В России вступила в силу новая редакция Правил дорожного движения (ПДД), ранее утвержденная постановлением правительства. Теперь к числу нарушений относится так называемое опасное вождение: неоднократное совершение одного или нескольких действий, провоцирующих опасные ситуации на дороге.
О введении такой нормы в ПДД российские власти задумались еще в прошлом году: в августе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил разработать дополнительные меры по борьбе с лихачами, а в сентябре проекты поправок были представлены департаментом транспорта Москвы, экспертным центром Probok.net и ГИБДД.
«Лучше бы отремонтировали дороги!»
Впрочем, нельзя сказать, чтобы экспертное сообщество восприняло новшество на «ура». Сначала выяснилось, что системы автоматической видеофиксации не смогут распознавать случаи опасного вождения, – об этом журналистам, в частности, сообщил замглавы столичного департамента транспорта Андрей Корнеев. «Самое сложное — это максимально уйти от мнения правоприменителя (инспектора). Ведь оно может быть разным в разных случаях», – пояснил чиновник.
Затем сомнения в принципиальной осуществимости премьерского поручения высказали автомобилисты. «Невозможно прописать в законе такую конструкцию, которая могла бы объективно отделить обычное вождение от опасного, – отметил по этому поводу координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. – Если наказывать за неоднократные перестроения, то где критерий неоднократности? Через какой промежуток времени должен быть произведен маневр, чтобы он был неоднократным?»
По словам Шкуматова, лучшим, что могли бы сделать власти для снижения аварийности, является ремонт дорог. Ведь сейчас за «агрессивное» вождение могут привлекаться в том числе и водители, вынужденные объезжать несколько ям, расположенных на разных полосах дороги.
«Новый вид наказания приведет лишь к стрессу, – прокомментировал новые правила активист. – И так повсюду висят камеры, постоянно приходят штрафы, на дорогах огромное количество непонятных запрещающих знаков, сами дороги разбитые, а тут еще и агрессивное вождение».
В сухом остатке
В окончательном виде новые поправки были утверждены 30 мая нынешнего года. «На дорогах происходит разное, есть совершенно возмутительные случаи, которые становятся достоянием общественности, когда водители ведут себя просто безобразно, создавая угрозу для жизни окружающих», – заявил Дмитрий Медведев, подписывая постановление об изменении ПДД.
В итоге начиная со среды, 8 июня нарушениями будут считаться повторяющиеся случаи отказа уступить дорогу автомобилю, который имеет преимущество проезда; несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала, резкое торможение, помехи обгону, многократные перестроения при занятых полосах, за исключением случаев поворота и разворота. Тем не менее, эти действия считаются агрессивным вождением не сами по себе, а лишь в случаях, когда провоцируют «ситуацию, создающую угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».
Нарушения без наказания
Впрочем, пока штрафов и лишений прав за агрессивное вождение можно не опасаться. Сотрудники ГИБДД еще сами не знают, как и в каких случаях применять эту норму. Руководство дорожной полиции пока только разрабатывает методику оценки ситуации для инспекторов. «Региональным подразделениям Госавтоинспекции будут даны рекомендации по выявлению и процессуальному закреплению указанного нарушения», – сообщили журналистам в руководстве службы.
Предполагается, что главным доказательством вины лихачей станут видеозаписи, сделанные полицейскими видеорегистраторами. ГИБДД располагает сейчас примерно 27 тысячами таких устройств. Для расследования случаев опасной езды также будут использоваться и свидетельские показания, записи камер наружного наблюдения и видеорегистраторов, установленных в частных машинах.
Как бы ни была получена информация – с помощью видеозаписи или от очевидцев, - в каждом конкретном случае будет начинаться отдельное расследование, а владелец машины будет вызываться в полицию для дачи объяснений.
Имеется и еще одна процессуальная проблема: технология видеофиксации нового вида нарушений пока не отработана и не закреплена в КоАП. Из-за этого даже доказанные случаи «агрессивного» вождения пока не будут наказываться штрафами. После того, как все юридические нюансы будут улажены, нарушителям будет грозить взыскание в 5000 рублей.