Главная Культура 12:49 08 Августа 2013 164
Майору можно все?

На экраны России вышел фильм Юрия Быкова «Майор»

Анна Демидова

Это фильм о злоупотреблении административным положением в ситуации, когда приходится выбирать между своей безоблачной жизнью и моралью. О том, чего стоит человеческая мораль, о власти и народе, о юношеском режиссерском максимализме. Ленту, которая уже вызвала сенсацию на нескольких международных фестивалях, «Труд» обсудил с ее режиссером Юрием Быковым.

– Чем вы вдохновлялись, создавая сценарий фильма «Майор»? Что дало идею?

– Скорее всего, это социальная обстановка, все ситуации подобного рода, особенно те, что происходили в 2009–2010 годах. Например, с Евсюковым. Все это было на слуху и на виду. И на тот момент, и сейчас это самый наболевший вопрос – отношений обычного человека и власти. Как раз то, что волнует меня больше всего. Я суммирую эти социальные темы, набираю информацию и делаю какие-то выводы для выявления самого главного сюжета, на который стоит снимать. В следующем проекте, кстати, использовалась примерно такая же схема.

– Каким образом главный герой «Майора» запускает череду смертей?

–Я не знаю, имею ли право рассказывать интригу картины тем, кто ее не видел... Но знаете, есть выражение «комедия положений». Вот здесь, так скажем, «трагедия положений». Это история о людях, которые становятся заложниками ситуаций, обстоятельств, системы координат, в которых они существуют, и того менталитета, который они в себе несут. Здесь каждый герой – это жертва в той или иной степени. У нас есть люди более циничные, менее компромиссные, а есть люди более милосердные, более компромиссные, но в конечном счете все они закручиваются в одну большую кутерьму. Пытаются отстоять какие-то свои личные интересы. Положительные они или отрицательные, это не важно. Важно то, что они в итоге губят друг друга. Главный герой ничего не провоцирует, он просто пытается использовать административный ресурс в тот момент, когда им овладела паника. Ведь ему грозила тюрьма. А далее события и обстоятельства сгущаются, и не зависящим от него образом проистекают те последствия, которых он, может, и не хотел, но они естественны в той системе координат, в которой он живет.

– В своих фильмах вы ставите героев в ситуации, в которых им нужно сделать важный жизненный шаг, меняющий их жизнь. Вам интересен психологический момент – как поведет себя человек: пойдет до конца или сдастся?

– Это как раз самый главный вопрос. Чего стоит человеческая мораль и все человеческие принципы, если они относительны? Если они работают ровно до того момента, пока не нарушается собственная зона комфорта и собственная зона доверия и любви. Когда человек действительно понимает, что он может потерять и свою жизнь, и жизнь близких, тогда человеческая мораль всегда отходит на второй план, если человек нормальный. Мне кажется, это парадокс, который человек для себя не сможет разрешить никогда. Поэтому прочность принципов и идеалов надо проверять. В этом и есть интрига, провокация. Тем более в наше время, в нашей стране, где мораль страшно обесценилась. Мне кажется, что сейчас мы живем как раз в один из тех моментов, о которых говорится у Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...» Вот они сейчас самые роковые, как мне кажется.

– Сейчас и вправду жизнь воспроизводит ситуации, подобные вашей задумке в фильме. Например, совсем недавно на Украине прокуратура Первомайского района вынесла приговор полицейскому, сбившему 6-летнего мальчика. Ему дали 4 года условно.

– Да, моя ситуация в фильме достаточно типовая. Здесь очень простая логика: человек у власти, обладающий силовым или административным ресурсом, ведет себя достаточно вольно. В том числе на дороге. Конечно, он специально не сбивают никого, но манера поведения очень часто в таких ситуациях провоцирует трагедии. Своего рода тоже проявление властного беспредела: ехать с любой скоростью, не соблюдая правил дорожного движения, и сбить человека. Такое у нас давно не новость. Даже в общем-то у достойного человека, сознательные желания и действия которого направлены на созидание, в состоянии аффекта все это сводится на нет. Так произошло с героем фильма.

– Расскажите о своей работе в качестве актера в фильме «Майор».

– Моя роль в этом фильме достаточно большая, иногда даже слышу, что главная, но я сам не думаю так. Главная роль все-таки у Дениса Шведова – это сам майор. А моя роль –  системообразующая. Главный отрицательный персонаж. Он верен не общечеловеческой морали, а клановому кодексу МВД. Отрицательных героев всегда интересно играть. Особенно – находить положительное в отрицательном. Они же все живые люди, в каждом заложена хотя бы малая частичка добра. Мы играли волевых людей по ту и другую сторону закона, нравственности. Эти люди могут совершить поступок. И это само по себе создает градус конфликта. Люди сильные, про них интересно писать, снимать, играть их. Но это не значит, что я разделяю их взгляды и принципы. Просто, как говорится, «девушки любят плохишей». (Смеется.)

– В ваших фильмах часто встречаются представители правоохранительных органов. Вы с ними как-то связаны? Или ваши родственники?..

– К счастью или к сожалению, нет. Я даже особо и не обращался к консультантам. Просто по нашей тематике никаких консультантов быть не может, потому что здесь – кланы, про такие вещи никто особо не расскажет. Есть слухи, домыслы – вот из этого приходилось стряпать кухню фильма. Видимо, она получилась, поскольку пока нет никаких отрицательных отзывов.

– Часто между режиссером и актером возникает своеобразный творческий тандем. Например, Тим Бертон снимает фильмы, где главные роли исполняет Джонни Депп. А у вас, если судить по фильмам «Жить» и «Майор», таким актером является Денис Шведов.

– Ваше наблюдение имеет под собой почву, но, например, в следующей моей картине Денис не играет главную роль. А в «Майоре» роль была действительно написана под него. Я понимал, что мне нужен именно такой персонаж. В этой картине тандем – уже осознанный и спланированный. А в картине «Жить» он появился случайно.

– Почему ваша знаменитая короткометражная картина «Начальник» снята на черно-белой пленке?

– Знаете, как Алексей Герман говорил: «В Испании и Италии цвет есть, а в России нет цвета». У нас события настолько драматические, что цвет только бы отвлекал. Вот на тот момент хотелось следовать всем школьным азам кинематографа, которыми я владел. Тогда я был убежден, что серьезное драматическое кино не должно иметь цвета. Ну и короткометражка по самой своей идее должна являть пример экономии выразительных средств. И время там изображено осеннее, так что цвет никак не нужен.

– Почему вы сами решили исполнить в ней главную роль?

– Я по первому образованию актер. Если понимаю, что могу сыграть роль, то буду ее играть. Особо не задумываюсь на этот счет. Но специально под себя не пишу никогда. Балансирую: я не писатель, но пишу; режиссирую, но не считаю себя выдающимся режиссером; ну и играю. В совокупности у меня что-то получается, но пока больших высот я не добился. Поэтому мне интересно пробовать себя и развиваться в любом направлении. Не исключаю, что может возникнуть пауза в одной из моих карьерных лестниц, которая будет заполнена ростом в другой.

– Главный герой все-таки решает убить двух воров, а не отвезти  их в отделение. Какой смысл вы вкладываете в этот поступок?

– Это мой юношеский режиссерский максимализм. Хотелось внушить зрителю страх. Картина «Начальник» – жесткая, мне кажется, даже излишне жесткая. Но что сделано, то сделано. Я не могу сказать, что сейчас полностью разделяю все, что там найдено и сделано, но слово не воробей. С другой стороны, любое произведение искусства – это состояние души.

– Собираетесь отдыхать после выхода в свет «Майора»? Или у вас уже появились новые проекты?

– Следующая картина называется «Дурак». Фильм о ЖКХ. Обыкновенный сантехник пытается спасти 800 человек. Это не фильм-катастрофа. Смысл в том, что герой пытается повлиять на мэрию, чтобы она в чрезвычайной ситуации эвакуировала людей. Он проходит все круги ада, но все-таки обыгрывает систему. И на протяжении всей этой истории его называют дураком, потому что вести себя так в России ненормально.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23572
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5543
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5433
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?