Мы уже рассказывали про феноменального незрячего виртуоза-пианиста Олега Аккуратова – русского Стива Уандера, как его называют. Зимой музыкант выступал в Светлановском зале Дома музыки. 12 июня Олег покоряет очередную вершину: выступает с сольным концертом на самой престижной сцене Москвы – в Большом зале консерватории.
Жизненный путь Олега Аккуратова очень непрост. Незрячий от рождения, Олег окончил специализированную музыкальную школу для слепых и слабовидящих детей в Армавире и Московский музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства, затем – с красным дипломом Ростовскую государственную консерваторию, а в этом году и аспирантуру там же.
Несмотря на полное отсутствии зрения, он является лауреатом различных российских и международных конкурсов, в которых играл на равных условиях с обычными, видящими музыкантами. С концертами Олег объездил почти всю Россию, выступал и в престижнейших залах за рубежом. В составе Квартета Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра под его же руководством Олег совершил гастроли по Израилю, Нидерландам, Италии, Индии, США и Канаде.
И даже самую искушенную публику игра Олега приводит в восторг В его исполнительской манере подкупает все: легкость, виртуозность, какое-то особое, индивидуальное звучание рояля. А еще у него прекрасный голос. В свое время вместе с хором Попова и еще двумя солистами Олег пел в Ватикане перед Папой римским Иоанном Павлом II. Выступление русских музыкантов и хора произвело фурор.
Если на концерте в Доме музыке преобладал джаз, то программа Олега Аккуратова в Большом зале консерватории будет более близкой к классической музыке. В первом отделении прозвучат произведения Бетховена, Шопена, Чайковского и Листа. Во втором отделении вместе с Московским джазовым оркестром под управлением Игоря Бутмана Олег исполнит хит Джорджа Гершвина, который можно считать одновременно и классикой и джазом – «Рапсодию в стиле блюз». Ну и по сложившейся традиции концерт завершат несколько произведений, которые будут исполнены на бис. Скорее всего, этот будут какие-нибудь классические джазовые стандарты, исполнить которые Олегу Аккуратову поможет находящийся в это время на сцене оркестр Игоря Бутмана.
Такая программа, в которой сочетаются различные музыкальные направления, сочинения композиторов, представляющих разные эпохи (а даже классическое первое отделение, согласитесь, очень неоднородно, так соната «Аврора» Бетховена, открывающая концерт, и «Венгерская рапсодия» Листа, завещающая первое отделение, – это совсем разные вехи классической музыки) не является для Олега Аккуратова чем-то необычным. Олег свободно чувствует себя в самых разных музыкальных формах, такие эксперименты и поиски в его концертной практике происходят постоянно:
– Для меня классика и джаз – две грани одного искусства, поэтому я люблю их соединять в своих программах, – говорит Олег Аккуратов. – Конечно, классика отличается от джаза. Но суть не в каких-то различиях музыкальных стилей, а в том, что музыке подвластно все, с ее помощью можно выразить все, что угодно. Хоть горы Тибета, хоть прерии Техаса. Исполняя произведение, ты интерпретируешь ноты и наполняешь музыку смыслом, используя те образы, которые вкладывают в нее композиторы. Например, когда слышишь Грига, сразу понимаешь: «Это же Норвегия – фьорды, леса, луга». А у Дебюсси – так просто лесные птицы в музыке поют. А в трагических произведениях Бетховена за музыкой встают мировые войны, грядущие революции. Важно понимать и чувствовать эти различия и уметь передать их публике.