Главная Культура 00:17 08 Октября 2013 15699
Сталинград: крупный план

Фильм Федора Бондарчука отдает грандиозным фейерверком

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

На этой неделе на экраны страны выходит щедро профинансированный (30 млн долларов) и отменно разрекламированный фильм «Сталинград». Это новое полотно режиссера Федора Бондарчука и продюсера Александра Роднянского (они вместе делали фильмы «9 рота», «Обитаемый остров») в условиях строжайшей секретности уже было выдвинуто на американскую премию «Оскар». В самой же России картина, говорят, будет показана сразу на двух тысячах экранов. Такой массированной раскрутки наше кино еще не знало.

Широкого проката, впрочем, «Сталинград» заслуживает уже хотя бы потому, что это первый российский фильм в формате IMAX 3D, который так любят подростки — основные посетители кинотеатров. Война, которую до сих пор снимают порой в черно-белой гамме, и разудалое трехмерное изображение, которое больше пристало фантастическим боевикам, — многим казалось, что это две вещи несовместные. Бондарчук рискнул их совместить, достигнув, как мне кажется, весьма противоречивого творческого результата. Что касается результата коммерческого, то, не исключаю, он может оказаться и успешным.

Война в прочтении режиссера предстала на экране во всем своем жестоком, кровавом и страшном великолепии — как ни покажется кому-то странным такое определение. Багровые сполохи пожарищ во всю ширину экрана, изъеденные снарядами остовы домов (под Питером в натуральную величину выстроили декорации нескольких кварталов Сталинграда), охваченные огнем советские солдаты, на глазах превращающиеся в живые факелы, рукопашные схватки, похожие своей пластикой на восточные единоборства, пули, свистящие у зрительского виска... Все это пиршество современных экранных технологий ослепляет, оглушает, завораживает. И, как ни странно, в какой-то момент начинает заслонять от нас подлинный масштаб трагедии, силу и пронзительность человеческих драм, жестокую суть войны.

«Война — совсем не фейерверк», — писал поэт-фронтовик Михаил Кульчицкий, и он знал, о чем говорил. Большое двухчасовое кино, претендующее на некое новое слово о войне, не может держаться на одних лишь визуальных, пиротехнических, технологических «фейерверках», оно нуждается во внятно прописанной истории, в крупных характерах, в осмысленной концепции. А с этим в картине Бондарчука не все ладно. Сюжет неловко петляет и хромает, герои прописаны большей частью бегло, концепция подменяется финальным пафосным текстом от автора о величии нашей победы.

Основой для фильма стали главы романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», недавно экранизированного Сергеем Урсуляком, и это сослужило «Сталинграду» не лучшую службу. Видимо, желая уйти от сравнений с замечательным, выдержанным в строгой документальной стилистике сериалом Урсуляка, авторы «Сталинграда» стали уходить и от главных сюжетных коллизий, и, увы, от философской глубины великого романа. В итоге в грандиозную визуальную «оболочку» фильма оказалось вписано практически новое и чрезвычайно облегченное по отношению к первоисточнику содержание. Более того, временами даже возникает ощущение, что сценаристы Илья Тилькин и Сергей Снежкин умудрились собрать все ходовые штампы, которые только есть в современном кино.

Чего стоит, например, поединок фашистского и советского офицеров (Томас Кречман и Петр Федоров соответственно), который красной нитью проходит через весь фильм. Герои не раз встречаются в смертельной схватке, но всякий раз остаются живыми и невредимыми. И только в финале, в упор разрядив друг в друга магазины своих пистолетов, они сливаются в смертельных объятьях, символизируя, надо думать, бессмысленную гибельность войны.

Но в фильме «Сталинград» не только умирают (хотя вот странность — многочисленные смерти почему-то не трогают, не вызывают сочувствия и жалости), а еще много и пылко любят. Уже упоминавшийся немецкий офицер влюблен в изящно завитую блондинку Машу (Янина Студилина). Она сначала с гневом отвергает тушенку и ухаживания фашиста, но потом отдается во власть чувства, пока ее не найдет пуля русского снайпера: немецкой подстилке — собачья смерть. Пятеро советских солдат, в свою очередь, влюблены в юную девушку Катю (Мария Смольникова) — обитательницу дома, который они защищают от врага. Катя восхищается певческим талантом одного, спит на коленях у другого, целуется с третьим, учится стрелять из пулемета с четвертым, а зачинает ребенка, как выяснятся в конце фильма, почему-то от пятого, с которым любуется на охваченное сполохами взрывов небо, как будто это не страшное зарево войны, а праздничный салют. Зачатый в ту ночь ребенок вырастет (это произойдет за кадром) и в эпилоге фильма в составе бригады МЧС спасет немецкую туристку из-под завалов Фукусимы...

Все эти наивные сюжетные ходы, типовые мелодраматические клише, неловкие исторические параллели меньше резали бы глаз в рассказе о неком безымянном сражении Великой Отечественной. Но фильм называется «Сталинград». И эти отдающие оперной условностью сценарные решения, как мне кажется, резко диссонируют с горькой и страшной реальностью Сталинградской битвы. Где, напомню, с обеих сторон погибло более 2 миллионов человек, где от первой фашистской бомбежки города под завалами домов остались лежать 40 тысяч мирных жителей, где средняя продолжительность жизни советского солдата составляла менее суток. И пять пудов любви, щедро принесенных авторами фильма на алтарь экранной Сталинградской битвы, — не является ли это тревожным знаком того, что даже картины на военную тему все чаще становятся у нас всего лишь отлично продаваемым киношным продуктом? Который, не исключаю, неплохо конвертируется и на «Оскаре»...

Голос

Федор Бондарчук, постановщик «Сталинграда»

— Мы хотели сделать фильм, который сами никогда не видели. Признаюсь, я не думал, что моим следующим проектом станет масштабная военная драма. Для чего сейчас еще одно высказывание о войне? И я сам себе ответил на этот вопрос. IMAX 3D-технологии сегодня позволяют добиться невероятно подробного и убедительного, да еще и объемного мира. Мне захотелось погрузить современного зрителя в осажденный, выжженный город ноября 1942 года, добиться эффекта присутствия. Это вечное стремление кинематографистов попробовать стереть границу между экраном и аудиторией. С одной стороны, мы говорим о новых технологиях и о нашем желании разными способами сделать стереоэффект максимально впечатляющим. С другой — помимо этого сознательно выбранного курса мы вернулись к классическому повествованию, к первоисточнику — к внутрикадровому монтажу, к длинным сценам и длинным планам. Когда ты решаешь всю сцену внутри двух длинных склеек, например.

 

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3326
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3222
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3089
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?