Ледокол по имени «Россия»

На Дальнем Востоке консорциум во главе с «Роснефтью» строит крупнейший в мире атомоход

Антон Захаров
На ССК «Звезда» приступили к строительству первого ледокола проекта «Лидер». Фото предоставлено пресс-службой ПАО «НК «Роснефть»

На судостроительном комплексе «Звезда» в городе Большой Камень началось строительство самого большого в мире атомохода — головного ледокола проекта «Лидер». Этот проект станет основой российского ледокольного флота нового поколения и обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Одновременно с этим событием на судоверфи состоялась также закладка пятого по счету «зеленого» танкера типа «Афрамакс», который назвали в честь первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Судостроительный комплекс «Звезда» является флагманом отечественной кораблестроительной отрасли и одним из важнейших этапов стратегии по развитию конкурентоспособности России и Дальневосточного региона. Проект по поручению президента России Владимира Путина с 2013 года реализует консорциум во главе с нефтяной компанией «Роснефть».

Уникальная судоверфь

У строительства судоверфи в городе Большой Камень есть ряд неоспоримых географических преимуществ. Во-первых, ССК «Звезда» расположен на берегу незамерзающего Уссурийского залива Японского моря, что обеспечивает круглогодичное функционирование верфи. Кроме того, территория граничит с активно развивающимися северо-восточными районами Китая, через Японское море выходит к морским границам Японии, Южной Кореи и других стран АТР. Таким образом, суда будут строиться рядом с потенциальными рынками сбыта. Также завод отличает развитая инфраструктура — недалеко от Большого Камня находится Артемовская ТЭЦ, проходят железная и автомобильная дороги.

Уникальность «Звезды» состоит в принципиально новых технических решениях. На верфи создается высокотехнологичная инфраструктура, позволяющая максимально автоматизировать производственные процессы и управление. Среди технологий, обеспечивающих конкурентоспособность верфи, — высокоточные методы разметки, сварки и резки металла (включая лазерные), технологии на основе бесконтактных измерений и 3D-моделирования, технологии процессов управления и сквозного планирования на всех этапах — от разработки документации до сдачи в эксплуатацию готового судна.

Производственная программа судоверфи в первую очередь ориентирована на нефтегазовые компании, осуществляющие добычу, переработку и транспортировку морем нефти и природного газа. Сейчас портфель заказов судоверфи составляет 39 судов, с учетом опционов — 59 судов. Пилотную загрузку комплекса обеспечивает «Роснефть», разместившая на судоверфи заказ на 28 судов. В продуктовую линейку «Звезды» войдут суда водоизмещением до 350 тысяч тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений, в том числе техника, которая ранее в РФ не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений.

Флагманский ледокол

Решение о строительстве самых мощных в мире атомных ледоколов было озвучено Владимиром Путиным как раз после посещения судостроительного комплекса в Большом Камне в сентябре 2018 года. 6 июля на ССК «Звезда» приступили к строительству первого ледокола проекта «Лидер» — в блоке корпусных производств судоверфи состоялась резка первых деталей корпуса для будущего судна. Флагманскому ледоколу было присвоено имя «Россия».

Заказчиком ледокола стала госкорпорация «Росатом». При этом контракт на строительство судна был подписан между ССК «Звезда» и ФГУП «Атомфлот» 23 апреля 2020 года. Разработку рабочей конструкторской документации в рамках нулевого этапа строительства проводит ЦКБ «Айсберг». Соответствующий контракт был заключен с ССК «Звезда» еще в 2019 году.

Самый мощный атомоход в истории мирового судостроения обеспечит круглогодичную проводку коммерческого флота по Северному морскому пути и, как считают эксперты, позволит РФ выйти на новый технологический уровень в тяжелом судостроении.

Длина атомохода «Россия» составит 210 метров, ширина — 47 метров, осадка — 13 метров. Ледокол оснастят двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Суммарная мощность энергоустановок ледокола будет составлять 120 МВт, что даст возможность преодолевать льды толщиной более 4 метров со скоростью 2 узла. С толщиной льда в 2 метра скорость ледокола будет составлять до 12 узлов.

Атомоход сможет прокладывать канал шириной примерно 50 метров, что обеспечит возможность экономически эффективной круглогодичной навигации крупнотоннажных транспортных судов (от 50 тысяч тонн), а также газовозов класса Arc7 шириной корпуса 50 метров по Северному морскому пути (СМП).

Завершение строительства ледокола намечено на 2027 год. До ввода в эксплуатацию ледокола «Лидер» проводку транспортных судов по СМП будут обеспечивать в том числе атомные ледоколы с максимальной мощностью до 60 МВт.

Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко обращает внимание, что Северный морской путь можно сделать экономически выгодным, доступным для перевозчиков маршрутом. «Для этого потребуются специальные суда гигантского водоизмещения, — констатирует эксперт. — Прежде всего речь идет о высокотехнологичных газовозах и танкерах ледового класса. Кроме как на судоверфи «Звезда», строить крупнотоннажные суда в России больше негде. У нас просто нет других таких судостроительных мощностей. Помимо супергазовозов и танкеров понадобятся также ледоколы нового поколения — крупнейшие и самые мощные в мире. И важно иметь в виду, что все это инвестиции в реальные инновации, потребуются высокотехнологичные разработки, которые будут способствовать развитию судостроения».

«Предполагается, что на «Звезде» будут построены 200 плавсредств, — говорит директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. — Самые технологически сложные и абсолютно неосвоенные другими нашими верфями виды морской техники, атомные ледоколы проекта «Лидер», которые станут гордостью отечественного судостроения. Фактически мы стоим у истоков новой отрасли промышленности — тяжелого судостроения, и базой для нее станет «Звезда».

Танкер «Нурсултан Назарбаев»

Примечательным для судоверфи эта неделя стала не только благодаря ледоколу «Лидер», но и началу строительства нового танкера типа «Афрамакс», который будет назван в честь первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Символично, что 6 июля Назарбаеву, который внес большой вклад в развитие дружественных отношений между Россией и Казахстаном, исполнилось 80 лет.

В церемонии закладки танкера приняли участие генеральный директор ССК «Звезда» Сергей Целуйко и губернатор Приморского края Олег Кожемяко, которые прикрепили к килевой секции будущего танкера памятную закладную табличку.

Танкеры «Афрамакс» по своим габаритам не уступают «Лидеру»: дедвейт — 114 тысяч тонн, длина — 250 метров, ширина — 44 метра. «Афрамаксы» станут первыми судами подобного типа, построенными в России. Они оснащены самой продвинутой системой автоматизации. «Зеленые» «Афрамаксы» предназначены для перевозки сырой нефти в неограниченном районе плавания благодаря энергетическим установкам, которые могут работать на экологически чистом топливе — сжиженном природном газе в соответствии с высокими экологическими стандартами.

Всего «Звезда» планирует построить серию из 12 танкеров «Афрамакс», из которых пять уже возводятся на стапелях судоверфи. Головное судно серии под именем «Владимир Мономах» было спущено на воду в мае 2020 года и сейчас проходит швартовые испытания.

«Звезда» оснащена передовым оборудованием, позволяющим производить эти технологически сложные крупнотоннажные суда. На самой современной верфи России применяются высокоточные методы разметки, сварки и резки металла, включая лазерные, а также 3D-моделирование.

«Большинство наших верфей были заложены зачастую еще при царе или в раннее советское время, поэтому несут огромное количество «родимых пятен» старой, неэффективной инфраструктуры, — указывает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Со «Звездой» — обратная ситуация. Верфь создана с нуля, у нее будет самый совершенный, самый большой на постсоветском пространстве сухой док, уникальные мощные краны «Голиаф», огромное количество различного рода машиностроительного оборудования — как отечественного, так и закупленного за рубежом. Поэтому такие сложные сооружения, как танкеры «Афрамакс» и атомные ледоколы «Лидер», пожалуй, в надводном судостроении в настоящий момент может исполнить только эта верфь».

Перспективы судоверфи «Звезда»

Строительство верфи ведется с применением самых современных технологических решений, что позволяет ей стать одним из самых современных судостроительных производств в мире. При этом комплекс возводится в два этапа. Сегодня уже введены в эксплуатацию объекты первой расширенной очереди: блок корпусных производств, окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель с парком уникальных кранов и продвинутой судотранспортной системой, транспортно-передаточный док.

Построенные цеха дали возможность, не дожидаясь окончания работ по второй очереди, приступить к постройке ряда судов. Ввод в эксплуатацию второй очереди расширит возможности верфи и позволит ССК «Звезда» строить суда и морскую технику без каких-либо ограничений. В состав второй очереди входят сухой док и дополнительные производственные цеха полного цикла для крупнотоннажных судов и морской техники. Полная готовность верфи — 2024 год.

В продуктовой линейке «Звезды» — танкеры, газовозы, буровые платформы, суда ледового класса, в том числе самые мощные в мире атомные ледоколы «Лидер». «Звезда» составит конкуренцию зарубежным верфям и обеспечит Россию гражданским флотом для освоения шельфовых месторождений и бесперебойной работы Северного морского пути — кратчайшего между Европой и Азией.

На стапеле установлено четыре портальных крана грузоподъемностью 100 тонн, два крана козлового типа грузоподъемностью 320 тонн и кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, аналогов которому нет на российских верфях. Для сравнения: максимальная грузоподъемность кранов, работающих на других российских верфях, — всего 500 тонн.

Высокотехнологичный транспортно-передаточный док «Вымпел» — важнейший элемент верфи. Он дает возможность ССК «Звезда» выполнять заказы по производству судов, которые раньше не могли быть построены на российских верфях. Плавучий док является безопорным и позволяет осуществлять продольную накатку судов с трех разных стапельных линий верфи и поперечную накатку офшорных объектов.

Транспортно-передаточный плавучий док предназначен для проведения работ по спуску со стапеля на воду крупнотоннажных судов длиной 300 метров и шириной более 50 метров, а также объектов морской техники, в частности буровых платформ и их элементов, и обеспечивает высокое качество и безопасность спуска.

В настоящее время на верфи работают более 3,5 тысячи человек, из них 87% — жители Приморского края. К моменту окончания строительства всех объектов, 2024 году, число работников превысит 7 тысяч. Ведется активная работа по привлечению и переобучению персонала, развитию социальной инфраструктуры в городе Большой Камень и строительству жилых домов для сотрудников судоверфи. Уже сданы и заселены 10 домов, ведется активное строительство в шести микрорайонах города. Всего же до 2023 года планируется построить около 5 тысяч квартир, полностью обеспечив потребности работников в жилье.

Источник процессов, приведших к образованию столь гигантской структуры, находится на обратной стороне звезды и недоступен для наблюдения, отметили ученые 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Гигантский протуберанец – плазменное образование, зародившееся на поверхности Солнца – сформировалось в ночь на четверг, 20 ноября и оторвалось от звезды. Об этом сообщили представители лаборатории солнечной астрономии Института...

По опросам, более 20% наших граждан одобряют обход блокировок интернета - прежде всего молодежь

Евгений Акатов
Труд
Изображение: Freepik

Россиян все больше беспокоят блокировки мобильного интернета и звонков в привычных мессенджерах. А по опросам ВЦИОМа, 22% наших граждан одобряют обход блокировок в Сети — прежде всего молодые. В целом же...

Похоже, мыльный пузырь под названием «Самолет «Байкал» окончательно лопнул. Будут ли наказаны те, кто его надувал?

Анатолий Журин
Труд
Наши эксперты давно отмечали, что замена легендарному трудяге Ан-2 выбрана сомнительная. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Похоже, создатели легкомоторного самолета «Байкал» окончательно заигрались, выбивая под свой проект бюджетные миллиарды и раздавая обещания властям, партнерам и заказчикам. Наро-Фоминский машиностроительный завод подал...

Барри Уилмор и Сунита Уильямс вместо запланированных восьми дней были вынуждены провести на орбите полгода – из-за поломки корабля Starliner 

Фото: Фото: www.nasa.gov

Основатель американской космической компании SpaceX, миллиардер Илон Маск в очередной раз принял участие в записи подкаста популярного американского комика и телеведущего Джо Рогана. В ходе этой беседы он озвучил подробности истории с застрявшими...

Тремя днями ранее президент РФ Владимир Путин рассказал об испытаниях самого «Посейдона», прошедших «с огромным успехом»
Кадр видео Минобороны РФ

Атомная подводная лодка «Хабаровск» – носитель подводного оружия, в том числе роботизированных средств различного назначения и управляемых суперторпед «Посейдон» – спущена на воду в Северодвинске. Об этом...

Наука и технологии 00:01 / 21 Ноября 2025 3666
Технопарк

Инженеры изобрели дрон, работающий на солнечной энергии

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Дрон, работающий на солнечной энергии. Фото из открытых источников

Люди всегда завидовали птицам, и вот 21 ноября 1783 года состоялся первый в мире полет человека на воздушном шаре, изобретенном братьями Монгольфье. С той поры человечество вполне освоилось в небе, но поискам...

Наука и технологии 00:01 / 07 Ноября 2025 3356
Технопарк

В Москве один из самых больших парков электробусов в мире

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Вчера был, можно сказать, двойной праздник у российского транспорта. Напомню: 6 ноября 1930 года вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ, который потом производил автомобили марки «Москвич». А спустя...

И эта штучка называется ИИ. Именно «искусственный интеллект» помог ворваться в топ-30 певице, которой не существует на свете

Надежда Гужева
Труд
Певица Ксания Моне и ее автор – поэтесса Талиша Джонс. Фото из открытых источников

Недавно в музыкальном мире разразился скандал. Певица Ксания Моне с композицией «Откуда мне было знать?» попала топ-30 в радиочартах Billboard. Казалось бы, что тут такого? Но все дело в том, что такой...

В самоцвете, хранящемся в калининградском Музее янтаря, покоится букашка возрастом 37 миллионов лет

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Martin Siepmann/imagebroker.com, globallookpress.com

Под Калининградом добыт янтарь весом 2,374 кг. Его так и назвали — «Рекордсмен». Есть надежда, что в текущем году Калининградский янтарный комбинат поставит еще один рекорд: предприятие сможет впервые добыть...

Этот Ил-14 доживает свой век в Якутии

Ольга Лернер
Труд
Фото из открытых источников

Этот Ил-14 когда-то числился как «борт № 1», предназначенный для путешествий лидера СССР Никиты Хрущева. И оборудован был соответственно: мягкие кресла и диваны, большой стол, панели из благородного дерева. А теперь...

Ядерная авиация страны официально приняла ее на вооружение 10 ноября

Фото: @Armees_Gouv

Французские военные впервые продемонстрировали новую модификацию крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной боевой частью ASMPA-R (Air-Sol Moyenne Portée Amélioré Renove). Как стало известно обозревателям TWZ,...

Число лукавых слов в нашем новоязе растет: вслед за «хлопком» и «иноагентом» появились «замедление» и «блокировка»

Ирина Хмара
Труд
Власти - по их словам - не желают потакать американской экстремистской компании Meta. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Жизнь рядового россиянина тоже заметно изменилась: еще не так давно можно было бесплатно позвонить друзьям через мессенджер в другой город или, страшно сказать, в другую страну и от души поговорить о том о сем,...

Как пояснили в ведомстве, решение принято из-за растущего числа случаев мошенничества 

Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

Минцифры приняло решение постепенно упразднить подтверждение входа на портал и в приложение «Госуслуги» через СМС. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает ТАСС. Пока мера будет касаться только входа через мобильные устройства, пояснили...

Аферисты начали создавать поддельные сайты, имитирующие площадки для сбора вопросов к главе государства 

Фото: Jens Kalaene, globallookpress.com

Новость о том, что в России начался прием вопросов к большой пресс-конференции президента России Владимира Путина, которая в этом году будет совмещена с прямой линией, начали использовать мошенники, придумавшие очередную схему обмана граждан....

Ранее в Сети появились записи разговоров спецпосланника Трампа Стивена Уиткоффа с помощником Путина Юрием Ушаковым и главой РФПИ Кириллом Дмитриевым 

Фото: © Matthias Balk, globallookpress.com

Поводом для принятия решения о возможных крайних мерах – полной блокировки – в отношении мессенджера WhatsApp (принадлежит американской компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена – TRUD.RU) может стать...

Член думского комитета  по обороне Андрей Колесник призвал страны Запада готовиться к войне или нормальным отношениям с Россией 

Космический аппарат «Можаец». Фото: https://ru.wikipedia.org

Россия всегда создает современное оружие и опережает Запад в космических технологиях. Об этом в пятницу, 12 декабря заявил обозревателям «Ленты.ру» член комитета Госдумы по обороне Андрей Колесник. Так он прокомментировал...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?