Главная Культура 21:04 10 Февраля 2014 3175
Андрий Жолдак полил «Евгения Онегина» водой и засыпал льдом

Есть ли что-то более заветное для русского оперного меломана, чем «Евгений Онегин»?

Сергей Бирюков

Вторым и последним гастрольным спектаклем санкт-петербургского Михайловского театра в Москве, показанным в рамках фестиваля «Золотая маска», стал «Евгений Онегин» Чайковского в версии эпатажного украинского режиссера Андрия Жолдака. Обозреватель «Труда» отправился на эту постановку, впечатленный восторженными питерскими рецензиями прошлого сезона, но разделить восторга не смог.

Есть ли что-то более заветное для русского оперного меломана, чем «Евгений Онегин»? По числу постановок эта партитура даст сто очков вперед любой другой отечественной. Только за последний год Москва перевидала эротично-конструктивистского «Онегина» Латвийской национальной оперы, по-голливудски адюльтерного и забытовленного – нью-йоркской Метрополитен-оперы (по трансляции в кинотеатрах, причем с Анной Нетребко и другими мировыми звездами). Да и не лишенный остроумия спектакль Дмитрия Чернякова про компанию сексуально неудовлетворенных неврастеников, наделавший шума в 2006 году, до сих пор в репертуаре Большого театра.

Татьяна и Евгений (Янис Апейнис) в спектакле Михайловского театра знакомятся на подоконнике. Фото Сергея Бирюкова

Что же своего во взгляде на хрестоматийный шедевр предложил Жолдак?

Дом Лариных. Белая комната почти без обстановки – как у Чернякова. Бегает девочка, игриво рассыпая по полу черные шарики. Вроде бы атмосфера XIX века – тоже как у Дмитрия. И тоже с легкими анахронизмами – например, едва различимыми на белом фоне холодильником, стиральной машиной: видимо, намек на то, что история могла произойти в любую эпоху. Большую роль играет и люстра – правда, у Чернякова она просто висит, лишь ослепительной вспышкой отмечая мощный «скачок напряжения» в душе влюбленной Татьяны. А тут ее постоянно таскают по полу из угла в угол сцены – но так до самого конца и не повесят на торчащие из потолка сиротливые провода.

Неухоженность, бестолковость – вот каков дом Лариных в трактовке Жолдака. И конечно, в таком доме могут жить только неврастеники, до которых черняковским героям далеко. Там Татьяне хотя бы дают пропеть сцену письма, не нарушая ее уединения. Тут самый заветный эпизод оперы и коронный номер всех сопрано мира проходит в лихорадочном дерганье: героиня то натягивает сапоги, чтобы тут же в ночи бежать к милому, то бессильно падает на раскладушку. Да и есть от чего прийти в отчаяние: мимо снуют домашние, в кульминации вылезает прятавшийся в холодильнике карлик – один из многочисленных приживал этого свихнутого семейства, словно забредший сюда Черномор из «соседней» поэмы Пушкина, и принимается… колоть лед из морозильника! Будто нельзя было найти для этого другое место и время. Осколки летят в лицо бедной Тани… Хуже того, во время тяжкой для нее отповеди Онегина в помещении начинает протекать потолок, и на героиню льется струя воды. Чем еще залить такое горе? После закончившегося скандальной ссорой деревенского бала Татьяна с Ольгой хватают бутылку и убегают за сцену.

Татьяна (Татьяна Рягузова, слева) и Ольга (Ирина Шишкова) в версии Андрия Жолдака предстают порядочными оторвами. Фото Сергея Бирюкова

Понятно уже, что и дуэль проходит в той же комнате: где едим, там и… Чем дальше, тем в бескрасочном (черное – белое) спектакле больше черного: последние две картины вообще проходят в почти полной черноте. Символизм!

Символикой опера страшно перегружена. Персонажи кидаются ножами, стреляют из ружей, взрывают надувные шарики (интересно, чем они надуты?), взгромождают на голову рога… Разбор всех этих символов занял бы тома – но ограничимся вопросом: что нового добавляет режиссерская суета к смыслу драмы Пушкина и Чайковского? Ответа на него у меня нет. Если, конечно, не считать целью демонстрацию Андрием Валерьевичем себя, любимого.

Нет, есть один момент, за который Жолдаку многое можно простить: оригинально задуманный конец спектакля. После хрестоматийного: «Позор, тоска, о жалкий жребий мой!», когда наиболее нетерпеливая (и не читающая рецензий) часть зала уже бежит к выходу, сцена вдруг, как в первой картине, озаряется светом, мы видим ту же комнату, но черную, бегающую по ней девочку, игриво рассыпающую шарики – но, в отличие от начала, белые: жизнь подобна шахматам, и, может быть, новому поколению (это дочь Татьяны? Или просто девочка, которая, как когда-то Ларина, вступает в жизнь) повезет больше?

Да, чуть не забыл сказать о музыке. Впрочем, так ли она важна режиссеру, если в довершение всей эксцентрики на сцене постоянно что-то с грохотом рассыпается, разбивается, скрипит, визжит, скрежещет – вазы об пол, тарелки об стол?.. То, что господин Жолдак, при всей его богатой ассоциативности, похоже, не очень вслушивался в музыку, доказывается деталью: ну как такой режиссер-иронист мог пройти мимо очевидной нелепости, допущенной Чайковским? У того младшая из Лариных Ольга поет нижайшим контральто «Я беззаботна и шаловлива, меня ребенком все зовут». Для Петра Ильича героиня – Татьяна, что по оперным канонам автоматически означало сопрано; значит, второстепенная Ольга – меццо, пусть это и совершенно противоречит образу. Уж как можно было бы постебаться над рутинным решением композитора! Но Жолдак пропустил этот мяч.

Остается посочувствовать исполнителям не только как жертвам водяных и ледяных атак, но и как музыкантам: рецензенту во всем этом мельтешении огромными усилиями внимания едва удавалось следить за музыкальной стороной исполнения. Честно говорят, так и не могу с уверенностью сказать – хорошо ли пели Татьяна Рягузова (Татьяна), Янис Апейнис (Онегин), Евгений Ахмедов (Ленский), Ирина Шишкова (Ольга), Андрей Гонюков (Гремин)… Вроде голоса у всех приятные, какие-то отдельные всплески звучали ярко (например, у Няни – Анастасии Виноградовой-Заболотской хороший свежий вокал, вопреки традиции поручать эту партию выходящим в тираж меццо-сопрано). Очень неплохи хоры (хормейстер Владимир Столповских). Но в целом впечатление довольно хаотичное: в нарочито неряшливых мизансценах кто-то поет отвернувшись от публики, кто-то – и вовсе выходя в дверь… Под конец главная пара героев так устала, что бодрые поначалу голоса стали звучать со скрипом, едва пробивая общую звуковую ткань – несмотря на жидковатость оркестра, который с переменным успехом старался удержать в тонусе хороший дирижер Михаил Татарников.

А за поливание водой и замораживание голосовых связок льдом я бы предъявил Андрию Жолдаку претензию со стороны профсоюза оперных певцов. Если таковой имеется.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11404
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7041
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6729
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6055
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5862
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?