03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАКИЕ ДЫРЫ ПРИДЕТСЯ ЛАТАТЬ НАСЛЕДНИКУ ВЛАДИМИРА ПУТИНА?

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 11 Августа 2007г.
Правительственные чиновники не устают повторять, что трехлетний бюджет на 2008 - 2010 годы направлен на улучшение качества жизни граждан, усиление их социальной защищенности. Насколько реалистично оценивает будущее федеральная власть? Каковы плюсы и минусы трехлетнего бюджета? Что оставит Владимир Путин преемнику, с какими проблемами тому придется столкнуться? Об этом мы беседуем с известным аналитиком, руководителем Центра социальной политики Института экономики РАН, доктором экономических наук Евгением ГОНТМАХЕРОМ.

- Итак, правительство обещает, что армия бедняков сократится в полтора раза - с 22,5 миллиона человек в 2006-м до 15 миллионов в 2010-м. Вы согласны с тем, что это кардинальный прорыв в социальной сфере?
- Нет, не согласен. Конечно, хорошо, что официальных бедных станет меньше. Но давайте разберемся: а кого относят к малоимущим? Официальная черта бедности - это, по сути, все тот же прожиточный минимум, введенный в 1992 году "на период кризисного состояния экономики" (формулировка из указа Ельцина). И хотя в 1999-м и 2005-м минимальную потребительскую корзину понемногу увеличивали, но она так и осталась пригодной лишь для нищенского выживания.
Экономический кризис, к счастью, преодолен. По объему ВВП мы превзошли уровень 1991 года. А ведь тогда применялась совсем другая черта бедности. Речь идет о минимальном потребительском бюджете (МПБ). Дело, понятно, не в названии, а в том, что та потребительская корзина по набору продуктов, товаров и услуг была примерно в 2 раза выше, чем используемая при расчете прожиточного минимума сегодня.
Оперировать устаревшей методикой для определения численности бедняков и сейчас является ошибкой, а в 2010 году это будет просто обман. Нельзя скрывать ни от общественности, ни от президента истинное положение дел в этой сфере. Красивыми цифрами не обмануть людей, которые не могут свести концы с концами.
- Но ведь программа на три года имеет социальные ориентиры. Например, планируется довести к 2011 году минимальную зарплату до прожиточного минимума.
- И что же? Это все равно будет лишь половина минимального потребительского бюджета, на который и нужно ориентироваться. Ибо МПБ является нижней границей, необходимым условием для нормального воспроизводства рабочей силы, он обеспечивает не только физиологическое выживание, но и достойную жизнь.
- В социальной программе речь идет не только о минималке. В целом зарплата будет расти ускоренными темпами.
- Да, в 2008 - 2010 годах она увеличится в среднем в полтора раза (в реальном выражении). Неплохой темп. Но касается это не всех категорий работающих. В бюджетной сфере федерального подчинения номинальное увеличение зарплаты составит всего 20 процентов, что соответствует лишь темпам инфляции, и не более того. Получается, что преподаватели вузов, медицинский персонал центров, работники академической науки, ведущих учреждений культуры фактически так и не получат прибавку. Они обречены на прозябание.
Оценки показывают, что 16 из 18 ставок единой тарифной сетки по оплате труда в бюджетной сфере (а она до сих пор используется на федеральном уровне) и в 2010 году будут ниже официального порога выживания, не говоря уже о минимальном потребительском бюджете. Это ставит под угрозу столь необходимый нам прогресс в сферах образования, культуры, охраны здоровья, инноваций.
Что обещает бюджет таким сферам, как образование, здравоохранение и культура?
Как видим, доля расходов на социальные сферы в бюджете сокращается. Не прибавляет оптимизма и анализ абсолютных цифр. Если учесть инфляцию, то реально небольшое увеличение финансирования произойдет разве что в сфере здравоохранения, физкультуры и спорта.
- Как вы думаете, легче ли будет следующему президенту? Ведь Россия совсем не та, которую принял от Бориса Ельцина Владимир Путин: страна окрепла, денег в бюджете много.
- И все-таки я не считаю, что следующему президенту будет легче. Да, перед Владимиром Путиным стояла очень трудная задача: вывести страну из режима деградации. Тогда начались или были объявлены реформы по многим направлениям. Например, удалось не просто укрепить вертикаль власти, но и создать жесткий механизм управления страной из единого центра - Кремля, Старой площади, где размещается администрация президента. Повышение мировых цен на нефть и газ наполнило казну финансовыми ресурсами. Экономика пошла в гору, улучшилась ситуация в социальной сфере - скажем, резко снизилась задолженность по зарплате.
Но за внешним благополучием скрываются опасные внутренние напряжения, неудачи, тревожные тенденции. Многие инициативы забуксовали, увязли в бюрократической трясине, как, например, административная реформа. Не устранены административные и коррупционные барьеры и для развития малого бизнеса. Коррупция разрослась до таких масштабов, что стала угрожать безопасности страны. Институциональные и структурные преобразования идут очень медленно. Даже при высоких ценах на энергоносители наша экономика хотя бы из-за прогнозируемого на ближайшего годы превышения импорта над экспортом окажется в ступоре. А если цены на нефть начнут падать?
Серьезные реформы намеревался провести Владимир Путин в социальной сфере - в здравоохранении, образовании, пенсионной системе и т.д. Но этот порыв, по большому счету, захлебнулся. И хотя приняли некоторые решения, но эффективность была, как правило, крайне низкой. Яркие примеры - пенсионная реформа и монетизация льгот. А по многим направлениям продвижения не было вообще, все свелось к безрезультатной суете многочисленных экспертных и межведомственных групп.
В сентябре 2005-го президент, видя продолжающиеся пробуксовки социальных реформ, выступил с новой инициативой - было объявлено о национальных проектах. Но это, к сожалению, не комплексные решения, а попытки залатать несколько очевидных дыр. Власти продемонстрировали, что не умеют готовить и проводить сложные социальные реформы. Нефтедоллары позволяют посредством финансовых вливаний затушевывать остроту проблем. Болезни не излечиваются, а загоняются внутрь. Иными словами, социальные вызовы станут серьезной головной болью третьего президента России.
- О каких социальных вызовах идет речь?
- Мы уже говорили, что десятки миллионов россиян живут бедно. Продолжается процесс опасного имущественного расслоения. По официальным данным, разрыв в доходах 10 процентов наиболее и наименее обеспеченных россиян составляет 15 раз, а с учетом неофициальных доходов это различие достигает 30 и более раз. Вот социальный вызов N 1, острота которого во время президентства Владимира Путина лишь усилилась.
Вызов N 2 заключается в том, что у большинства населения, в том числе и среднего класса, ухудшилось качество жизни. Все больше денег требуется на лечение, образование детей, на взятки при оформлении недвижимости и т.д. Немало граждан из-за невозможности получить квалифицированную медицинскую помощь заболевают, становятся инвалидами и преждевременно умирают.
N 3. Сегодня выбиться в люди, пробиться из нижних социальных слоев общества в более высокие, обособившиеся от остального населения, несравнимо труднее, чем в начале 90-х годов. Теряются стимулы к продвижению, постоянная угроза бедности и маргинализации рождает у граждан безысходность, озлобленность, агрессию.
N 4. Сохраняется трудное материальное положение пенсионеров. Они и через три года будут жить хуже, чем в советское время. А их почти 40 миллионов без малого треть населения страны.
N 5. Резкое, в разы, повышение тарифов на газ, электричество, ЖКХ, обещанное нам в ближайшие годы, ударит не только по малообеспеченным, но и по среднему классу.
N6. Низкая зарплата в бюджетной сфере. Это еще 15 миллионов недовольных россиян.
- Если не удастся решить эти острейшие проблемы, то чего ожидать?
- Без эффективных реформ социальное напряжение будет расти. Можно, конечно, раздавая нефтяные деньги, на какое-то время гасить очаги недовольства, но это тупиковый путь. В любом случае неблагоприятные социальные факторы будут сдерживать, тормозить экономический рост, способствовать цепной реакции возникновения сложнейших проблем. При таком инерционном сценарии через 5 - 10 лет ситуация может выйти из-под контроля. Это может привести к тому, что под угрозой окажется существование России как единой и суверенной страны.
Конечно, все это в полной мере будет понимать будущий президент. Не сомневаюсь, что он попытается предпринять энергичные усилия, чтобы не допустить реализации негативного сценария. Другое дело, получится ли...
- Что может помешать?
- Противодействие политической элиты. Это может произойти, если ее интересы не совпадут с целями реформ, которые начнет новый президент. Здесь мы подошли, может быть, к самому главному вопросу. 0А это, увы, вполне вероятно. И тогда нам не избежать социальных, экономических и политических потрясений. Но мне все-таки хотелось бы верить, что у нас хватит сил и воли, чтобы справиться с проблемами.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников