Свадьба пела и плясала… сто с лишним лет тому назад

Усадьба Прохоровых-Хлудовых. Фото Сергея Бирюкова
Сергей Бирюков
14:55 08 Декабря 2014г.
Опубликовано 14:55 08 Декабря 2014г.

Усадьба Прохоровых-Хлудовых впервые открыла двери для экскурсантов


На культурной и экскурсионной карте Москвы появился новый объект – усадьба Прохоровых-Хлудовых в Подсосенском переулке. В воскресенье днем сюда пришла первая группа посетителей, в которую пригласили и журналистов. Это – звено в работе проекта «Свобода доступа», основанного московскими любителями старины, поддержанного столичными предпринимателями совместно с Департаментом культурного наследия и открывающего для публики уникальные здания, находящиеся в частном владении.

Дом в стиле московского классицизма у выхода Подсосенского (в начале XIX века Проезжего, затем Барашевского, затем Введенского) на улицу Воронцово Поле был построен торговцем серебряными изделиями Алексеем Потепаловым в конце XVIII века. Пережившая пожар 1812 года, усадьба во много сохранила до наших дней не только внешний облик, но и убранство помещений, а с ними – дух старой купеческой Москвы.

Так выглядел парадный зал в 1902 году. Фото автора

В течение XIX века владение неоднократно меняло хозяев, а в 1876 году было приобретено Прасковьей Хлудовой – представительницей рода купцов и фабрикантов, бывшей замужем за Константинов Прохоровым, который принадлежал к семье основателей Трехгорной мануфактуры. Прохоровы-Хлудовы были и крупными благотворителями, построили Дом призрения в Басманной части, бесплатные квартиры для вдов, храм, начальную школу, ремесленное училище, больницу. Невестка Прасковьи Герасимовны Лидия Прохорова серьезно увлекалась химией, собрала коллекцию минералов, которая позднее легла в основу собрания Геологического музея имени Владимира Вернадского.

После революции усадьба была национализирована, в доме поместились коммунальные квартиры, конторы. Лишь в конце 1980-х годов встал вопрос о возвращении дому облика, который он имел при Прохоровых-Хлудовых. Но начатую реставрацию прервали события начала 1990-х, несколько лет здание простояло без кровли, что нанесло ему дополнительный ущерб. С 1993 года новые владельцы возобновили реставрацию. Их дело продолжили нынешние хозяева — Росэнергобанк, приобретший здание для представительских нужд. Результаты проведенной на сегодня части реставрационных работ, проведенных банком полностью за свой счет, в воскресенье впервые смогла оценить публика.

Так выглядит парадный зал сегодня. Фото автора

Экскурсию напутствовал первый заместитель председателя правления Росэнергобанка Марк Шрайбер, а провел краевед Денис Ромодин. Рассказ начался с парадного зала, где сохранилась лепнина, а на каминной полке стоит фотография свадьбы Николая и Лидии Прохоровых, прошедшей в этом помещении в 1902 году, и можно видеть тогдашних жильцов усадьбы, богатое убранство, в частности штофную обивку стен, от которой сегодня ничего не осталось.

Затем через столовую с сохранившейся росписью гризайль посетителей пригласили в Зимний сад, где отреставрирован расписной орнаментальный плафон над люстрой. К сожалению, сама люстра, как и остальные световые приборы в доме, – современная, а когда-то здесь висел керосиновый светильник с разноцветными стеклами, придававший оранжерее еще большую живописность.

Следующая остановка – Мавританская комната, служившая когда-то своеобразным мужским клубом: здесь можно было курить, что дамам категорически не рекомендовалось. В этом относительно небольшом кубическом помещении тщательно восстановлен декоративный цветной фриз на стыке стен и потолка и выполненный в таком же стиле орнамент на камине. Все это сохранилось под побелкой советских времен. А вот стены просто покрашены однотонной краской. До революции их сплошь покрывала гипсовая плитка с рисунком.

Минуя несколько небольших проходных комнат, сквозь арки в толстой стене, бывшей некогда наружной, попадаем в пристроенный Прохоровыми-Хлудовыми корпус для жилья. Здесь почти нет убранства. Зато интересна лестница черного хода – совсем, впрочем, не черная, а покрашенная в два цвета, голубой и белый, разделенные между собой орнаментальной дорожкой. Такую двуцветную покраску, разве что без орнаментальной дорожки, потом переняли и советские жилища. С удивлением замечаешь, что эта лестница связывает три этажа, тогда как парадная – только два. Дополнительный этаж существует в дворовой части здания, и это – «маленькая хитрость» бывших хозяев, впрочем довольно распространенная в старину. Дело в том, что налог на недвижимость брался пропорционально этажности здания, а она определялась по фасаду, во дворе же «тихонько» можно было и кое-что пристроить.

Около часа продолжался поход по дому, где, к сожалению, пока удалось восстановить далеко не все — например, практически полностью утрачена оригинальная мебель, — но и то, что сохранено, раскрывает колоритные страницы московской истории. Авторы проекта «Свобода доступа» и нынешний хозяин здания намерены повторять такие экскурсии раз в месяц. Плата не очень-то маленькая — 500 рублей, но есть льготы для учащихся, пенсионеров. А весной реставрационные работы продолжатся, так что даже тем, кто уже побывал в доме, есть смысл вернуться в него через несколько месяцев.

Кроме дома в Подсосенском, проект «Свобода доступа» освоил знаменитую гостиницу «Националь». Есть и другие архитектурно любопытные объекты, но они — современные (дома на Остоженке, сооружения Сколково), а из исторических памятников пока предлагаются только эти два. В будущем, рассказал Денис Ромодин, список зданий, открытых для экскурсионного доступа, увеличится — так, на очереди особняк Стахеевых, нынешний Центральный дом детей железнодорожников на Новой Басманной. Но быстрыми темпами это увеличение вряд ли пойдет: памятник в год — вот реальный прирост. Хотя, конечно, хотелось бы больше, согласился с журналистами Денис.



Зачем Петр Порошенко ввел на Украине военное положение?