Верховный суд России признал членов царской семьи Романовых, расстрелянных в Екатеринбурге в 1918 г , не подлежащими реабилитации. Такое решение вынесли сегодня судьи судебной коллегии по уголовным делам, рассматривавшие обращение великой княгини Марии Романовой, передает ИТАР-ТАСС.

Тем самым, Верховный суд признал законным заключение Генпрокуратуры РФ, которая также не нашла возможности применения к расстрелянным членам царской семьи законов "О реабилитации жертв политических репрессий".

С просьбой признать членов царской семьи жертвами политических репрессий еще в декабре 2005 г в Генпрокуратуру обратилась великая княгиня Мария Владимировна, проживающая в Испании. В качестве доказательства политического характера расстрела Романовых она представила копию решения Уральского областного совета от 17 июля 1918 г, принявшего решение о расстреле.

В феврале 2006 г Генпрокуратура сообщила об отсутствии юридических оснований для реабилитации, поскольку "достоверных свидетельств существования каких-то официальных решений судебных или несудебных органов о применении к погибшим репрессии по политическим мотивам, как того требует действующее реабилитационное законодательство, не имеется, что не позволяет признать погибших жертвами политических репрессий и принять решение об их реабилитации". По заключению прокуратуры, расстрел в Ипатьевском доме был "умышленным убийством, пускай и имеющим политическую окраску, совершенным лицами, не наделенными соответствующими судебными и административными полномочиями".

Адвокат М.Романовой обжаловал это решение прокуратуры, и Тверской суд Москвы обязал Генпрокуратуру повторно рассмотреть обращение. В сентябре 2007 г Генпрокуратура РФ повторно признала членов царской семьи - Николая, Александру, Алексея, Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию Романовых - не подлежащими реабилитации.

После оглашения решения адвокат великой княгини Марии Владимировны Герман Лукьянов заявил о намерении обжаловать постановление Верховного суда. По его словам, в случае отказа вышестоящей инстанции в удовлетворении жалобы не исключено обращение в Европейский суд по правам человека.

Г.Лукьянов подчеркнул, что в соответствии с решением Верховного суда можно сделать вывод, будто "царская семья не подвергалась политическим репрессиям и права членов семьи не нарушались".

В ходе заседания представитель прокуратуры Инесса Ковалевская сообщила, что в 1993 году было возбуждено уголовное дело по факту убийства членов царской семьи. Однако в ходе пятилетнего расследования, по словам прокурора, не было обнаружено никаких судебных документов "о расстреле Романовых".

"Было обнаружено многочисленное количество писем, телеграмм и воспоминаний очевидцев", - сказала И.Ковалевская, добавив, что эти документы не могут заменить судебный акт. По словам прокурора, Николай II и члены его семьи не подлежат реабилитации, поскольку реабилитация подразумевает освобождение от обвинений. Между тем члены царской семьи "ни в чем не обвинялись".

И.Ковалевская сообщила суду, что за время расследования уголовного дела прокуратурой направлялись запросы во все архивы РФ, а также других стран - США, Дании, ФРГ, Великобритании, Гарвардский университет, а также частные архивы. "Собранные материалы дали следствию возможность прийти к категорическому выводу о том, что официального решения о расстреле Романовых не принималось", - сказала И.Ковалевская в суде.

Она подчеркнула, что Николай II с супругой и пятью детьми, а также лицами, приближенными к царской семье, были расстреляны представителями исполнительной власти, "превысившими свои полномочия".

Между тем Г.Лукьянов, выступая в четверг в суде, заявил, что великая княгиня Мария Владимировна утверждает: в отношении членов царской семьи, содержавшихся под стражей в Тобольске под Екатеринбургом, "принимали решение органы, которые были наделены судебными полномочиями". "Как известно, власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Так вот, большевики взяли ее всю", - сказал адвокат. Он отметил, что в отношении царской семьи в то время принимались именно репрессивные меры. "Судьбой царя занимались именно эти органы. Ведь суды не могли тогда принимать решения о расстреле. Максимум они могли назначить наказание в виде двух лет тюрьмы, либо пяти. А решение о расстреле могли принимать только высшие органы государственной власти", - сказал Г.Лукьянов. Адвокат подчеркнул, что в те времена "принадлежность к Российскому императорскому дому служила основанием для применения в отношении этих лиц репрессий".

"На основании изложенного я прошу признать членов царской семьи необоснованно репрессированными и выдать справки о их реабилитации", - сказал Г.Лукьянов.

Просовещавшись около 40 минут, судебная коллегия приняла решение об отказе в реабилитации Николая II и членов его семьи, передает ИНТЕРФАКС.