Главная Культура 20:57 10 Января 2010 5976
В Третьяковке открылась экспозиция «с секретами»
Зеркало на картине – иллюзия в иллюзии: световые эффекты плюс богатый шлейф символики
Сергей Бирюков

Трудно придумать более благодатную и интригующую тему для художественной выставки. Зеркало на картине — иллюзия в иллюзии: волшебные пространственные и световые эффекты плюс богатый шлейф символики и мистики вокруг сюжетов, связанных с отражением.

Правда, как рассказала «Труду» куратор экспозиции Наталья Адаскина, не все получилось так, как хотелось. Например, вначале предполагался большой парадный раздел — портрет императрицы Елизаветы Алексеевны у зеркала работы Жана-Лорана Монье, знаменитая серовская «Ермолова», шествующая по зеркальным анфиладам Малого театра… Но раздел вышел меньше задуманного: не удалось получить портрет светской красавицы Генриетты Гиршман работы того же Серова — оказалось, что его, по соображениям сохранности полотна, нельзя трогать с места. А еще поначалу предполагалось, что в залах будет много реальных зеркал — из Исторического музея, литературного музея Пушкина… Но экономия средств вынудила ограничиться только объектами из самой Третьяковки, то есть — картинами, рисунками и скульптурами.

И все же без волшебства не обошлось. Оно поджидает зрителя сразу же за входной дверью. Вас «зовет» знаменитый, дышащий молодостью автопортрет Зинаиды Серебряковой. Но на пути — большое овальное зеркало, перед которым помещена крупная цветочная композиция. Вы хорошо видите ее отражение — но не видите в зеркале себя! Подойдя поближе, вы, конечно, поймете, в чем секрет, — он прост, но мы здесь не будем его раскрывать, чтобы не лишать посетителя радости маленького открытия.

Но это, конечно, лишь прелюдия к тем настоящим чудесам, которые способны вытворять зеркала на картинах выдающихся художников. Вот, например, большое полотно Николая Богданова-Бельского «Дети за пианино». На первый взгляд — милая жанровая сцена: крестьянские детишки с комичным удивлением тыкают пальчиками в клавиши, глядятся в большое зеркало от старинного шкафа… Только как все эти барские вещи попали в крестьянскую избу? Смотришь на год создания картины: 1919.

И безобидный жанр оборачивается исторической драмой: большевистский передел собственности, разгул экспроприаций, когда в избах оказывались вещи из помещичьих усадеб. И изумленно-растерянный взгляд босоногого мальчонки в зеркало — это взгляд в непонятную, канувшую жизнь, которая тем более для него загадочна, что она, со всей очевидностью, никогда не возродится, оставив после себя только разрозненные, бессвязные осколки.

Зеркало как грань состояний, эпох, миров — мотив многих картин. Вот автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина. Это по подписи. А по первому беглому взгляду — сущий Ленин в гробу! Но опять-таки год — 1919. До известных водкинских рисунков почившего вождя — пять лет. И потом, Водкин — не Ленин. Хотя отдаленное внешнее сходство есть — в основном благодаря модной в то время бородке-эспаньолке. Главное же — сумрачное состояние духа художника, о котором он пишет в тогдашних письмах к своей матери: после благополучных предреволюционных лет жизнь резко переломилась, наступила глухая полоса почти полного отсутствия заказов. И это настроение выразилось в композиции, где видно зеркало, брошенное на стол в таком повороте, что отразившаяся в нем голова художника будто покоится в гробу.

Вариация на ту же тему — автопортрет в зеркале Виктора Попкова. Размытое изображение без деталей, помещенное на мертвенный серо-голубой фон, — словно лицо призрака. Знаменитый «шестидесятник», похоже, предчувствовал скорый конец своей не слишком устроенной жизни: он нелепо погиб в 1974-м, через три года после написания этой картины, застреленный инкассатором, на чью машину он бросился, полагая, что это частник, которого можно попросить подвезти.

Эти работы помещены в верхних залах выставки. Когда спускаемся в нижний, взгляд приковывает большая красочная картина «Перед зеркалом» Петра Кончаловского. Обнаженная женщина, цветы вокруг нее — все роскошно. Только в зеркале, кроме неясных теней — ничего. То ли художник так увлечен моделью, что отражение его уже не интересует. То ли есть тут еще какой-то мистический смысл — ведь мотив пропавшего отражения издавна трактуется в искусстве как метафора душевной пустоты при внешнем телесном благополучии.

Кстати, если вернуться чуть назад и посмотреть работы, висящие на переходе из верхнего помещения в нижнее, то мы увидим как бы прелюдию к этому большому полотну — рисунок Николая Ульянова из его иллюстраций к рассказу Гофмана «Приключение под Новый год»: перед зеркалом две фигуры, мужская и женская, а в зеркале — только женская. Это — проделки злого фокусника Дапертутто, по Гофману, крадущего отражения и самые души людей… Ульянова вообще можно назвать непревзойденным виртуозом «зеркальной» темы. На выставке есть эскиз к знаменитой картине «Пушкин и Натали», где жена поэта беззаботно любуется собственным отражением, а сам он затравленно смотрит через плечо в противоположную сторону — в публику, очевидно, представляя себе, как зло она обсуждает этот странный союз юной красавицы и некрасивого полуопального сочинителя. Еще радикальнее находки Ульянова французского периода (1910-е годы): причудливо громоздящиеся, двоящиеся и троящиеся отражения многоэтажных домов в «Парижских витринах» — символ наступающей урбанистической цивилизации XX века, лихорадочной и иллюзорной в своей поспешности.

Есть на выставке и еще один раздел — его можно назвать прямо иллюзионистским. Тут зеркальные предметы и свет «играют» сами по себе. Например, в мобильном объекте «Три стакана» известного мастера Вячеслава Колейчука, где издали все вроде бы ясно и лишено интриги: на плавно вращающемся металлическом диске действительно видны три стеклянных стакана. Но вблизи обнаруживаешь: лишь один из них настоящий, а два других — видимость, создаваемая светом лампы, бликующим на ловко нанесенной сетке надрезов. Как бы голография без голографии, сотворенная не лазером, а резцом в руках виртуозного придумщика-художника.

Мы уже у выходной двери. Последнее, что видим — композиции из зеркальных створок причудливой формы, сочиненные Натальей Элькониной. Вспоминаем, что у входа уже видели на видеоэкране фильм о странных не то водопадах, не то сталактитах или ледяных сосульках, плавно меняющих свои формы — и понимаем: это компьютерная фантазия на темы тех самых зеркал Элькониной. Возможно, в этот момент вам захочется вернуться к началу экспозиции, чтобы проверить впечатление. Как было и с автором этих заметок. А там — снова череда замечательных портретов, интерьеров, натюрмортов, притягивающих глаз своими зеркальными секретами. Магический мир световой игры не хочет нас отпускать. Как и положено в сказках про зазеркалье.

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Почему поляк Ежи Тыц защищает памятники советским солдатам – освободителям Польши от фашизма
Сергей Бирюков
Труд
Ежи Тыц у памятника Герою Советского Союза, польке Анеле Кживонь в российском городе Канске. Фотографии из личного альбома Ежи Тыца

Дожили: говорят, уже и легендарного Алешу — памятник русскому солдату-освободителю в Пловдиве — «братушки»-болгары собираются снести. Когда заходит речь о советских военных памятниках в Восточной...

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Писатель-дальневосточник Василий Авченко – о «лейтенантской прозе», баррикадах в соцсетях и недопустимости «отмен»

Дарья Ефремова
Труд

Автор неоднократно номинированных на большие премии романов «Правый руль» и «Дальний Восток: иероглиф пространства» Василий Авченко считает, что у каждого поколения — своя война, оттого «окопная...

Бард и актер Игорь Растеряев – о цикличности жизни и новых песнях

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Новый альбом Игоря Растеряева услышат не только в Петербурге, но и в Москве, Омске, Барнауле и других городах нашей необъятной страны. Фото из личного альбома

У известного, барда, актера и гармониста Игоря Растеряева выходит новый, седьмой альбом «Круговорот». Автор представит его в Петербурге16 мая в концертном зале «Колизей» на «особенном театральном...

Культура 21:01 / 04 Мая 2024 6346
Причуды фортуны

Фигуристка Камила Валиева сообщила, что скоро станет ведущей нового телешоу

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Быть телеведущим на крупном канале очень престижно. Тысячи амбициозных граждан готовы многое отдать за то, чтобы постоянно светиться на экране. Но иногда судьба словно награждает этой работой людей в качестве компенсации...

Третьяковка вспомнила автора портретной галереи ХХ века Николая Ульянова

Елена Широян, искусствовед
Труд
Одна из работ революционной поры - «Автопортрет с парикмахером»

Уже само название выставки в Третьяковке, посвященной творчеству одного из самых известных русских портретистов первой половины ХХ века Николая Ульянова, создает интригу. «Искусство без манифеста» — в эпоху,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Fotothek Mai Leipzig, globallookpress.com

О Второй мировой войне известно, кажется, все. Но появляются новые книги, и становится ясно, как много военных страниц еще не открыто, они пылятся в архивах и не торопятся на свет. Вопреки пословице, не все...

Они - наши братья, и вовсе не меньшие, говорят о героях своей картины знаменитые кинематографисты

Дарья Ефремова
Труд
Анна, Дмитрий и их любимец Ветер. Изображения предоставлены компанией «Карропрокат»

18 мая «Карропрокат» выпускает на киноэкраны фильм Дмитрия и Анны Шпиленков «Огненный лис», ставший хитом 47-го Московского международного кинофестиваля. Эмоциональная и красивая история, рассказанная...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?