом?

Александр Киденис
Труд
В Орске уже затопило почти семь тысяч домов. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Еще в феврале научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд заявлял: более чем в 30 регионах России ожидаются проблемы в связи с половодьем: «Практически все субъекты Центрального федерального округа сейчас...

Ученого Александра Цветкова обвинили в серии убийств 20-летней давности на основании фоторобота, составленного нейросетью

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Мы уже писали об этой чудовищной истории («Как защитить гражданина от правоохранителей», «Труд» № 017 от 15.03.2024), напомним главное из нее. В феврале 2023 года ученого-гидролога Александра...

Отстраненный от должности после обвинения в коррупции замминистра обороны жил в особняке на Рублевке с телеведущей Марией Китаевой

Кадр эфире канала «Россия 24»

Арестованный по обвинению в получении крупной взятки заместитель министра обороны России Тимур Иванов проживает в доме на Рублевке с телеведущей Марией Китаевой. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на адвоката чиновника Мурада Мусаева. «Ведут...

Банки не спешат отдавать родне деньги умерших вкладчиков

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

На прошлой неделе закончился пятимесячный марафон, в который превратилась процедура получения наследства моей умершей год назад матери. Наследство — громко сказано. Речь идет о нескольких тысячах рублей, оставшихся...

Жизнь 20:01 / 20 Апреля 2024 4613
Последняя колонка

Наглый бобр напугал хозяев дома и сторожевого пса

Труд
Фото: © Christopher Jones, globallookpress.com

Обнявшись, будто две сестры Ярославскому фотографу Александру Давидику удалось запечатлеть редкое природное явление: контрастную границу слияния двух рек напротив городского парка, расположенного на Стрелке. Голубая Волга сотни метров...

Правительство Саратовской области купило спасательный катер по цене недешевой яхты

Алекс Зверев
Труд
Катер стоит более 37 млн рублей. Фото с сайта sarinform.ru

Полундра объявлена в Саратовской области, где пресса обнаружила купленный за немалые деньги местным правительством катер на 12 человек «для производства поисково-спасательных и водолазных работ областной службой...

Марат Тамбиев обвиняется в получении взяток на полтора с лишним миллиона долларов и 2718 биткойнов (7,3 миллиарда рублей)

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

В суд поступило уголовное дело в отношении бывшего начальника следственного отдела по Тверскому району Москвы Следственного комитета России Марата Тамбиева. Он обвиняется в получении взяток на полтора с лишним миллиона долларов и 2718 биткойнов...

Три удара пришлись на мост, играющий важную роль в перевозках западного оружия и техники 

Скриншот видео Минобороны РФ

В Одессе шестой раз за сутки прогремел взрыв. Об очередном ударе по городу сообщают украинские СМИ. Также сообщается об очередном «прилете» по городу Ильичевск Одесской области. Как отмечает «АиФ», первый удар был нанесен...

Жизнь 00:10 / 17 Мая 2024 3316
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Илья Галахов, globallookpress.com

Хорошая новость с краешка земли: строители приступили к остеклению нового аэровокзала в Магадане, способного пропускать 800 пассажиров в час. Сдать воздушную гавань планируют к концу года. Ну и что тут интересного,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?