Главная Культура 21:02 10 Декабря 2016 6184
Мой любимый доктор Ватсон

Накануне 75-летия актера Виталия Соломина «Труд» попросил поделиться воспоминаниями его преданного друга Холмса - Василия Ливанова

Виктория Пешкова

Соломин был кумиром страны, особенно женской ее части, поистине лучезарным актером. Романтичный в молодости, утонченно интеллигентный в зрелые годы — и всегда неотразимо обаятельный. Казалось, судьба обрекла его жить в лучах славы и обожания. А он тяжко боролся за право быть собой на сцене, жил максималистом и ушел до обидного рано...

— Василий Борисович, ваши Холмс и Ватсон воспринимаются не столько идеальным детективным дуэтом, сколько эталоном мужской дружбы.

— Ничего удивительного. Ведь Холмс ценит в Ватсоне не его весьма скромные дедуктивные способности, а умение слушать и сопереживать — качества, без которых дружба невозможна. И наша с Виталием экранная дружба (до съемок мы знакомы не были) быстро шагнула в реальную жизнь. Я еще на пробах почувствовал, что это случится. А если бы не случилось, то, возможно, и продолжение снимать не стали бы. Сымитировать любовь на экране ничего не стоит, это дело техники, а вот дружбу изобразить куда труднее. Любить можно и безответно, а для дружбы всегда нужны двое. И это большая редкость, чтобы у людей совпадали взгляды на мир, жизненные принципы, вкусы, привычки...

— Вас на роль Холмса утвердили раньше, чем нашли подходящего Ватсона. Каким вы представляли будущего партнера?

— В голове прочно сидели иллюстрации Сиднея Пэджета — первого иллюстратора рассказов Конан Дойла, одобренные самим автором. Я увидел их гораздо позже, чем прочел дойловские рассказы, — в советских изданиях картинки если и появлялись, то на них фигурировал флегматичный пожилой толстяк, которого очень трудно было представить другом энергичного Холмса. То ли дело пэджетовский Ватсон! И Виташа идеально вписывался в этот образ. Он сразу уловил в Ватсоне главное: врач он, конечно, обыкновенный, зато писатель одаренный, ибо именно благодаря его рассказам мир узнал о выдающемся сыщике.

Ватсон не может быть тенью Холмса, как это происходило в большинстве экранизаций. И поскольку я был с Соломиным совершенно согласен (я же говорю, дружба без сходства взглядов немыслима), наши пробы получились самыми убедительными. Кстати, режиссер Игорь Масленников, приглашая актеров на пробы, тоже ориентировался на рисунки Пэджета. И в названии фильма уравнял героев в правах.

— Со времени выхода последней части холмсовской эпопеи прошло ровно 30 лет, а ее продолжают любить и смотреть, невзирая на современные блокбастерные версии. Почему?

— Потому что тот фильм, извините за высокопарность, обращается к сердцу зрителя. А новые прочтения — со спецэффектами, трюками и драками — это не Конан Дойл, а «вариация на тему». Дело не столько в искажении канонического сюжета (для классики это сегодня в порядке вещей), сколько в том, что везде на первый план выходит криминальная интрига, которую актеры лишь обслуживают. А для нас с Виталием были важны не преступления, а люди и их взаимоотношения. Мы играли историю двух отважных мужчин, которые бескорыстно приходят на помощь тем, кто с бедой своей справиться не в состоянии. Таких «спасателей» нам всем сегодня очень не хватает — и в жизни, и на экране. Потому и живо наше старое кино.

— Приключения ваших героев снимали семь лет. И что, ни единой тени на ваших отношениях за это время не возникло?

— То, что происходит на съемочной площадке, не всегда праздник. Мы могли после тяжелого дня сесть в «Стрелу» и полночи провести без сна. Не за разговорами, а молча, думая каждый о своем. Ничего не обсуждать, ничем не делиться. Виташа был из тех, кто наделен редким даром понимания без слов. А то, что долгая совместная работа нам была в радость, а не в тягость, могу подтвердить хотя бы тем, что еще до окончания съемок «Приключений» Соломин решил поставить спектакль по моей повести «Мой любимый клоун».

— А потом была совместная работа в театре «Детектив»?

— Да, он прекрасно чувствовал этот жанр, столь любимый читателями и зрителями. И когда возникла идея создать театр, где все вертелось бы вокруг детектива, Виталий меня поддержал. Такая площадка давала ему возможность реализовать тягу к режиссуре. Он поставил для «Детектива» остроумную пьесу Робера Тома «Западня для одинокого мужчины», спектакль имел успех и в Москве, и в глубинке. Еще мы собирались поставить что-нибудь из Конан Дойла. Даже выкупили у «Ленфильма» наши костюмы. Увы, несмотря на успех у зрителей, театр рухнул из-за чиновничьих интриг. Переживали оба: Для Виташи эта детективная стихия была отдушиной после академической атмосферы Малого театра. Ему не хватало воздуха в стенах родного театра.

— А что создало Соломину репутацию человека с трудным характером?

— «Трудный характер»? Штамп — и только. Да, он держал дистанцию с теми, чьи взгляды ему не близки, был бескомпромиссен и очень избирателен во взаимоотношениях. Виташа терпеть не мог фамильярности и бестактности. Оберегал свою жизнь и жизнь близких от непрошеных вторжений. И все свои огорчения носил в себе, не выплескивая во внешний мир. Я не такой, я взрываюсь мгновенно, а Виташа хранил внешнее спокойствие, какая бы лава ни кипела у него в душе.

— Режиссура для него, любимого публикой артиста, была так важна?

— Вот и вы туда же — любимый публикой... Да, его обожали, особенно после бесконечной «Зимней вишни», которую мы между собой называли «вишневым компотом». Почему компотом? Потому что растянули на кучу серий то, для чего хватило бы двух, и притянули за уши фантастический хеппи-энд.

— Но ведь реалистический финал зрительниц категорически не устроил бы!

— В том-то и дело. Виташе эта картина досталась очень дорого. Он же был профессионал и понимал, что вся эта история не выдерживает критики — там натяжка на натяжке. Но взрослым сказки порой нужны не меньше, чем детям. А если вспомнить, в какое время все это снималось... Ну не мог он отнять у людей пусть и призрачную, но надежду!

— Зато, наверное, письма от зрителей мешками приходили?

— Понимаете, успех для него не так уж много значил. Он дорожил зрительской любовью, но собственная оценка того, что делал, была важнее. К своей работе он относился жестко. Режиссеры, за очень редким исключением, диктаторы, а компромиссы Виталию доставались очень тяжело. Выходом для такого максималиста, как он, была режиссура, когда ты сам устанавливаешь правила игры.

— И последняя игра стоила ему жизни?

— Жалеть себя, экономить силы было не в его привычках. Когда он поставил «Свадьбу Кречинского», я не мог на него спокойно смотреть после спектаклей, таким измученным он был. Играть за себя, петь, танцевать, да еще и как режиссер следить за остальными артистами — это немыслимая нагрузка! Так он и ушел от нас — на пределе сил...

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Потери и обретения новой экранизации «Мастера и Маргариты»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
1930-е оказались к нам гораздо ближе, чем некоторые думают… Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышла третья по счету отечественная киноверсия легендарного романа Михаила Булгакова. Она ожидаемо разделила первых зрителей на сторонников и противников фильма. Оно и понятно: картина менее всего напоминает...

Литературный обзор

Владимир Петров
Труд
Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

Прошлое не отстает, с какой бы скоростью мы ни мчались к ускользающему светлому будущему. Вроде бы все осталось позади, растворилось во времени, история вынесла свои приговоры и расставила точки над i....

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 5844
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 4620
Мама, я жевала бумагу

От книг сегодняшних тридцатилетних слишком часто остается именно это послевкусие

Дина Егорова
Труд
Девичий писательский призыв полон свежих сил, красив, пристрастен к черноте и неотвратим, как выпадение молочных зубов. Фото: David Ryle/moodboard, globallookpress.com

Пока спорили, к лицу или нет россиянам справлять Валентинов день, в стране возникла элегантная и вполне патриотичная альтернатива западному празднику — День книгодарения. Помимо еще одного повода погрузиться в интригующий...

Культура 00:01 / 16 Февраля 2024 4533
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых —...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

Главный редактор канала «КиноМульт» – отом, как приобщить детей к отечественной киноклассике

Дарья Ефремова
Труд
Татьяна – поклонница отечественного детского кино. Изображения предоставлены медиахолдингом «Цифровое Телевидение»

Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» запускает новый семейный телеканал «КиноМульт», в чью коллекцию вошли анимационные хиты из сокровищницы Гостелерадиофонда, ВГТРК и «Союзмультфильма». Как...

Сильвестр Сталлоне сказал, кто может заменить его в роли Джона Рэмбо

Труд
Фото: Supplied by Capital Pictures/www.capitalpictures.com, globallookpress.com

Во франшизах существует общепринятая практика, когда одного героя играют разные актеры. Благодаря чему тот не стареет на протяжении десятилетий. Вспомним, к примеру, сколько импозантных мужчин в самом расцвете сил трудились...

Культура 17:01 / 17 Февраля 2024 4163
Из жизни джентльменов

Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве»

Труд
Юэн Макгрегор. Фото: © Adam Ihse, globallookpress.com

В то время как российские СМИ с удовольствием цитируют отзывы Такера Карлсона о нашей столице, телеканал Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве» по одноименному бестселлеру Амора Тоулза. Главный...

Когда сносить нельзя, но очень хочется...

Ирина Смирнова
Труд
Фото автора

Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал...

В США с молотка ушли личные вещи знаменитых женщин

Труд
Белая пачка главной героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер была продана за 52 тысячи долларов

На днях на американском аукционе со сложным названием Unstoppable: Signature Styles Iconic Women In Fashion были проданы личные вещи знаменитых женщин. Лидерами продаж стало бархатное коктейльное платье леди Дианы и наряд...

Новым главрежем стал «свой»

Любовь Лебедина
Труд
После 17 лет работы в Малом театре Алексей Дубровский стал его главным режиссером. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Когда в Малом театре, недавно осиротевшем после ухода из жизни многолетнего худрука Юрия Соломина, узнали, что главным режиссером коллектива назначен Алексей Дубровский - до того помощник Юрия Мефодьевича, пользовавшийся его полным доверием...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?