Новости
Главная Жизнь 00:02 10 Апреля 2015 2383
Земля, Земля, цель не обнаружена

Куда лететь и зачем? Российская космонавтика ищет ответы на непростые вопросы

Виталий Головачев, обозреватель «Труда»

В преддверии Дня космонавтики «Труд» предоставляет слово двум авторитетным специалистам, знаковым фигурам ракетно-космической отрасли, не для праздничного тоста. Отечественная космонавтика — на исторической развилке. В эти дни перспективные проекты в области пилотируемой космонавтики будут представлены президенту РФ. Говорят, подготовлены весьма масштабные, яркие, интересные предложения. Но, как недавно выразился вице-премьер Дмитрий Рогозин, главная проблема российской космической отрасли — целеполагание.

Куда лететь, зачем, какие стратегические цели ставить в освоении космического пространства? На сей счет в последние годы было много дискуссий, несколько утвержденных программ с вереницей поправок к ним. Есть приятные цифры. Россия продолжает удерживать первое место в мире по количеству космических пусков: в прошлом году наши ракеты стартовали 38 раз, это рекорд в российской истории (в США — 23, всего в мире — 92; для сравнения: в 1982-м СССР осуществил 108 запусков). В том же 2014-м Россия вывела на орбиту 80 аппаратов (тоже рекорд). Долгожданным событием стали испытательные запуски новой ракеты «Ангара» — легкого и тяжелого класса. А в пилотируемой космонавтике россияне продолжают полеты на МКС. Прибавьте к этому структурные реформы, перестройку управления отраслью...

Но главные цели так и не ясны даже профессионалам, работающим в отрасли десятилетиями. Окидывая взглядом громадье новых планов, вспомним о планах недавних. Где, например, корабль «Клипер», еще десятилетие назад широко представленный общественности как прорывной проект? Не видно и с помпой анонсированного межорбитального буксира многократного использования «Паром», который предполагалось запустить в 2009-м...

Возможно, судьба новых проектов окажется счастливее. Однако для этого предстоит кардинально перестроить работу отрасли. «Если продолжать все делать как сейчас, мы новый корабль не построим вообще никогда», — заявил недавно космонавт, первый замдиректора ЦНИИмаш Сергей Крикалев на заседании экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.

Что же тревожит специалистов сегодня, спустя 54 года после знаменитой гагаринской весны? Для предметного разговора «Труд» пригласил действующего космонавта и ветерана отрасли, руководившего соответствующим министерством в советскую эпоху.

Павел ВИНОГРАДОВ — замруководителя Летно-космического центра РКК «Энергия», Герой России. За его плечами три командировки на орбиту общей продолжительностью полтора года, семь выходов в открытый космос. 60-летие встретил полтора года назад на МКС. Инженер, конструктор, имеет два высших технических образования. «Наша космонавтика, — говорит он, — по многим направлениям продолжает вяло пробуксовывать. Нет впечатляющих, амбициозных идей, преобладает инерционный подход. Мы сильно отстали в освоении дальнего космоса, нет ярких проектов и в околоземном пространстве. Темпы абсолютно не космические. Нового пилотируемого корабля так и нет. Ракета «Ангара» наконец полетела, но это пример немыслимого долгостроя — более 20 лет, это машина из 80-х. Здесь сравнение с американцами не в нашу пользу: США энергично делают тяжелый носитель, который позволит отправлять корабли и на Марс, и на Луну. А нам, оказывается, такая ракета до 2028 года вовсе не нужна. А ведь интересных задач много. Они обсуждаются и... откладываются в долгий ящик. Например, создание посещаемой станции на окололунной орбите. Или современная обсерватория в точке Лагранжа на полпути между Луной и Землей, где радары могли бы заранее предупредить землян о приближении опасного астероида».

Прав Павел Виноградов. Но почему нет дерзких проектов? Да в первую очередь потому, что только очень компетентные люди могут предлагать прорывные идеи и брать на себя риски. Большинство же сегодняшних руководителей предпочитают заниматься модернизацией или же продвигаться небольшими шажками. Для них задачей номер один становится «оптимизация расходов» и получение прибыли. «Эффективные менеджеры» нередко приходят, чтобы разогнать, разрушить, сэкономить. Так не должно быть. Хотелось бы надеяться, что время дилетантов заканчивается. Уже понятно, что в такой наукоемкой отрасли, как космонавтика, без настоящих профессионалов на верхних этажах управления не обойтись. Именно из-за их отсутствия в руководящих кабинетах столько интересных проектов было загублено за последние годы.

«Бюрократическая трясина, перестраховка, феноменальная неэффективность управления тормозят и губят дело, — считает Павел Владимирович. — Так, чтобы включить новый эксперимент в научную программу на МКС, требуются годы и огромная пробивная энергия. Знаю случай, когда ученый, устав от волокиты, подался в Южную Корею. Там на все про все уходит три месяца. Эти же эксперименты отправятся на МКС, но уже под флагом Кореи...»

Борис БАЛЬМОНТ — один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии. «От выбора стратегии развития, а также структуры управления отраслью зависят и будущие успехи или неудачи на звездном пути, и место России в мировой космонавтике, — говорит специалист. — Недавно новый руководитель Роскосмоса Игорь Комаров прямо заявил: у нас задача одна — быть первыми. Но для этого необходимо объединить усилия предприятий, КБ, НИИ на главных направлениях. А тут пока творятся странные вещи. Куда уж дальше, если Роскосмос судится с РКК «Энергия», пытаясь получить деньги за неисполненные контракты. А что творится на строительстве космодрома Восточный! То объявляется о систематических хищениях, то о забастовках рабочих, месяцами не получающих зарплату. В СССР всякое бывало, но подобное представить в космической отрасли было просто невозможно. Конечно, сегодня в экономике иные правила. Но в космонавтике, в госсекторе необходима жесткая вертикаль управления. Да и Рос-космос, по моему убеждению, должен быть федеральным ведомством, государственным органом, а не госкорпорацией.

Другой принципиальный вопрос — борьба с параллелизмом, дублированием на предприятиях. Решено покончить с этим: дескать, зачем тратить лишние деньги. Но очень плохо, если под этим лозунгом окончательно вытравится конкуренция в отрасли. Вспомним советский опыт: пилотируемый корабль создавался и у Королева, и у Челомея, ракетные двигатели — и у Глушко, и у Кузнецова: Дух такой состязательности не должен совсем исчезнуть.

Пора заканчивать с шараханьем из одной крайности в другую при определении стратегического курса. То сверхтяжелый носитель нам нужен, то не очень. То провозглашаем скорое сворачивание работы на МКС, то затем продлеваем наше участие в проекте до 2024 года. То собираемся создать свою национальную космическую станцию, то заявляем, что нужна еще одна международная: Впечатление, что на штурвале отрасли нет сильной и опытной руки. А процесс структурных преобразований непомерно затянулся. Позволю себе еще одну параллель с прошлым. Когда полвека назад было воссоздано Министерство общего машиностроения, то уже через месяц вся эта огромная промышленная махина, все предприятия заработали в единой упряжке на полную мощь...

Приведу пример недальновидности стратегов нашей космической отрасли. В США сейчас строится крупнейший в авиации самолет Roc, предназначенный для запуска ракет из стратосферы. Размах крыльев — 117 метров, максимальный вес — 540 тонн. Это значительно больше Ан-225 «Мрия», созданного в СССР в рамках проекта многоразового «Бурана». Первый полет американского гиганта намечен на конец нынешнего года, а запуск ракеты с самолета — на 2016-й. У нас были в этой области неплохие разработки, предложения по проекту «Воздушный старт». В том числе и касающиеся запуска космических кораблей из стратосферы по суборбитальной траектории. Но за многие годы никакого интереса и поддержки эти проекты не нашли — ни у чиновников Роскосмоса, ни у частных инвесторов. При таком тоскливом равнодушии наше отставание в мировой космонавтике будет нарастать«.

P.S. Да, можно посочувствовать нынешнему главе Роскосмоса, экс-президенту «АвтоВАЗа» 50-летнему Игорю Комарову, которому поручили вытащить незнакомую ему ракетно-космическую отрасль из кризиса и провести в ней давно обещанные реформы. Он работает по 16 часов в сутки, собирает экспертные советы, мотается по предприятиям, решает огромное количество оперативных вопросов: Но главное сегодня — определить вектор развития. А потенциальные возможности для новых серьезных достижений за пределами Земли у России по-прежнему есть.

Поговорим начистоту на больную тему

Александр Киденис
Труд
Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Почти три десятка лет после казни серийного убийцы Сергея Головкина прожила Россия без смертных приговоров. Теперь Государственная дума выступает за отмену моратория на расстрелы. Причиной стала «кровавая пятница», устроенная...

«К участию в специальной военной операции призывники привлекаться не будут», - заверил министр обороны РФ Сергей Шойгу

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Михаил Мишустин, премьер РФ — Продолжительность жизни в России достигла почти 73,5 года. Такие показатели ни разу не фиксировались в истории СССР и современной России. Вячеслав Володин, спикер Госдумы...

Жизнь 00:10 / 29 Марта 2024 4098
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Алтайском крае обнаружены 24 поддельные пятитысячные купюры. Но и тут нашелся повод для оптимизма: оказывается, это на 54 фальшивки меньше, чем годом ранее. Впрочем, недалеко от фальшивомонетчиков ушла официальная...

Жизнь 00:03 / 05 Апреля 2024 4039
Календарь: 5 апреля

В этот день в 1242 году войска Александра Невского победили в Ледовом побоище

Труд
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому в честь победы на льду Чудского озера в 1242 г. (скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко). Фото: globallookpress.com

1242 Ледовое побоище (битва на Чудском озере). Новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского разгромили рыцарей Ливонского ордена. 1722 Экспедиция адмирала Якоба Роггевена в первый день христианской Пасхи...

Жизнь 00:01 / 12 Апреля 2024 3975
...А потоп по расписанию

В чем разница между Орском и Амстердамом?

Александр Киденис
Труд
В Орске уже затопило почти семь тысяч домов. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Еще в феврале научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд заявлял: более чем в 30 регионах России ожидаются проблемы в связи с половодьем: «Практически все субъекты Центрального федерального округа сейчас...

Мы почему-то перестаем шутить 1 апреля

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Jason Robinson, globallookpress.com

Я тут вдруг обнаружила, что опять пропустила день, когда «вся спина белая». Не те времена: первоапрельские шутки явно уходят из обихода. Что подтверждает и опубликованный на этой неделе опрос SuperJob....

В этот день в 1970 году с конвейера сошел первый ВАЗ-2101

Артем Скворцов
Труд
Фото из открытых источников

19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, прозванный в нашей стране «копейкой». Советскому человеку эта машина, прототипом которой являлся итальянский «Фиат-124»,...

Жизнь 00:00 / 22 Марта 2024 3732
Пряники горчат

Организаторы голосования на избирательном участке автора настойчиво пытались сбить его с пути истинного

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Накануне выборов президента России некий неизвестный с аббревиатурой DIT_MOS донимал меня эсэмэсками, настойчиво информируя, что «москвичи могут стать участниками акции #ВыбираемВместе2024, отдав свой голос на elec.mos.ru»....

Ученого Александра Цветкова обвинили в серии убийств 20-летней давности на основании фоторобота, составленного нейросетью

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Мы уже писали об этой чудовищной истории («Как защитить гражданина от правоохранителей», «Труд» № 017 от 15.03.2024), напомним главное из нее. В феврале 2023 года ученого-гидролога Александра...

Жизнь 00:05 / 29 Марта 2024 3605
Новые Робинзоны

Россиян потянуло к корням: в деревню, в глушь, не обязательно в Саратов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Наши сограждане стали возвращаться в деревню. Такую необычную тенденцию в течение последних нескольких лет фиксируют социологи: городские жители оставляют налаженную жизнь в мегаполисах и, купив заброшенный дом в отдаленном...

Жизнь 00:10 / 15 Марта 2024 3560
Спокойно, это наезд!

Пришла весна, а вместе с ней – сезон электросамокатов. А значит, жди беды

Ирина Смирнова
Труд
Это средство передвижения уже стало поистине стихийным бедствием. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Минувшей осенью, после очередного катастрофического летнего сезона, когда на улицах Петербурга собирали сотни покалеченных и добрый десяток убитых граждан, ставших жертвами нашествия на город средств индивидуальной мобильности,...

В ретейле вводятся квоты для российских товаров

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

В наших магазинах прибавится российских товаров. И не только потому, что вырастет их производство, снизятся цены или улучшится качество. В Госдуме сочли этот путь слишком хлопотным и подготовили законопроект, согласно...

Жизнь 00:08 / 29 Марта 2024 3436
Про подонков и людей

Известный телеведущий обозвал жителей Белгорода подонками и паникерами. Их реакция вполне предсказуема

Василий Щуров, заместитель главного редактора
Труд
Такие вот коробки давно уже стали неотъемлемой частью городского пейзажа Белгорода. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В среду, 27 марта, 2,8 тысячи белгородских детей из прилегающих к границе с Украиной районов на автобусах и поездах уехали в загородные лагеря в соседних регионах. Пока на три недели, а если...

Этот вопрос со всей своей остротой встал после страшной трагедии в «Крокус Сити Холле»

Евгений Акатов
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

После страшной трагедии в «Крокус Сити Холле» и ареста предполагаемых террористов, среди которых оказались пятеро граждан Таджикистана, с новой силой вспыхнул вопрос о мигрантах. Наши сограждане называют Россию...

Жизнь 00:07 / 19 Апреля 2024 3147
Молчать в трубочку!

Как найти управу на авиационных дебоширов? Проверять их перед посадкой на алкотестере?

Максим Башкеев
Труд
Фото: Frank Hoermann/Sven Simon, globallookpress.com

Как найти управу на авиационных дебоширов? Все гениальное просто. Чтобы неадекватные пассажиры не просочились в салон самолета, перед посадкой их нужно проверить на алкотестере. Дыхнул — и лети на здоровье....

Три удара пришлись на мост, играющий важную роль в перевозках западного оружия и техники 

Скриншот видео Минобороны РФ

В Одессе шестой раз за сутки прогремел взрыв. Об очередном ударе по городу сообщают украинские СМИ. Также сообщается об очередном «прилете» по городу Ильичевск Одесской области. Как отмечает «АиФ», первый удар был нанесен...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?