Главная Культура 00:18 10 Декабря 2021 8290
Дважды в одну «Вестсайдскую историю»

Зачем Стивен Спилберг подался в копиисты

Сергей Бирюков
Мария (Рэйчел Зеглер) совсем малышка рядом с рослым Тони (Энсел Элгорт), но силой духа они равны. Изображения предоставлены дистрибьюторами картины

На экраны вышел фильм «Вестсайдская история» Стивена Спилберга – ровно через 60 лет после оригинальной ленты Роберта Уайза. Естественно, с сохранением сюжета, представляющего собой пересадку истории «Ромео и Джульетты» на современную почву. С воспроизведением музыкальных тем Леонарда Бернстайна, с тех пор вошедших в классику мюзикла и просто в мировую классику. С использованием хореографии Джерома Роббинса, чей опыт превращения низкой «прозы» молодежных драк во взрывную поэзию танца тоже признан классическим… И вот вопрос: зачем тогда вообще было затеваться со съемками ремейка, если старая лента сделана столь мощно и до сих пор не потеряла очарования?

Причин несколько, и первая из них сквозит буквально в каждом кадре новой картины: видно, до чего Спилберг любит исходное произведение. Уделяя громадное внимание антуражу, а уж тем более стремясь не дорисовывать недостающие детали на компьютере (чего-чего, а назойливой цифровой графики, как в каком-нибудь «Сталинграде» Федора Бондарчука, вы тут не увидите), режиссер обследовал кучу городов Северо-Востока, где еще сохранились трущобные районы, подобные латиноамериканским кварталам Нью-Йорка 1950-х. Он позвал для адаптации танцев Джастина Пека – одного из хореографов, представляющих, как и Джером Роббинс, традицию коллектива «Нью-Йорк сити балет». А в качестве оркестра и дирижера пригласил Нью-Йоркский филармонический и маэстро Густаво Дудамеля – кстати, воспитанника венесуэльской дирижерской школы, для которого латиноамериканские ритмы, пронизывающие эту партитуру, – родные.

Вот, кстати, еще один мотив, толкнувший Спилберга на нынешнее предприятие – максимально приблизить ленту к реальному человеческому разнообразию сюжета. В фильме 1961 года среди актеров, игравших членов пуэрториканской общины Вестсайда, враждующей с белыми хулиганами, почти не было латиноамериканцев, тогда еще мало вовлеченных в киноиндустрию США. Сегодня практически все они представляют испаноязычные этносы. Оставим на совести сценариста Тони Кушнера чисто конъюнктурную, на мой взгляд, переделку Пацанки, в оригинальном сюжете лишь мечтавшей сравниться в удали с парнями, в реального трансгендера – педалировать такие моменты в Америке нынче модно. А вот то, что Мария обучает Тони испанским словам, не коверкая их, – важно.

Кастинг – сильная сторона нынешней работы. Не случайно среди 10 «Оскаров» фильма Уайза не было наград за главные роли: и Тони, и главаря белых дебоширов Джеффа играли усредненные голливудские мачо. Да и знаменитой Натали Вуд в роли Марии как-то не очень сочувствовалось: такая крепкая среднеевропейская красавица (напомним, природное имя актрисы – Наталья Захаренко) могла за себя постоять в самых крутых ситуациях. Совсем другое дело – Рэйчел Зеглер, отысканная Спилбергом аж в Колумбии: тем мощнее чувствуем мы силу духа ее Марии, чем миниатюрней и хрупче она физически. Уменьшен в размерах, но совсем с иной целью, и Джефф – он в исполнении Майка Фейста просто Крошка Цахес, которого перешибить соплей мешает только «харизма» его фантастической наглости. Ну а романтичный Энсел Элгорт в роли Тони скорее похож на нашего знаменитого дирижера Теодора Курентзиса, чем на завязавшего хулигана.

Вообще сюжет у Спилберга и Кушнера заметно поднят на котурны. Никакого католического храма, где когда-то Тони пережил душеспасительный катарсис и куда теперь везет Марию для самопального брачного обряда, в исходном фильме нет в помине – там это происходит в ателье, где работает девушка, куда обыденней и, может, оттого достоверней. Да и самого катарсиса в ленте 1961 года не было – Тони просто надоело бессмысленно драться, и он решил начать новую жизнь. В отличие от своего сегодняшнего двойника, которого авторы подвели к смертельной черте: в одной из прошлых драк он чуть не убил латиноамериканца, но в последний момент, испытав озарение, проявил к противнику милосердие, и вот теперь живет с этим новым сознанием ценности человеческой жизни.

Совсем сусальной, по-моему, выглядит роль старушки Валентины, в чьем магазинчике служит вставший на путь исправления Тони. В оригинале это был симпатичный старый еврей Док, отказ от образа которого объясняю только одним: Спилбергу очень хотелось привлечь к съемкам кого-то из старого каста, и удалось уговорить Риту Морено – искрометную Аниту (подружку пуэрториканского вожака Бернардо) образца 1961 года – стать вот таким талисманом новой версии.

В целом счет очков новой ленты против старой я бы определил как 50:50. Учитывая и резко прогрессировавшую технику киносъемки, позволившую динамизировать многие сцены – например, роковую драку, происходящую не под обшарпанным низеньким мостом, а в гигантском ангаре на фоне айсбергов соли, то ослепительно белой, то кроваво-красной в свете огней проезжающих машин.

Но все-таки там был оригинал (пусть основанный на бродвейском мюзикле 1957 года, однако не имевшем никакого успеха, пока не вышел фильм), а тут хоть и роскошная, но копия. Впрочем, Спилберг прав, утверждая, что за последние 60 лет человеческие нравы вряд ли изменились к лучшему, как и за столетия после шекспировских Ромео и Джульетты: «Посыл «Вестсайдской истории» будет жить вечно. Мы остро чувствуем его сегодня, живя в этой стране во времена трагического разобщения и недоверия, когда человеческие жизни тратятся впустую из-за насилия, расизма и ксенофобии».

Золотые слова. Вот только «Оскаров» дают не за слова, а за фильмы.

Танцы в фильме Спилберга сняты еще роскошнее, чем в ленте Уайза

 

Другое мнение

Чуда не случилось…

Люблю, ценю, уважаю творчество Стивена Спилберга. Режиссера-новатора, режиссера-первопроходца, проложившего немало новых путей, дорог и тропинок в мировом кинематографе. Вчера на российские экраны вышел его фильм «Вестсайдская история» -- первый мюзикл в биографии Спилберга. Все остальные жанры на свете он, похоже, перепробовал, а некоторые решительно переформатировал, а то и открыл, вписал в историю кино под своим именем. Оказалось, что и мюзикл ему по плечу. Но...

Новая версия «Вестсайдской истории» -- вполне мастерское кино с уверенной режиссурой, выверенным темпо-ритмом, замечательными актерскими работами. Но чуда, откровения, которого всегда подсознательно ждешь от Спилберга, на мой взгляд, не случилось. Получился качественный, но изначально вторичный, извините, продукт. Такова судьба почти всех ремейков, то есть, «новых версий уже существующих произведений искусства с видоизменением или добавлением в них собственных характеристик», как толкуют это понятие умные словари.

Первая «Вестсайдская история» (1961 год) была в свое время дерзким, новаторским прорывом. Перенести мотивы шекспировской драмы «Ромео и Джульетта» в современный Нью-Йорк, вместо враждующих кланов Монтекки и Капулетти вывести на авансцену воюющие между собой банды белых американцев и «понаехавших» цветных – на это нужно было отважиться. Сначала авторам бродвейского мюзикла, потом кинематографистам.

А Спилберг просто вошел в проложенное другими русло, расчистил его от многолетних наслоений ила, ракушек, подводных камней. Оставил прежнее место и время действия, сохранил основной конфликт. Что-то, конечно, добавил, что-то обновил, что-то улучшил. Что-то, кстати, ухудшил, поменял кое-какие акценты, занял испаноязычных актеров в ролях пуэрториканцев, но ничем кардинально, принципиально новым по сравнению с первоисточником не удивил. Во всяком случае, меня.

Вот если бы он, к примеру, решился перенести время действия в наши дни, насытить пространство фильма пылающими в Америке сегодняшними острыми социальными, межнациональными конфликтами, -- тогда, вероятно, могла бы получиться столь же резонансная картина, какой в свое время была первая «Вестсайдская история». А так получился еще один качественный (пусть даже высококачественный!) ремейк.

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12838
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 8031
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7771
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 7037
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6777
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?