Главная Культура Афиша 03:29 09 Февраля 2011 3118
Александр Миндадзе: «Я не хотел обязательных, как заноза, примет времени»
Режиссер фильма, выдвинутого в конкурс Берлинского фестиваля, рассказал «Труду» о своей картине
Зара Абдуллаева

Завтра открывается 61-й Международный берлинский кинофестиваль, в конкурсную программу которого отобран фильм Александра Миндадзе «В субботу». «Труду» режиссер признался, что хотел не показывать страшное, но сделать так, чтобы стало страшно.

— Почему в ваших фильмах вас неизменно занимает столкновение человека с катастрофой?

— В последнее время часто думаю: почему я ничего не могу сказать спокойным голосом? Вот люди сидят, тихо разговаривают. Между ними что-то не менее жуткое происходит. Или может случиться. Почему мне непременно нужен драматургический окрик, дикий форсаж? Не знаю. Так происходит потому, что я касаюсь катастроф, или это моя внутренняя потребность? Но она проявляется как родимое пятно. Мне была интересна история человека, который узнал о катастрофе, не собирается о ней говорить, но не сдерживается, да еще не может убежать из зараженной местности. Хотя вроде бы сразу решил это сделать. Сценарий писался очень трудно.

Но, когда киевские журналисты собирали для меня воспоминания людей, которые жили тогда, были в тот день вблизи аварии, дело по-степенно сдвинулось. Журналисты задавали вопрос, чем эти люди, мужики и бабы, занимались в ту субботу. Один рассказал, как его «кореш приехал», они пошли на крышу загорать, «тяпнули, хрюкнули». Позвали соседа, но жена его не пустила, опасаясь, что он, как обычно, напьется. «Друг умер, а я нет. И сосед жив:" Шестнадцать свадеб было в ту субботу. Играл оркестр, выходной же день. Был человек, который сел в эвакуационный автобус с одной гитарой: Эти воспоминания разжигали мое воображение. Я в них втыкался, внедрялся, и как-то пошло. Стал вырисовываться и мой герой, маленький человек, «шестерка».

— Несмотря на то что время действия — 1986 год, «В субботу» не воспринимается как ретро-фильм.

— У меня не было задачи рассказать о времени прихотливо. Но я понимал, что и фуфла быть не должно. Не хотел обязательных, как заноза, примет времени. Не хотел, чтобы в комнате, где проходило совещание, висел, скажем, портрет Горбачева. И художника просил: не педалируй, не увлекайся. Даже запретил писать на номерах машин «ЧАЭС», чтобы и такую фактографию уничтожить. Но, конечно, искал определенные лица, цвет того времени, отсекал сегодняшний жаргон, занимался деталями антуража, интерьеров общежития, думал о стрижке, о фасоне платьев, о высоте сцены в ресторане и так далее.

— Сочетание гульбы (в вашем фильме три свадьбы, участники которых знают о трагедии, но продолжают ее играть) и чумы — это свойство русского характера или оно более универсально?

— Скорее русского. «А пошло оно все на:« — так мы зачастую говорим, узнав о катастрофе. Очень для нас характерно такое поведение, такой ход мысли. Ну какой немец так сделает? Немцы, работавшие на картине («В субботу» — российско-немецкая копродукция. — «Труд»), задавали мне вопрос: «Почему они не убежали, если опасно?» И почему нельзя уехать без паспорта, они тоже не поняли.

— Чего вы добивались от оператора Олега Муту, снявшего «В субботу» совсем иначе, чем его знаменитые фильмы «румынской волны», например «Смерть господина Лазареску», и «Счастье мое» Сергея Лозницы?

— Он идет только от замысла. Когда прочел сценарий, сказал: «Не знаю, как снимать. Это очень сложно. Но для меня — огромный вызов. Давайте думать». Мы искали натуру по всей Украине, в результате снимали в Донецкой и Запорожской областях. Во время долгих поездок обсуждали способ съемки, утверждаясь в мысли, что снять этот фильм можно только длинными планами и в приближении к герою. У Олега была только одна просьба ко мне: чтобы в мизансцене что-то двигалось, чтобы он не шел с камерой «просто так». Кадр должен быть заполнен движением.

Если кто-то делает в кадре шаг, то и оператор его делает. Никак иначе. Он не обгоняет персонажей. Поэтому там много планов со спины. У Муту нет собственных пластических амбиций, нет и комплексов. Он не обижался, когда я просил переснимать. У нас бывало по десять, пятнадцать, семнадцать дублей. Тройной перерасход пленки. Но все же мы ухитрились снять за сорок четыре смены. У нас был еще один уговор: снимать как праздник. Празднично. Аттрактивно. Там и линзы в камере стоят такие, чтобы зритель видел персонажей лицом к лицу, чтобы были заметны поры кожи, пятнышки на ней. Муту вообще замечательный человек, он покупает чемоданы книг, платит в аэропортах за перевес и успевает читать!

— Получился не фильм о катастрофе, но фильм-катастрофа. Для авторского кино случай совсем не банальный.

— Это замысел. Не показывать страшное, но сделать так, чтобы стало страшно. Тогда устанавливается, надеюсь, совершенно иной контакт со зрителями, более близкий и сегодняшний, а не удаленный в 1986 год.

— Как вы нашли Светлану Смирнову-Марцинкевич на роль героини? Было много претенденток?

— Очень. Я приехал на «Ленфильм» посмотреть актрис. Как только Светлана начала читать текст, все стало ясно. То, чего я добивался с другими актрисами, очень умелыми и хорошими, в течение долгих репетиций, она делала сходу. Абсолютнейший талант. Вот и ответ на все вопросы. Ей ничего не надо объяснять. Она говорила: «Вы просто со мной разговаривайте и не ждите моей реакции...»

Наши лауреаты «Золотых медведей»

«Восхождение» (1976)

Реж. Лариса Шепитько

Военная драма по повести Василя Быкова стала для Шепитько единственной возможностью выразить свои взгляды на жизнь.

«Тема» (1987)

Реж. Глеб Панфилов

Мелодрама о московском писателе, который отправляется за вдохновением в глухую провинцию, но находит там нечто большее.

«Подвиги Геракла» (2000)

Реж. Сергей Овчаров

Короткометражная работа Сергея Овчарова о внебрачном сыне Зевса, которого заставляют совершать ненужные и бессмысленные подвиги.

Лидеры российского проката за прошедший уик-энд

«Санктум», $4 млн.

Подводный триллер, спродюсированный Джеймсом Кэмероном, провалился в североамериканском прокате, зато в России нашел своих зрителей.

 

 

«Зеленый Шершень», $3,1 млн.

Пародийный боевик о друзьях, решивших, что их призвание — спасти весь мир. Но найти приличных злодеев оказалось еще сложнее.

 

 

«Механик», $1,5 млн.

Римейк голливудского боевика 1972 года с Беном Фостером и Джейсоном Стэтхэмом в роли киллера, переквалифицировавшегося в наставники.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4763
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3321
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2851
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2276
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1433
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 1106
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 909
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 763
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?