На днях прогремел инцидент с футбольными болельщиками: некоторые из них пали жертвой крупного мошенничества, приобретя поддельные билеты на матч «Локомотив»-«Ювентус». Состязание проходило 6 ноября на столичном стадионе «Локомотив» в рамках четвертого тура группового этапа Лиги чемпионов.
Билеты сомнительного происхождения попали в руки трёхсот человек. Многих болельщиков пропустили в зоны с ограниченной видимостью, закрыв глаза даже на бланки ФК ЦСКА. Но кому-то не повезло. Среди них кемеровчанин, потративший на поездку в Москву в общей сложности 360 тысяч рублей, - этот эпизод особенно облюбовала пресса. 160 тысяч из этих денег ушло на два билета. Теперь мужчина хочет обратиться в правоохранительные органы. Однозначно недействительными оказались порядка 60 билетов: их обладатели так и не попали на матч.
Как утверждают болельщики, в момент старта продаж официальный сайт «Локомотива» перестал работать. Видимо, тогда мошенники и создали несколько подделок с целями наживы. Одним из таких фейков оказался сайт fclocomotiv-moscow.com. Эта площадка «помогла» брату именитого футболиста Руслана Нигматуллина Рамилю расстаться с 45 тысячами: столько стоили три билета для него и двух детей.
Впрочем, на официальном сайте ФК «Локомотив» tickets.fclm.ru невозможно приобрести подделку, успокоил пиар-директор клуба Кирилл Брейдо. «Не все обращали внимание на то, что мы предостерегали, рассказывая о мошенниках. А кто-то не имел должного уровня информации или не собирался это проверять. Странно, ведь люди тратили действительно сумасшедшие деньги», - сказал каналу 360 Брейдо.
Сейчас «Локо» ждет решения открытия уголовных и административных дел из-за массового обмана болельщиков. Представители клуба уже провели внутреннюю проверку и встретились с ОБЭП по Восточному округу Москвы.
Похожие случаи мошенничества касаются и театров. Так, в начале года москвичка Ольга Голованова купила фальшивые билеты на спектакль за 5000 рублей. Здесь «выстрелил» не поддельный сайт, а переписка с торговкой в соцсетях. Предприимчивая дама просто отправила номер счёта в личные сообщения и получила перевод. Бывали прецеденты покупки билетов и на сайтах-двойниках, как мы могли наблюдать и по футбольным болельщикам.
«Не покупайте билеты в непроверенных источниках! Тем более, электронные. Вы рискуете не только не попасть на мероприятие, но и не получить деньги обратно, в том числе, в случаях отмены, замены или переноса спектакля», - написано на сайте театра Ленком.
Итак, чтобы не попасться на удочку мошенников, избегайте покупки билетов с рук. Только если речь не о ваших родственниках и хороших знакомых, которые по каким-то причинам не смогли сходить в театр или на матч и заранее приобрели билеты в проверенной точке. Как рассказал порталу TRUD.RU наш анонимный специалист в IT-отрасли, билеты на матчи надо брать либо на известных площадках по их продажам или же на сайтах клубов. Единственный доступный и адекватный способ проверить добросовестность ресурса – внимательно прочитать адрес сайта. Подделать ресурс и буквы в адресной строке можно, но столкнуться с такого рода мошенничеством тяжело. Это совсем другой, более высокий уровень. «Ещё изучите внешний облик главной страницы и разделов сайта, нет ли халтуры, странно расположенных блоков», - отметил эксперт.
Страшно, что персональные данные жертв злоумышленников оседают в руках последних и часто нужны им в будущем, отметил интернет-эксперт Станислав Антонов. «Базу из карт, логинов и паролей - они могут использовать для продажи уже другим мошенникам, которые могут отнестись к этим данным совершенно по-другому, с намного худшими последствиями», - приводит слова специалиста телеканал «Звезда». Завладев данными, преступники, например, используют их для обналичивания или перевода средств. На сайте, который позволяет оплачивать покупки, должна соблюдаться политика конфиденциальности, ресурс не должен выглядеть устаревшим. Обязательно надо проверять буквы в адресной строке, напомнил Антонов.
Известное дело: на страницах знаменитостей в соцсетях стоят галочки верификации, при нажатии на них открывается окно подтверждённого пользователя. Подобную технологию можно распространить и к сайтам, торгующим билетами. Но это удовольствие платное, а платить должны хозяева брендов, говорит интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.
Есть вариант перенять практику поддоменов официальных учреждений для сайтов футбольных клубов и театров, а также для платформ по продаже билетов. Например, у кабмина действует поддомен –gov. Но пока такой сценарий не прорабатывается.
Выстроить защиту по всем фронтам не получится, и главная ответственность всё же лежит на нас самих, собственной критической оценке интернет-площадок.