05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕМЕЦКИЙ ПОРЯДОК

Андреев Анатолий
Опубликовано 01:01 09 Апреля 2004г.
У Германии давние традиции федерализма. Во времена "железного" Бисмарка, властолюбивых кайзеров, демократического просветления Веймарской республики она неизменно оставалась федерацией. Печальный исторический пробел - лишь годы нацистской диктатуры "третьего рейха". ФРГ, в состав которой входят 16 земель (республик), в конституционной практике выросла в государство с преобладанием централизованного законодательства и федеративного управления. Начиная беседу с профессором Альбрехтом РЕБХАНОМ, признанным экспертом в области государственного права, я поинтересовался:

- Правопорядок страны базиру-ется на законодательстве. Все ли эти функции сосредоточены на самом верху - в бундестаге?
- У нас существуют, - ответил ученый, - понятия исключительного, конкурирующего и рамочного законодательства. Первая категория относится исключительно к компетенции федерации. Это, например, внешняя политика, вопросы обороны, финансовая система, воздушное сообщение, часть налогов. Во второй группе имеют законодательное право земли, если только федерация не приняла единый для всех закон. К конкурирующему относятся, в частности, законодательство в сфере гражданского, уголовного права, жилищное хозяйство, судоходство, уличное движение, надзор за чистотой воздуха, борьба с шумом. Рамочное законодательство - это законотворчество земель в пределах общих федеральных предписаний. Сюда входят вопросы высшего образования, территориального планирования, охраны природы и ряда других проблем.
- Как и любое явление, федерализм неоднозначен. В чем его преимущества, каковы слабости?
- К преимуществам в первую очередь относятся широкие возможности политических партий и населения участвовать в государственных делах на всех уровнях. В ФРГ никогда не бывает, чтобы во всей стране правила только одна партия. Сейчас в бундестаге большинство у социал-демократов и "зеленых", а в палате земель - бундесрате - у христианских и свободных демократов. Пестра политическая картина в землях и на местах. А минус - порой приходится сталкиваться с местным эгоизмом, да и содержание 16 земельных парламентов обходится недешево...
Особенности федерализма Германии находят, разумеется, свое воплощение и в структуре исполнительной власти. Иногда систему правления в ФРГ называют "канцлерской демократией". Состоит правительственный кабинет из федерального канцлера, его заместителя, который одновременно является министром, как правило, иностранных дел, и еще 14 министров. Федеральный канцлер - единственный член правительства, избираемый парламентом и подотчетный ему. Он подбирает министров и предлагает их президенту для назначения, причем глава государства обязан согласиться с этим предложением. Так что его роль в формировании формальна. Как и в случае увольнения.
- Кто определяет количество министерств, - спрашиваю я берлинского юриста и социолога Вальтера Краузе, - сферу их деятельности?
- Все это решает сам канцлер. Правда, три министерства - юстиции, финансов и обороны - должны существовать в силу положений конституции. Остальные - в компетенции главы правительства.
- В Германии в отличие от многих стран существует так называемый "конструктивный вотум недоверия". Каковы его роль и цель?
- "Конструктивный вотум" закреплен в Основном законе ФРГ с сознательным отступлением от Веймарской конституции и должен предохранить правительство от свержения теми оппозиционными группами, которых объединяет только требование отставки правительства, но не альтернативная программа. Ныне бундестагу, который собирается выразить недоверие правительству, нужно одновременно большинством голосов избрать его преемника...
Дважды в истории ФРГ вносился конструктивный вотум недоверия, один раз в 1982 году с его помощью на пост канцлера взошел Гельмут Коль вместо Гельмута Шмидта. Страна ни дня не оставалась без центрального правительства. Федеральное управление проявляется в основном в области внешних связей, в руководстве бундесвером и пограничной охраной, в таможенной службе, трудовой сфере. Земельные правительства занимаются школами, полицией, планированием строительных работ, промыслами. Наконец, по поручению федерации, они, скажем, ведут строительство общегосударственных дорог.
- Из личного опыта знаю, что нередко приходится собирать пустяковые бумаги, проходить без особой нужды много инстанций. Словом, на мой взгляд, бюрократии в ФРГ хватает.
- При всех издержках у нас все-таки настолько четко прописаны функции и процедуры, что остается немного места для нерадивости и злоупотреблений чиновников. За десятилетия отработаны функции госаппарата сверху до нижнего уровня и в параллельных плоскостях. Дубляж практически не встречается.
- На 82 миллиона жителей ФРГ приходится 1,7 миллиона чиновников. Существует ли проблема с ними?
- Главная - это дороговизна аппарата. Сейчас проводится режим жесткой экономии. Земельные органы сокращают численность, отменяют различные доплаты чиновникам. В каждой земле счет идет на миллионы, в целом по стране получится, видимо, более трех миллиардов евро. В Германии в год проходит всего несколько сот уголовных процессов по взяткам, включая самые мелкие. По официальным данным, процент раскрываемости случаев коррупции составляет сногсшибательную величину 98 процентов.
Германия, словом, может служить примером и в организации управления страной, и в соблюдении властями и гражданами основных прав, справедливости и демократических свобод.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников