03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МЫ ВСЕ ИЗ ОДНОЙ "ДЕРЕВНИ"

Бирюков Сергей
Статья «МЫ ВСЕ ИЗ ОДНОЙ "ДЕРЕВНИ"»
из номера 067 за 11 Апреля 2001г.
Опубликовано 01:01 11 Апреля 2001г.
9 апреля на сцене Театра имени Моссовета состоялась торжественная церемония вручения национальной театральной премии "Золотая маска". Впервые за семь лет существования фестиваля его закрытие прошло так, как всем давно хотелось: весело, красочно, зрелищно, а ведущие вечера Юлия Рутберг и Григорий Сиятвинд просто покорили зал остроумием и обаянием. Театральный бомонд столицы остался доволен, как, впрочем, и многочисленные зарубежные гости, в том числе импресарио, приехавшиена фестиваль отбирать спектакли для мировых гастролей.

К сожалению, нельзя сказать, что афиша смотра объективно отражала театральную ситуацию в России. В прежние годы члены экспертного совета искали по всей стране неизвестные таланты и потом представляли их на московском форуме. Так, "Женщина в песках" из Омска в постановке Владимира Петрова получила в 1998 году Гран-при. Теперь же все обстоит иначе. Ни один из представленных драматических спектаклей российской глубинки - ни "Ангел приходит в Вавилон" (Томск), ни "Три сестры" (Новосибирск), ни "Дядюшкин сон" ( Воронеж) - не был отмечен авторитетным жюри, и только актрисе Татьяне Кутихиной вручили приз (за роль Москалевой) в постановке воронежцев. Можно сколько угодно гадать, почему критики "прокололись" с отбором провинциальных коллективов, но, как нам кажется, они изначально не верили, что смогут найти что-то равнозначное постановкам Марка Захарова - "Город миллионеров", Петра Фоменко - "Одна абсолютно счастливая деревня", Камы Гинкаса - "Черный монах".
В области танца, впрочем, было из чего выбирать. Хотя балет Мариинки "Драгоценности" и его солистка Диана Вишнева с самого начала оказались практически вне конкуренции (чему изрядно "помог", как ни странно, худрук Большого Геннадий Рождественский, выкинувший из репертуара своего театра номинировавшийся сперва спектакль "Дочь фараона"). Вполне разделила публика энтузиазм жюри и по поводу современной хореографии: лауреатами стали парадоксальный, притом трогающий до слез (редчайшее качество в современном искусстве!) спектакль Евгения Панфилова из Перми "Бабы. Год 1945-й", постановщица из Екатеринбурга Татьяна Баганова (изящно-фантасмагорический "Кленовый сад" труппы "Провинциальные танцы").
А вот в опере даже авторитет Мариинки с ее двумя представленными на фестивале "монстрами" - "Золотом Рейна" и "Дон Жуаном" - не повлиял на решение присудить Гран-при спектаклю камерной московской труппы "Геликон-опера" "Леди Макбет Мценского уезда". Правда, труппа эта, а в особенности ее лидер, молодой режиссер Дмитрий Бертман, что называется, в моде. Хотя, если откровенно, не так легко определить, чем же его почерк существенно отличается от почерка целого сонма режиссеров, видящих смысл современного прочтения классических оперных партитур в переряживании полицейских в милиционеров, романтических королевен в пациенток сумасшедшего дома, вельмож в членов политбюро. В подобном духе нарочитого анахронизма поставлена, например, и "Пиковая дама" режиссера Юрия Александрова на музыку Чайковского (именно в такой последовательности указаны фамилии в программке) в театре "Санкт-Петербург опера". Правда, современный оперный слушатель-зритель многое научился терпеть, однако при обязательном условии - качественном музыкальном исполнении. Тут у геликоновцев действительно "перевес сил" в лице блестящей певицы Анны Казаковой и довольно крепкого дирижера Владимира Понькина. Хотя обидно: жюри, и раньше баловавшее Бертмана, могло бы на сей раз заметить, скажем, нетривиального "Евгения Онегина", поставленного в Саратовском театре оперы и балета. И если о режиссуре одаренного Дмитрия Белова можно спорить (условно-ритуальные массовые сцены и традиционнейшие камерные - словно из разных спектаклей), то дирижерская работа блистательного Юрия Кочнева, воспитавшего отличный ансамбль солистов, была бы, думается, достойна серьезной награды. А неизменно эффектный Леонид Сметанников, молодо выглядящий, чувствующий и поющий, вполне мог бы претендовать на премию за честь и достоинство (впрочем, не решимся спорить с состоявшимся присуждением этой премии замечательной питерской актрисе Алисе Фрейндлих и казанскому режиссеру Марселю Салимжанову).
А то, что лучшей опереттой признан заслуженно обруганный многими авторитетными критиками чисто коммерческий московский мюзикл "Метро", и вовсе озадачивает: где были глаза и уши у высокопрофессиональных арбитров? Уж справедливее было бы отметить изящное режиссерское решение Борисом Цейтлиным оперетты "И вновь цветет акация" в Музыкальном театре Краснодара. Правда, чтобы не обижать кубанцев, дали премию дирижеру, хотя как раз музыкальное (особенно вокальное) исполнение оставило желать лучшего...
Когда вначале церемонии директор "Золотой маски" Эдуард Бояков сказал, что каждая награда должна быть честной и чистой, мы задумались: а почему многие театры в России не делают заявки на участие в этом престижном фестивале? Боятся конкуренции со столичными коллективами или не доверяют экспертному совету "Золотой маски"? И отчего одних приглашают постоянно, как Малый драматический театр из Петербурга под руководством Льва Додина, а о других даже не вспоминают? Хотя последний его спектакль "Молли Суини" шедевром не назовешь. Может быть, отдельные эстеты и испытывали наслаждение, слушая длинные монологи неподвижно сидящих в креслах трех персонажей и наблюдая за изменением выражения их лица, но... Рядовой зритель, заплатив за билет более тысячи рублей, остался в некотором недоумении по поводу заумных экзерсисов известного режиссера. Оно и понятно: о вкусах не спорят, точно так же, как нынче перестали уже спорить о так называемых запретных темах в искусстве.
Ну кто бы мог представить лет десять назад, что на национальном театральном фестивале покажут пьесу израильского драматурга Ханоха Левина "Потерянные в звездах", где основной будет тема презервативов и этому спектаклю жюри даст главный приз фестиваля? При этом его постановщик Григорий Дитятковский тоже будет признан лучшим режиссером и обойдет своего учителя Льва Додина, а также столичного метра Марка Захарова.
Сюжет этой пьесы одновременно и прост, и сложен. Одинокому господину без семьи достается наследство от отца: 10 тысяч высшего качества австрийских презервативов, которые он с настойчивостью идиота пытается продать оптом. Проходят годы, Шмуэль (Сергей Дрейден) превращается в слепого старика, ученые изобретают противозачаточные таблетки, но настырный "коммерсант" не теряет надежды, что ему повезет с покупателем. Так он и уходит в мир иной вместе с чемоданом никому не нужных просроченных презервативов, продолжая в загробном небытии рассказывать о загорелых женских попках и широких бедрах, возбуждавших когда-то в нем огонь желаний. Горько и грустно становится зрителям в финале комического по внешним признакам спектакля...
Надо сказать, что на завершившемся фестивале все же возникали ситуации, когда между залом и артистами не было разделительной черты, и людям казалось, что все это происходит лично с ними. Поразительный эффект сближения двух сторон наблюдался во время представления "Черного монаха" в ТЮЗе, у Адольфа Шапиро в "Табакерке" на спектакле "На дне", где Лука Олега Табакова буквально сверлил вас своими глазищами, ну и, конечно, у Петра Фоменко в "Одной абсолютно счастливой деревне". Зал взорвался бурей аплодисментов, когда во время церемонии награждения объявили о присуждении Гран-при фоменковцам и на сцену вышли главные исполнители этого удивительного спектакля Полина Агуреева и Сергей Тарамаев.
На этом фестивале как никогда было много замечательных актеров-мужчин. Это и Сергей Маковецкий, и три артиста "Табакерки", включая Александра Филиппенко, и Сергей Дрейден из Питера. И все-таки пальму первенства жюри отдало Константину Райкину, который в течение двух часов на большой сцене своего театра вел диалог с единственным своим "партнером" - контрабасом. Такой уровень мастерства действительно заслуживает награды. Что ни говорите, но артисты у нас первоклассные. Это отмечали и приехавшие на фестиваль западные продюсеры. Жалко только, что они не увидели тех, кто работает в провинциальных театрах. Конечно, устроители хотели как лучше, а вышло... Впрочем, те вполне могут утешиться поговоркой: "не все то золото, что блестит".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников