12 декабря будет отмечаться 20-летний юбилей российской Конституции. К этому знаменательному дню власти подготовили подарок примерно 25 тысячам россиян, которые отбывают сейчас наказания за различные преступления в тюрьмах и колониях.
Амнистия, которую юристы и обозреватели уже окрестили «широкой», будет уже второй в этом году: до уголовного помилования было еще экономическое. 4 июля Владимир Путин подписал документ, досрочно выпускающий на свободу осужденных по 27 экономическим статьям УК.
О важности предстоящего шага уже высказались депутаты Госдумы, рассматривающие проект амнистии в настоящее время.
«Это не только акт гуманизма со стороны государства и общества, но и большая ответственность, – заявила председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. – Ответственность за то, чтобы помочь тем, кто выйдет из мест лишения свободы». К этому парламентарий добавила, что амнистированные граждане должны быть востребованы в общественных и социальных сферах; именно это позволит им избежать новых преступлений.
«Всегда поддерживаем, и сейчас поддержим»
В том, что президентское постановление будет принято, никто не сомневается: поддержку ему уже выразили руководители всех думских фракций.
«ЛДПР всегда поддерживает амнистии», – заявил по этому поводу Владимир Жириновский; о том, что 25 тысячам человек наверняка будет лучше на свободе, чем за решеткой, в разговоре с журналистами сказал единоросс Сергей Железняк. Согласился с амнистией и глава справороссов Сергей Миронов.
Несколько более пространно высказался лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Прежде всего, он отметил, что «тюрьма – плохое место для перевоспитания»; поэтому «чем меньше там будет тех, кто готов к исправлению, тем лучше». Особенно внимательно, по его словам, нужно отнестись к выходящим на свободу женщинам и к отцам семейств, которые «должны работать и кормить семью, а не на государственных харчах сидеть. И другая, не амнистия, особая забота – они должны быть трудоустроены, – констатировал лидер коммунистов. – Если человек не работает, то через год примерно треть их снова загремит на нары».
Отставить сушить сухари!
Кто же попадет под действие законопроекта? По подсчетам экспертов, около 1,3 тысяч человек смогут выйти по амнистии из тюрем, а еще 17,5 тысяч сумеют избегнуть наказания. В категорию тех, кого хотят помиловать, войдут: беременные женщины, несовершеннолетние, женщины с несовершеннолетними детьми, инвалиды I и II групп, люди пенсионного возраста, а также многие из граждан, впервые привлеченных к ответственности и осужденных на срок меньше пяти лет.
В число «амнистируемых» статей включены также хулиганство, призывы к массовым беспорядкам и непосредственное в них участие. В соответствии с этим на свободе вскоре окажутся и исполнительницы «панк-молебна» из группы Pussy Riot, и активисты «Гринписа», и часть обвиняемых по «болотному делу».
Относительно последних, – пояснили юристы, – дело в следующем. Активисты оппозиции Леонид Развозжаев, Сергей Удальцов и Константин Лебедев, который уже осужден на 2,5 года, обвиняются по статье 212: подготовка к организации массовых беспорядков. Эта статья под амнистию не подпадает. Зато другие участники «марша миллионов» – Владимир Акименков, Леонид Ковязин, Рихард Соболев, Мария Баронова, Федор Бахов и прочие – обвиняются не в подготовке, а лишь в участии в беспорядках. И вот как раз они, согласно постановлению, смогут избегнуть тюрьмы.
Кто вины не признал, тому и амнистия не нужна
И после объявления «бизнес-амнистии», и сейчас – СМИ много рассуждали на тему того, «светят» ли какие-либо поблажки Евгении Васильевой, бывшей руководительнице имущественного департамента Минобороны, обвиняемой теперь по «делу Оборонсервиса». Хасан-Али Бороков, адвокат Васильевой, решил прокомментировать эти домыслы, и заявил прессе, что никакой амнистии его подзащитная не желает. Причина проста: Васильева не признает себя виновной.
«Для амнистии необходимо согласие лица на стадии предварительного следствия. И согласие лица только при признании вины. Но Васильева не считает себя виновной. Поэтому об амнистии не может быть и речи», – заявил Бороков, добавив, что даже если инкриминируемые Васильевой статьи подпадут под «помилование» – право на освобождение к ней не будет применено.
Пытай задержанных и выйди досрочно
Зато среди тех, кто отбывает в настоящее время сроки, неожиданно обнаружились фигуранты еще одного громкого дела, которые как раз могут рассчитывать на милость государства.
Как стало известно татарским СМИ, под амнистию могут попасть двое бывших сотрудников печально известного казанского ОВД «Дальний», где полицейские пытали и насиловали людей, задержанных по подозрению в совершении различных правонарушений.
Обозреватели отмечают, что Ильшат Гарифуллин и Рамиль Нигматзянов не являются фигурантами основного дела о пытках. Им инкриминировалось только незаконное задержание жителя Казани Сергея Назарова, который позже и погиб в результате пыток в ОВД. Гарифуллина в сентябре прошлого года приговорили к 2,5 годам, а Нигматзянова – к двум годам колонии-поселения. И теперь у обоих есть хорошие шансы выйти досрочно.