06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ

Гельман Моисей
Опубликовано 01:01 10 Сентября 2004г.
Намерения разделить РАО "ЕЭС России" на множество самостоятельных компаний противоречат, я считаю, принципам построения и функционирования Единой энергосистемы страны (ЕЭС). Эти намерения, воплощенные в Закон "Об электроэнергетике", фактически нарушают конституционное и федеральное законодательство, в том числе нормы федеральных законов "Об акционерных обществах" и "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

ЕЭС изначально создавалась в качестве общего источника электроэнергии для значительной части регионов страны. Электроэнергия - товар, который нельзя складировать. Передается она по проводам и должна немедленно потребляться по мере ее производства. Поэтому энергоснабжение требует единства управления составляющими его неделимыми процессами. А это возможно только при их организационном и технологическом единстве в рамках целостной энергосистемы, принадлежащей одному хозяйствующему субъекту.
Целостность ЕЭС как федеральной энергосистемы регламентирована действующим указом президента РФ от 15 августа 1992 года, которым и было создано РАО "ЕЭС России". Из этого указа следует, что ЕЭС является системой энергоснабжения, для чего РАО были переданы электростанции, линии электропередачи, распределительные сети и подсистема диспетчерского управления. И хотя в указе говорилось об одной российской, то есть федеральной системе, на самом деле их несколько. Собственно ЕЭС, образуя как бы поделенный на сообщающиеся отсеки бассейн, охватывает европейскую часть страны, Сибирь и Забайкалье. Изолированы от нее Магаданская, Сахалинская и Камчатская энергосистемы, а также Объединенная энергосистема Дальнего Востока, которая простирается от юга Якутии до Тихого океана.
Целостность федеральных энергосистем закреплена в статье 71 Конституции РФ, согласно которой эти системы находятся в ведении Российской Федерации. Именно поэтому контрольный пакет акций РАО "ЕЭС России" принадлежит государству. Для РАО, как подчеркивается в указе президента страны, общесистемной задачей является "обеспечение надежности энергоснабжения народного хозяйства и населения, повышение эффективности функционирования Единой энергосистемы". Повторю, что решать эту задачу, учитывая свойства электроэнергии и самой ЕЭС, можно только на основе единства и координации управления всеми частями Единой энергосистемы, что, кстати, записано и в уставе РАО. Наличие разных собственников у функциональных компонентов ЕЭС чревато катастрофами из-за задержек в принятии решений по управлению при возникновении аварийных ситуаций. Об этом свидетельствует, в частности, печальный опыт США, где нет организационно и технологически единой системы энергоснабжения страны и единого оперативного диспетчерского управления системами различных штатов. Поэтому там в электроэнергетике, объекты которой принадлежат исключительно частным собственникам, несколько раз происходили масштабные аварии с отключением электроэнергии во многих регионах.
Намеченное теперь выделение из РАО ЕЭС электростанций, образование из них множества коммерчески самостоятельных генерирующих компаний, контрольные пакеты акций которых не будут принадлежать государству, и прекращение государственного регулирования тарифов на электроэнергию в итоге может привести к отчуждению у Российской Федерации нынешнего ее права влиять на использование и развитие источников энергоснабжения.
Дробление активов РАО ЕЭС, учитывая к тому же значительную выработанность их ресурсов, непременно снизит инвестиционную привлекательность выделенных из нее новых компаний, уменьшит их экономическую эффективность.
Для принятия Закона "Об электроэнергетике" потребовалось не только внести изменения в Гражданский кодекс РФ, но еще и отменить Федеральный закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Последний никак не стыкуется с главой 6 Закона "Об электроэнергетике", в которой регламентирована деятельность оптового рынка электроэнергии и его субъектов, то есть основа затеянного радикального реформирования. Эта деятельность объективно направляется на сговор поставщиков с целью установления монопольно высоких цен.
В результате грядущей реформы цены на ФОРЭМе должны стать свободными, рыночными. Но в "переходный период" действует так называемый двухсекторный федеральный оптовый рынок электроэнергии. В одной его части тарифы регулируются, а в другой, конкурентной, можно продавать электроэнергию по свободным ценам, однако пока не более 15-30 процентов от объема ее производства. Сейчас свободные цены ниже регулируемых, так как желающих торговать в конкурентном секторе приводят туда "под пистолетом". Чтобы доказать возможность конкуренции. Поэтому объем "свободной" торговли не превышает 8 процентов всех продаж. Реформаторы утверждают, что такова якобы модель перехода к полным рыночным отношениям. Так ли это?
В секторе с регулируемыми ценами тарифы устанавливаются средневзвешенными в выделенных территориальных зонах. В конкурентном секторе вместо зонального средневзвешенного введено так называемое поузловое ценообразование с ежечасным установлением продажной цены. Занимается этим делом некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы" - некое подобие биржи электроэнергии. Там собирают заявки потребителей, примыкающих к тому или иному узлу, и отбирают для удовлетворения этих заявок предложения поставщиков соответствующего количества электроэнергии, начиная с самой дешевой. Продажной для всех согласно Закону "Об электроэнергетике" устанавливается цена, запрашиваемая последним отобранным поставщиком. В законе она лукаво именуется "равновесной", а по сути, является монопольно высокой, устанавливаемой поставщиками по сговору с "Администратором...", что позволит на будущем "свободном" рынке получать сверхприбыли.
Похоже, сговор поставщиков заложен в самой модели, по которой проводятся рыночные торги электроэнергией и о содержимом которой никто, кроме ее автора, не ведает. Все это напоминает игру в "наперстки". Ведь при таком принципе "замыкающей" цены использование множества точек для ценообразования позволит дополнительно увеличивать вымогаемые у потребителей суммы.
Если при ценообразовании в заданных точках пренебрегать допустимостью вполне определенных потерь, то есть системными проектными критериями эффективного электроснабжения, то можно вести фиктивные расчеты с потребителями. Фиктивные потому, что на рынке все будет происходить как в дорыночные времена. А громадную разницу между реальной низкой и фиктивной псевдорыночной ценой электроэнергии ловкие "наперсточники" станут присваивать.
Выбирая на свободном от госрегулирования "рынке" для каждой точки (по сговору) удаленную от нее электростанцию ради фиктивных поставок электроэнергии по самой высокой "замыкающей" цене, можно добиваться максимальной выручки. Например, выбором "замыкающей" электростанции для Москвы - на Дальнем Востоке, и наоборот. Этому "невинному" обману будет способствовать также ограниченное количество станций, физически (линиями электропередачи) связанных с конкретными точками и близко от них размещенных. Вот для чего понадобилось включать в одну и ту же оптовую генерирующую компанию электростанции, разбросанные по всей стране.
Надо полагать, масштабные нарушения принципов "игры" и законодательства не остались незамеченными в правительстве, возглавляемом Михаилом Фрадковым. Не потому ли начало радикального реформирования РАО "ЕЭС России" в очередной раз отложено?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников