12 августа 2005 года исполняется пять лет со дня гибели в Баренцевом море атомного подводного ракетного крейсера (АПРК) "Курск".

Подводная лодка проекта 949 "А" ("Антей") была принята на Северный флот РФ 30 декабря 1994 года, а еще весной 1993 года в Северодвинск на завод-изготовитель "Севмашпредприятие" пришла директива главнокомандующего ВМФ России "О присвоении АПРК "К-141" почетного наименования "Курск" в честь подвига советского народа на Курской дуге".

В апреле 1999 года впервые после многолетнего перерыва североморцы вышли в Средиземное море. За этот поход каждый второй член экипажа был представлен к государственной награде.

В августе 2000 года экипаж "Курска" вышел в море для участия в сбор-походе кораблей Северного флота. Он должен был стать последней практической тренировкой флота перед походом в Средиземное море.

Как следует из хронологии трагических событий, произошедших 12 августа в Баренцевом море, в 8:51 мск командир подлодки Геннадий Лячин доложил на командный пункт о выполнении условного ракетного удара по кораблям "противника". Следующая торпедная атака, которая должна была состояться в период с 11:30 до 14:30 мск, обнаружена не была. Командир АПЛ на связь больше не вышел.

Около полуночи в субботу командующий Северным флотом Вячеслав Попов объявил "Курск" аварийным и отдал приказ начать поиск и спасение атомохода. Всего в операции по спасению было задействовано 20 кораблей и судов флота.

Hа борту атомохода находились 118 человек: 111 членов экипажа, пять представителей штаба 7-й дивизии подводных лодок Северного флота РФ и два сотрудника предприятия "Дагдизель".

"Курск" был обнаружен в воскресенье, 13 августа, в 04:36 мск на глубине 108 метров в 80-ти милях от главной базы Северного флота - Североморска.

19 августа началась международная спасательная операция, в которой принимали участие российские, норвежские, британские и один южноафриканский водолазы.

Вечером 20 августа, после того, как водолазы установили, что носовая часть корабля, в которой находилось более половины членов экипажа, сильно повреждена, а девятый отсек затоплен, в Мурманске было сделано официальное заявление о гибели подводников.

Операция по подъему тел членов экипажа началась 21 октября 2000 года. За 16 дней водолазы смогли обнаружить и поднять на поверхность 12 тел подводников. Позже, после того, как силами голландско-норвежского консорциума Mammoet-Smit атомоход был поднят и доставлен в плавдок завода в Росляково, из его корпуса следователи военной прокуратуры извлекли тела еще 103 подводников.

Двое матросов - Дмитрий Котков и Иван Hефедков, а также главный специалист "Дагдизеля" Мамед Гаджиев остались навсегда в море.

Указом президента РФ от 26 августа 2000 года капитану 1-го ранга Г.Лячину присвоено звание Героя Российской Федерации, Орденом Мужества награждены все члены экипажа (посмертно).