Главная Культура Жизнь 00:15 10 Декабря 2009 3702
Вигго Мортенсен: «Лучше всегда творить добро»
По мнению голливудских критиков, Вигго Мортенсен — один из главных претендентов на следующий «Оскар» за лучшую мужскую роль
Галкина Галя

По мнению голливудских критиков, Вигго Мортенсен — один из главных претендентов на следующий «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Дорога» Джона Хиллкоута. Специальный корреспондент «Труда-7» в Голливуде Галя Галкина встретилась с Вигго Мортенсеном в кинотеатре «Кодак» в Голливуде после премьеры «Дороги».

«Лучше всегда творить добро, даже если это кажется бессмысленным»

— Вы сыграли отца, который вместе с сыном путешествует по постапокалиптической Америке. Опирались ли вы в этой роли на собственный отцовский опыт во взаимоотношениях с вашим сыном?

— Да, и в самом начале это помогло. Иногда я ловил себя на мысли: «Да, мой сын тоже как-то выкинул нечто подобное». А иногда поведение Коди (13-летний австралийский актер Коди Смит-Макфи сыграл роль сына. — «Труд-7») напоминало мне о детстве.

— Ваш герой пытался объяснить сыну, что значит быть человеком. А чему вы пытаетесь научить своего сына?

— Простым вещам. Понимаете, дети очень застенчивы, они не любят смотреть людям в глаза и говорить спасибо. Ну, например, мы сидим в ресторане и ждем официанта. Он приходит и принимает заказ, а детям не терпится попробовать пиццу. Вот я им и объясняю, что, перед тем как официант уйдет, надо поблагодарить его. Мелочь, конечно, но все же важная. Иногда я сам забываю про это, и сын говорит: «Папа, ты забыл сказать спасибо». В принципе то же самое происходит и в нашем фильме, где не только отец учит сына, но и сын отца. Понимаете, когда ребенок знает, что такое быть хорошим, то хочет, чтобы его отец тоже был хорошим. А когда видит, что это не так, то расстраивается и потом начинает злиться. Все это очень правдоподобно. Мне кажется, этот переход получился в фильме особенно хорошо.

— Смотреть ваш фильм очень интересно и в то же время очень тяжело. Трудно ли вам было играть в нем?

— Да, трудно, но так и должно быть. Если бы все было не так трудно и если бы мы не снимали зимой в Пенсильвании под открытым небом, то, я думаю, не получился бы такой хороший фильм. Как бы актер ни старался, он не может точно передать состояние и чувства человека, если не испытывает их. Однажды Коди сказал: «Гораздо проще мерзнуть, чем притворяться, что тебе холодно». Меня поразило, как просто и точно он выразил то, о чем думают многие актеры. После этого разговора я ещё больше проникся к нему и стал больше заботиться о нем не только во время съемок, но и по жизни. Он худощавый малыш с юга Австралии и никогда в жизни не видел снега. Я даже дразнил его этим. Он говорил: «Здорово, снег просто падает с неба!» А я его донимал вопросами типа: «А вдруг снег растет из земли?» (Смеется.) Он сильно обижался, но надолго его не хватало. Из-за холода Коди очень быстро выходил из строя, но изо всех сил старался побороть себя. И у него это часто получалось.

— Что вас привлекло в этом проекте?

— То, что главный герой учится на своих ошибках, и прежде всего благодаря своему сыну он учится прощать — себя и других. Он понимает, что не так важно, насколько плохи твои дела, ведь всегда есть вероятность, что они станут ещё хуже. И неважно, как ты оправдываешь свое плохое отношение к другим людям — на самом деле ему нет оправдания. Поэтому лучше всегда творить добро, даже если это кажется бессмысленным.

— Пришлось ли вам проходить какую-либо физическую подготовку? Вы сидели на диете?

— Нет, я просто ел меньше, правда, худел медленно. Чем вы старше, тем труднее сбросить вес — обмен веществ замедляется. Но я довольно-таки активный человек, и мне просто пришлось стать чуть более активным.

— Сколько килограммов вы сбросили в итоге?

— Не могу сказать точно, но, судя по старой одежде, килограммов 15. Правда, я не уверен. Может быть, больше или меньше.

«Процесс увядания — это ведь тоже своего рода жизнь»

— Позволял ли вам режиссер Джон Хиллкоут импровизировать? Или у него все точно как в аптеке?

— В самом начале работы в Питсбурге мы внимательно изучали сценарий — я, Коди, его отец-актер и режиссер. Дело в том, что мы собирались снимать зимой, у нас было мало времени, поэтому мы должны были все согласовать заранее.

Мы работали в большом офисном помещении, где пол был покрыт ковром, там можно было играть в футбол. Иногда мы даже репетировали, играя в футбол. За время нашей работы я неплохо узнал Коди и понял одну важную вещь: это не ребенок, которому показывают, что нужно делать, и он повторяет — Коди действительно понял эту историю. Он вложил в роль свою душу, и мне это очень помогло. Если бы Коди играл неискренне, съемочной группе пришлось бы пускаться на различные трюки и ухищрения, и я не уверен, что смог бы сыграть хорошо и открыто. Думаю, у нас ничего не получилось бы, если бы Коди не смог все правильно сыграть, потому что в этом фильме все зависело от наших отношений — от того, насколько они реальны и искренни.

— Для вас эта роль, наверное, была одной из самых эмоционально-насыщенных?

— О да. Её эмоциональный аспект оказался гораздо тяжелее физического. Вы меня знаете: я снимался во многих фильмах с большой физической нагрузкой, где приходилось работать в жару, на морозе, скакать на лошадях и драться. Я даже снимался голым в некоторых фильмах. Случалось, что я думал: «Боже мой, весь этот ужас растянется на месяцы!» Но все это преодолевал. В «Дороге» я просто обязан был быть искренним. Более того, я никогда не снимался в фильме, где окружающая среда так сильно совпадала с характером персонажа. Все вокруг умирало, но процесс увядания — это ведь тоже своего рода жизнь.

— А вас не удивило, что постапокалиптическая реальность романа совпадала с окружающей действительностью?

— Да, вы правы. Например, центральная улица Нового Орлеана, которую пока ещё не очистили. (Напомним, что Новый Орлеан, в котором снимали часть фильма «Дорога», стал жертвой урагана «Катрина» в 2005 году. — «Труд-7».) Если приглядеться, можно увидеть на всех стенах — и снаружи, и изнутри — илистую зеленую линию. Дело в том, что на этом уровне на протяжении долгого времени стояла вода. В одном месте находился пункт армейский вербовки. На стене офиса все ещё висел портрет молодого Джорджа Буша со времен его первой предвыборной кампании — без седых волос и улыбки психа. На столе лежал приоткрытый дипломат офицера и его паспорт. Мне стало жутко. У меня было такое ощущение, что здесь никто ни к чему не прикасался — видимо, люди были заняты своими проблемами. В местном кинотеатре сохранилось расписание фильмов, которые шли в день урагана, а на стене остановились часы. Все это было очень странно. Я сначала даже не понимал, зачем мы все это снимаем. Но в увиденном нами было что-то невозможное для понимания современного человека, и это как раз то, что требовалось для фильма.

«Когда все идет прахом, у нас ничего не остается, кроме друг друга»

— В книге не разъясняется, какого рода катастрофа произошла. В сценарии были какие-то разъяснения по этому поводу?

— Нет, так что давайте лучше не будем об этом. Для нас это посторонняя тема, но если вы жаждете ответа, можете посмотреть другой фильм на эту тему — «2012». Я, правда, сам его ещё не видел, но могу себе представить, какого рода события там происходят.

Все это, конечно, интересно, но когда вы пытаетесь передать историю эмоционально правдиво, то начинаете думать: «Да, нам есть чего остерегаться». Просто надо помнить, что, когда все идет прахом, у нас ничего не остается, кроме друг друга. О чем-то в этом роде беспокоится любой ответственный родитель, который всегда думает: «Что станет с моим ребенком, если меня не будет рядом пару часов? Вечно?» Обычно люди думают о том, будут ли у него друзья или еда, хватит ли у него денег на высшее образование, найдет ли он себе работу или друга или подругу. В нашем же случае все проще: что же он будет делать, ведь у него нет ни крова, ни еды, и за ним охотятся, чтобы его съесть? Это кошмар любого родителя.

Взрослые накапливают опыт, воспоминания, а значит, и сожаления. Мы очень часто живем в прошлом и даже не подозреваем об этом, пока в нашу машину кто-то не врежется или что-то не случится с нашими близкими — вот тогда мы возвращаемся в настоящее. Или, например, вы заболеваете, но нужно поехать на работу, потом заехать за детьми в школу. А вы не можете. Вы ложитесь в кровать, и все исчезает, кроме вашего тела и того, что вас окружает. Мой герой слег — он умирает, и перед его глазами мелькают картины прошлого. Все это позади. Его сын этого не видел, он гораздо более адекватен и присутствует в настоящем: на него не давит груз накопившихся воспоминаний. Но, с другой стороны, это плохо, потому что он уже никогда не увидит тот прекрасный мир, в котором удалось пожить его отцу.

— Какой урок родители смогут извлечь из вашего фильма?

— Сын стал учителем, и я думаю, что многие родители могут отождествить своих детей с ним. Ведь это не секрет, что мы учимся у своих детей. Но часто мы учим их, а сами не следуем собственным советам. И тогда ребенок вам говорит: «Ты учил меня делать то-то и то то, и я это делаю. Почему бы и тебе не последовать моему примеру?!»

— Вы гордитесь своим сыном?

— Генри очень талантливый. Ему 21 год, он пишет стихи и музыку, играет на нескольких музыкальных инструментах, актерствует и увлекается археологией. Очень разносторонний человек.

— Как вы относитесь к бездомным?

— Я им очень сочувствую. В каждом городе есть люди, которые живут на улице, и их проблемы похожи на те, которые были у моего персонажа. У них очень простые мысли о выживании, как, например: «Где я могу найти еду? Как мне не замерзнуть и не промокнуть?» Мне было интересно разговаривать с бездомными, которые согласились на это. Мы их просто игнорируем, в то время как они борются за выживание прямо перед нашим носом.

— А как обстоят дела с вашими выживательными способностями?

— Неплохо. Я периодически хожу в походы.

— Что вы думаете о Шарлиз Терон, которая сыграла жену вашего персонажа?

— Я волновался за её персонаж больше, чем за свой. Зрители могут подумать, что её героиня не права. Но она не хотела быть в тягость семье, так как понимала, что не может защитить ребенка и только объедает его и своего мужа, которому это как раз по плечу. Поэтому она решает уйти с их дороги.

— Это правда, что, снимаясь в фильме «Порок на экспорт», вы хотели, чтобы русскоговорящие зрители принимали вас за русского?

— Да, и я очень много сделал для этого: даже был в Сибири, на родине моего героя Николая, а ещё в Москве, Санкт-Петербурге и на Урале.

— Вы говорите на нескольких языках. Русские слова ещё помните?

— Да. Раз, два, три (смеется).

Наше досье

Вигго Мортенсен родился 20 октября 1958 года в Нью-Йорке. Его мать — американка, отец — датчанин. Когда Вигго был ребенком, семья переехала в Венесуэлу, затем в Аргентину. Когда ему было 11, родители развелись, мать с детьми вернулась в Америку.

Вигго закончил университет, отделение испанского языка. Начинал актерскую карьеру в начале 80-х на Бродвее.

В 1987 году женился на солистке панк-группы X, от которой у него есть 21-летний сын Генри.

Прославился ролью Арагорна в трилогии «Властелин колец». Среди самых известных фильмов «Путь Карлито» (1993), «Солдат Джейн» (1997), «Идеальное убийство» (1998), Трилогия «Властелин колец» (2001–2003), «Оправданная жестокость» (2005), «Порок на экспорт» (2007).

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12512
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7850
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7582
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6869
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6630
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?