Главная Культура 21:04 10 Февраля 2014 3436
Андрий Жолдак полил «Евгения Онегина» водой и засыпал льдом

Есть ли что-то более заветное для русского оперного меломана, чем «Евгений Онегин»?

Сергей Бирюков

Вторым и последним гастрольным спектаклем санкт-петербургского Михайловского театра в Москве, показанным в рамках фестиваля «Золотая маска», стал «Евгений Онегин» Чайковского в версии эпатажного украинского режиссера Андрия Жолдака. Обозреватель «Труда» отправился на эту постановку, впечатленный восторженными питерскими рецензиями прошлого сезона, но разделить восторга не смог.

Есть ли что-то более заветное для русского оперного меломана, чем «Евгений Онегин»? По числу постановок эта партитура даст сто очков вперед любой другой отечественной. Только за последний год Москва перевидала эротично-конструктивистского «Онегина» Латвийской национальной оперы, по-голливудски адюльтерного и забытовленного – нью-йоркской Метрополитен-оперы (по трансляции в кинотеатрах, причем с Анной Нетребко и другими мировыми звездами). Да и не лишенный остроумия спектакль Дмитрия Чернякова про компанию сексуально неудовлетворенных неврастеников, наделавший шума в 2006 году, до сих пор в репертуаре Большого театра.

Татьяна и Евгений (Янис Апейнис) в спектакле Михайловского театра знакомятся на подоконнике. Фото Сергея Бирюкова

Что же своего во взгляде на хрестоматийный шедевр предложил Жолдак?

Дом Лариных. Белая комната почти без обстановки – как у Чернякова. Бегает девочка, игриво рассыпая по полу черные шарики. Вроде бы атмосфера XIX века – тоже как у Дмитрия. И тоже с легкими анахронизмами – например, едва различимыми на белом фоне холодильником, стиральной машиной: видимо, намек на то, что история могла произойти в любую эпоху. Большую роль играет и люстра – правда, у Чернякова она просто висит, лишь ослепительной вспышкой отмечая мощный «скачок напряжения» в душе влюбленной Татьяны. А тут ее постоянно таскают по полу из угла в угол сцены – но так до самого конца и не повесят на торчащие из потолка сиротливые провода.

Неухоженность, бестолковость – вот каков дом Лариных в трактовке Жолдака. И конечно, в таком доме могут жить только неврастеники, до которых черняковским героям далеко. Там Татьяне хотя бы дают пропеть сцену письма, не нарушая ее уединения. Тут самый заветный эпизод оперы и коронный номер всех сопрано мира проходит в лихорадочном дерганье: героиня то натягивает сапоги, чтобы тут же в ночи бежать к милому, то бессильно падает на раскладушку. Да и есть от чего прийти в отчаяние: мимо снуют домашние, в кульминации вылезает прятавшийся в холодильнике карлик – один из многочисленных приживал этого свихнутого семейства, словно забредший сюда Черномор из «соседней» поэмы Пушкина, и принимается… колоть лед из морозильника! Будто нельзя было найти для этого другое место и время. Осколки летят в лицо бедной Тани… Хуже того, во время тяжкой для нее отповеди Онегина в помещении начинает протекать потолок, и на героиню льется струя воды. Чем еще залить такое горе? После закончившегося скандальной ссорой деревенского бала Татьяна с Ольгой хватают бутылку и убегают за сцену.

Татьяна (Татьяна Рягузова, слева) и Ольга (Ирина Шишкова) в версии Андрия Жолдака предстают порядочными оторвами. Фото Сергея Бирюкова

Понятно уже, что и дуэль проходит в той же комнате: где едим, там и… Чем дальше, тем в бескрасочном (черное – белое) спектакле больше черного: последние две картины вообще проходят в почти полной черноте. Символизм!

Символикой опера страшно перегружена. Персонажи кидаются ножами, стреляют из ружей, взрывают надувные шарики (интересно, чем они надуты?), взгромождают на голову рога… Разбор всех этих символов занял бы тома – но ограничимся вопросом: что нового добавляет режиссерская суета к смыслу драмы Пушкина и Чайковского? Ответа на него у меня нет. Если, конечно, не считать целью демонстрацию Андрием Валерьевичем себя, любимого.

Нет, есть один момент, за который Жолдаку многое можно простить: оригинально задуманный конец спектакля. После хрестоматийного: «Позор, тоска, о жалкий жребий мой!», когда наиболее нетерпеливая (и не читающая рецензий) часть зала уже бежит к выходу, сцена вдруг, как в первой картине, озаряется светом, мы видим ту же комнату, но черную, бегающую по ней девочку, игриво рассыпающую шарики – но, в отличие от начала, белые: жизнь подобна шахматам, и, может быть, новому поколению (это дочь Татьяны? Или просто девочка, которая, как когда-то Ларина, вступает в жизнь) повезет больше?

Да, чуть не забыл сказать о музыке. Впрочем, так ли она важна режиссеру, если в довершение всей эксцентрики на сцене постоянно что-то с грохотом рассыпается, разбивается, скрипит, визжит, скрежещет – вазы об пол, тарелки об стол?.. То, что господин Жолдак, при всей его богатой ассоциативности, похоже, не очень вслушивался в музыку, доказывается деталью: ну как такой режиссер-иронист мог пройти мимо очевидной нелепости, допущенной Чайковским? У того младшая из Лариных Ольга поет нижайшим контральто «Я беззаботна и шаловлива, меня ребенком все зовут». Для Петра Ильича героиня – Татьяна, что по оперным канонам автоматически означало сопрано; значит, второстепенная Ольга – меццо, пусть это и совершенно противоречит образу. Уж как можно было бы постебаться над рутинным решением композитора! Но Жолдак пропустил этот мяч.

Остается посочувствовать исполнителям не только как жертвам водяных и ледяных атак, но и как музыкантам: рецензенту во всем этом мельтешении огромными усилиями внимания едва удавалось следить за музыкальной стороной исполнения. Честно говорят, так и не могу с уверенностью сказать – хорошо ли пели Татьяна Рягузова (Татьяна), Янис Апейнис (Онегин), Евгений Ахмедов (Ленский), Ирина Шишкова (Ольга), Андрей Гонюков (Гремин)… Вроде голоса у всех приятные, какие-то отдельные всплески звучали ярко (например, у Няни – Анастасии Виноградовой-Заболотской хороший свежий вокал, вопреки традиции поручать эту партию выходящим в тираж меццо-сопрано). Очень неплохи хоры (хормейстер Владимир Столповских). Но в целом впечатление довольно хаотичное: в нарочито неряшливых мизансценах кто-то поет отвернувшись от публики, кто-то – и вовсе выходя в дверь… Под конец главная пара героев так устала, что бодрые поначалу голоса стали звучать со скрипом, едва пробивая общую звуковую ткань – несмотря на жидковатость оркестра, который с переменным успехом старался удержать в тонусе хороший дирижер Михаил Татарников.

А за поливание водой и замораживание голосовых связок льдом я бы предъявил Андрию Жолдаку претензию со стороны профсоюза оперных певцов. Если таковой имеется.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3435
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3323
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3159
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?