Главная Работа Люди 00:05 10 Ноября 2017 5173
Век живи - век летай

Свой 100-летний юбилей профессор от авиации Арсений Миронов встречает на рабочем месте и за рулем автомобиля. Как это у него получается?

Анатолий Журин

Один из самых ярких представителей отечественной авиационной науки Арсений Миронов встречает столь почтенную дату на рабочем месте, в Летно-исследовательском институте имени М.М. Громова. В знаменитом ЛИИ Арсений Дмитриевич работает с момента основания в мае 1941-го. Летчик, инженер, руководитель научных подразделений, начальник института. Доктор технических наук, профессор, лауреат государственных премий. За свою огромную жизнь Миронов принимал участие в многочисленных испытаниях самолетов и в расследованиях летных катастроф...

Он каждое утро прибывает на службу, поднимается по лестнице в свой кабинет. Говорит: раньше на одном дыхании взлетал на четвертый этаж, а теперь вот приходится считать ступени, иначе как-то несолидно получается: в 100 лет бегать, будто мальчишка...

Шутит, наверное? Он по-прежнему участвует в работе по сертификации новых пассажирских самолетов. Его подписи стояли под документами на право эксплуатации знаменитых советских пассажирских лайнеров Як-42 и Ил-86. Он член методического совета, без разрешения которого не поднимется в небо ни один летательный аппарат. А еще ведет обширные научные исследования в области человеческого фактора в гражданской авиации.

В науку Миронов пришел не сразу. Как и все его довоенные сверстники, мальчишкой мечтал летать. Учился в МАИ, а параллельно окончил аэроклуб. С дипломом инженера пришел в ЛИИ и сразу попросился в группу специалистов, участвующих в испытаниях новых самолетов. Но тут грянула война, и время будто попало под пресс. То, на что раньше тратились годы, теперь укладывалось в считаные недели. Фронт требовал новых, более совершенных боевых машин. В испытательные полеты они уходили парами: в кабине — пилот, а за его спиной — инженер.

— В день бывало по два-три таких полета, — вспоминает Арсений Дмитриевич. — Садились на грунт, поднимали машину с короткого разбега. Однажды на выходе из пике при огромных перегрузках я на время потерял зрение. К счастью, оно вернулось.

То испытание пикирующего бомбардировщика Пе-2 он запомнил на всю жизнь. Но опасности подстерегали не только в небе. Однажды за отказ дать разрешение на сырой, недоработанный самолет чуть не попал под статью «саботаж». И тоже обошлось: разобрались и приняли его доводы. А 4 октября 1943 года Миронов окончательно убедился, что родился в рубашке. Вдвоем с пилотом они перегоняли Ла-5 с Горьковского авиазавода в подмосковный Жуковский. Шасси почти коснулись полосы, когда машину сотряс страшный удар. Следом заходил на посадку Як-1 полка ПВО, и неопытный пилот догнал их «Лавочкина», задев винтом фюзеляж. Удар пришелся как раз по второй кабине, лопасти снесли кресло и сорвали парашют. Летчик чудом сумел посадить машину и уже на земле обнаружил, что второй кабины просто нет...

Миронов, получивший тяжелые травмы, полгода провел в госпитале. После реабилитации ему разрешили садиться за штурвал только легкомоторных самолетов, а это уже был не тот масштаб. Поняв, что летчиком-испытателем ему не бывать, он решил окончательно связать жизнь с авиационной наукой. Говорит, угадал, вытащил счастливый билет: в этой сфере в паспорт заглядывать не принято, если ты сохранил ясный ум и желание работать. Ну и характер, естественно. Всего этого у него вдоволь, вот он и работает до сей поры.

Кстати, Арсений Дмитриевич Миронов входил в состав госкомиссии по расследованию катастрофы экипажа Юрия Гагарина и Владимира Серегина. Он был единственным, кто наотрез отказался соглашаться с официально названной причиной катастрофы. Свою версию готов был подтвердить документально, но тогда, в 1968-м, властям это было не нужно, потому что многим большим людям пришлось бы лишиться постов...

Спрашиваю его, как накануне своего столетия оценивает собственное самочувствие. И получаю четкий ответ:

— Соответственно возрасту. В пилотской кабине давно не был, но за руль своего «рено» сажусь без проблем. К слову, у меня и в доме лифта нет, а квартира тоже на четвертом этаже. Повезло: тренировка обеспечена.

Всю жизнь Миронов дружит со спортом. В свое время выполнял норматив первого разряда по лыжам и плаванию. А мастером спорта стал в спортивном планеризме. Его этим делом заразил Олег Константинович Антонов, знаменитый авиаконструктор.

Естественно, не уйти от вопроса, чему или кому обязан Арсений Дмитриевич своим долгожительством. Наверное, всю жизнь он жестко режимил?

— А вот и нет, — отвечает Миронов на мое предположение. — Я от рюмки хорошего коньяка и сегодня не откажусь, особенно если есть повод. До недавних пор был большим любителем попариться в баньке. А вот с табаком сразу после ранения завязал — и навсегда. А вообще-то секрет у меня простой, готов им поделиться: всегда имей надежный фронт и тыл, то есть крепкую семью и любимое дело. Это и есть основа основ!

Люди 00:02 / 07 Ноября 2025 3956
«Кручу винты!»

Знакомьтесь: мастер по ремонту фотоаппаратов Виталий Меламед

Андрей Гореловский
Труд
Фото автора

Его небольшая мастерская, будто выставочный зал, увешана снимками известных репортеров и фотохудожников с дарственными надписями авторов. За какие заслуги они их дарили? За очень важные: Виталий Наумович —...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?