Главная Культура 14:08 09 Октября 2023 2512
«Летучий голландец» – как это по-русски!

Новая опера сделала еще одну попытку сдружить Вагнера с нашей публикой

Сергей Бирюков
Это не провинциальный «Мистер Икс», а столичный «Летучий голландец» с Мариной Нерабеевой и Игорем Подоплеловым в главных партиях. Фото Екатерины Христовой предоставлены пресс-службой Новой оперы

В московской Новой опере показали «Летучего голландца» Вагнера. Парадокс времени и места: в космополитичной Москве, где чего и как только ни ставят, великого немецкого романтика, преобразователя оперы, да что там – революционера всей мировой музыки – последовательно осваивает только эта труппа. А если учесть, что нынешняя работа воссоединила опять же парадоксальный тандем рафинированного виртуоза Филиппа Чижевского (дирижер) и брутального провокатора Константина Богомолова (режиссер), уже зарекомендовавший себя громкими проектами вроде «Триумфа Времени и Бесчувствия» в Московском академическом музыкальном театре и «Кармен» в Пермской опере, то станет ясно: супераншлаг событию был обеспечен.

Если кто не помнит, в тончайшей философской притче Генделя громадное тщание команды Чижевского сочеталось со смачным поеданием на сцене детских мозгов (так либреттист Владимир Сорокин истолковал тему пожирания Временем своих детей). А в шедевре Бизе главная героиня, на сей раз уже только стараниями Богомолова (он тут и драматург), превратилась из испанской цыганки в одесскую еврейку, комиссаршу времен революции, включившую сексуальную распущенность в свою революционную мораль. А что, не без логики, правда? Хуже другое: ради этого «освежения» сюжета одну из самых гениальных опер мира жестоко покромсали, взамен напихав вставных номеров типа «На Дерибасовской открылася пивная»…

То ли прислушавшись к критике, то ли просто найдя ту дорожку исхоженной, постановщики на сей раз решили чуть сдать назад: в очаровательной, уже совершенно вагнеровской по языку, но еще считающейся с оперными канонами времени партитуре (компактна – два часа с минутами, полна изумительных арий, дуэтов и терцетов, от чего впоследствии творец безразмерно-текучих музыкальных драм отказался) не изменено ни одной ноты.

Не очень сильно изменен и сюжет. Ну, превратился Голландец из моряка-скитальца, за давний грех обреченного на вечную бесприютность, в отечественного маньяка – убийцу неверных подружек, отбывающего заключение в северной колонии «Белый лебедь», бегущего оттуда и под видом артиста Московской оперетты с потерпевшего крушение самолета забредающего в соседнюю деревню Бураново-2. Ну, стал папа главной героини Сенты не норвежским капитаном Даландом, а главой местной артели охотников, только что вернувшимся из Москвы, где продавал свой пушистый товар. Ну, норвежский же юноша Эрик переквалифицировался в бурановского метеоролога, влюбленного в Сенту (художник-постановщик Лариса Ломакина). Но суть конфликта осталась прежней: преступника, которого сделала таковым уродливая жизнь (мама, первая невеста и та, что стала женой – все оказались шалавами), пожалела одна-единственная, по-настоящему чистая женская душа. Как это по-русски, правда? Даже удивительно, что никто прежде, если только мне не изменяет память, не обращал внимания на этот родной нам оттенок вагнеровской истории.

И, будто вдохновившись этим озарением, Богомолов…опять-таки не могу подобрать другого слова, кроме «напихивает» – драму нашими домашними ассоциациями. Поющие персонажи, как и положено, изъясняются по-немецки, но в русских субтитрах постоянно сбиваются то на визборовскую «Ты у меня одна», то на алибасовскую «Фаину», то даже на «Кольщика» Михаила Круга. Сам маньяк по любому поводу заявляет: «Устал я греться у чужого огня, но где же сердце, что полюбит меня», и это признание вполне корреспондирует с маской Мистера Икса, которую он вместе с прочим опереточным хламом напялил на себя у обломков упавшего самолета. Для полноты ощущения этот маскарад иллюстрируется видеоцитатами из популярных фильмов вроде того самого «Мистера Икса» или «Свинарки и пастуха». Правда, однажды возникает и жуткий немецкий «Носферату» 1922 года, но после него мы быстро возвращаемся на родные просторы.

И как же милы деревенские женщины, в ожидании мужей вырядившиеся не хуже знаменитых бурановских бабушек! Как уютны избушки со светящимися в северной ночи окошками! Ностальгична даже форма офицеров тюремной охраны, еще советского покроя – дело происходит, как говорит бегущая строка, в 1993 году. «Грустном», добавляет она: намек на историю героев? Или всей страны, именно тогда, кажется, окончательно понявшей, что сказка о грядущем благоденствии оказалась очередным государственным враньем? Кстати – совпадение, конечно, но какое удачное – с выходом в эти же дни фильма Александра Велединского по роману Сергея Шаргунова «1993»! Хотя, разумеется, каждый зритель волен толковать и увиденное, и возникшие параллели по-своему…

А что, даже не без северного уюта

Но насчет грусти – это точно. Особенно грустен конец. Он даже грустнее, чем у Вагнера, где, как написано в партитуре, герои хоть в последний момент, но воссоединяются на небе. Здесь же метеоролог не вступает в «дуэль» за Сенту, он просто доносит начальнику лагеря на беглеца, и того прямо из-под венца с побоями возвращают в камеру. Сента с отчаяния выходит за метеоролога, но год жизни с ним убеждает ее в совершенной ошибке. Она возвращается, добивается свидания с любимым и у всех на глазах со словами «сама стану себе маньяком» режет собственную шею…

Можно спорить о том, насколько богомоловские придумки смелы, кощунственны или плоски. Но и меня, которому сценическая суета временами страшно мешала воспринимать музыку (одно кормление волков обломками опереточных рук и ног на трагической выходной арии Голландца чего стоит), эта скрываемая за хохмами грусть обрусевшего сюжета под конец проняла не на шутку. Перед самим же музыкальным решением – великолепным (как и большинство известных мне работ Чижевского) – могу только снять шляпу. Все солисты – на своем месте: деловито-положительный Алексей Антонов (позвольте назвать мне его героя вагнеровским именем Даланд, а не непонятно откуда взявшимся Дональд), отчаянно-страстный Хачатур Бадалян (Эрик, хотя у Богомолова он почему-то Георг), мечтательный Антон Бочкарев (вечно «тепленький» Рулевой, то бишь шофер), правильная, как телеграфный столб, Мари (из воспитательницы Сенты переквалифицировавшаяся в руководительницу местного хора)… Особых слов заслуживает исполнительница главной женской роли Марина Нерабеева, иногда, не выходя из образа вагнеровской Сенты, преображавшаяся, казалось мне, в этакую Настену из распутинского «Живи и помни» - «женщину с застывшей болью на лице». И, конечно, Игорь Подоплелов, у героя которого тоже время от времени сквозь облик ряженого Мистером Иксом Голландца проступали черты обреченного дезертира Андрея. Право, с такими солистами Новой опере, считаю, можно отважиться и на «Кольцо нибелунга» (которое в Москве, кажется, не ставил еще ни один театр, по крайней мере в обозримые для меня десятилетия). Интересно – смогут ли гипотетические постановщики и в его эсхатологии найти русский акцент?

Не скрою восхищения работой хора под руководством Юлии Сенюковой, особенно – в сумасшедшем по динамике финале, где сталкиваются веселый лендлер крестьян и страшная песня мертвых матросов (тут – заключенных тюрьмы).

Наконец, как не сказать о роскошной палитре оркестра, от проникновенных голосов солирующих деревянных и нежно-любовных струнных до тысячетонных, будто летящий на тебя корабль мертвецов, медных – и все это не в хаотическом буйстве, а направляемое безошибочной волей дирижера-постановщика. Может быть только, стоило бы уважаемому Филиппу иногда чуть сдержать свои лихие темпы – например, в увертюре? Это бы позволило еще больше насладиться и его работой, а главное – гениальностью Вагнера.

Еще штрих: нынешний спектакль – первый пример сотрудничества между Пермской оперой, где премьера состоялась весной, и Новой, чья очередь наступила теперь. Почин, достойный продолжения!

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10901
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 6375
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6203
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5979
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5261
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?