На днях один из таких проектов стартует - начинает свою работу военно-патриотический канал. Журналисты отнеслись к его появлению в основном со скепсисом. Причем вполне оправданным. У нового игрока на рынке телевизионной продукции неизбежно возникнут финансовые и кадровые проблемы. Что же касается содержания его программ, то и тут были выражены большие сомнения: сумеет ли канал завоевать свою аудиторию, найти живые формы общения с ней. Долго ли продержится, в частности, на допотопных художественных и документальных фильмах - том немногом, чем пока можно располагать. Вполне вероятно, что не сумеет. Но с интонацией разговора о нашей киноклассике позволю себе не согласиться.
Почему-то считается, будто примитивный милицейский сериал, под завязку забитый погонями, драками и стрельбой, изначально лучше любой старой ленты. На том хотя бы основании, что он снят в наши дни. Действительно, технически нынешние фильмы превосходят прежние. Но достаточно взглянуть чуть глубже, как несопоставимость масштабов станет очевидной...
Об этом лишний раз напомнил показ на этой неделе первого отечественного телесериала "Вызываем огонь на себя". В феврале 1965 года, в преддверии двадцатилетия Победы, он вышел на телеэкраны страны и имел колоссальный успех. Воссозданная на экране со всеми подробностями история интернационального партизанского подполья на Брянщине впечатляла полнотой, достоверностью и драматизмом.
Герои реальных событий были выведены на экране под своими подлинными именами. И успех фильма в буквальном смысле слова заставил всю страну вернуться к их подвигам. Через два месяца после премьеры, в День Победы, 9 Мая 1965-го Аня Морозова была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза, ее товарищи по подполью награждены орденами и медалями. На месте былых событий создан и по сей день существует музей.
Канал ТВЦ заинтересованно подошел к показу сериала. Поставил его в лучшее вечернее время. Предварил спецвыпуском программы "Приглашает Борис Ноткин", в котором зрители встретились с Людмилой Касаткиной, исполнительницей роли Ани Морозовой. А после показа последней серии выступит его автор, режиссер Сергей Колосов.
Говорю обо всех этих деталях потому, что в большинстве случаев телеканалы относятся к кинематографу потребительски, если не сказать - хищнически. Не используют до конца его потенциал, в том числе и воспитательный. Тот, которым, надо полагать, и озабочено Министерство обороны, открывающее свой канал.
Но возвращаясь к вопросу о специализированных каналах, я бы выразил некоторые опасения по поводу перекройки нашего ТВ по западному, профилированному образцу. При таком развитии ситуации исчезнет единая ТВ-аудитория нашей страны. Ведь как ни ругают отечественное телевидение, отказать ему в консолидирующей роли нельзя. А тут публика раздробится на ряд сравнительно небольших групп, объединенных лишь общностью личных пристрастий. Это во-первых.
А во-вторых, при ныне существующей системе вещания, когда на всю территорию РФ могут транслировать свои программы лишь три телекомпании, многие зрители окажутся просто обделенными. Об этом уже свидетельствуют результаты появления каналов "Культура" и "Спорт". Вспомните, как прежде строились все выпуски новостей. В них всегда перед прогнозом погоды достаточно подробно рассказывали о культуре и спорте. Теперь в большинстве случаев, если и рассказывают, то скупо, только очки, голы, секунды. Мол, подробности, если очень интересно, - на спецканалах.
Но ведь не только новостные сюжеты, но и масштабные передачи, спортивные и художественные трансляции - все, без чего не может обходиться современный зритель, окажется выведенным за пределы вещания крупнейших телеканалов. Теперь там с легким сердцем не дающую высоких рейтингов культуру заменяют на разного рода суррогаты. Существование высококачественного канала "Культура" развязывает руки создателям "фабрик". Боюсь, появление других специализированных каналов лишь усилит эту тенденцию. И тогда в освобожденном эфире "главного федерального спецканала" круглые сутки будет пировать торжествующая попса.