В понедельник, 14 сентября, собирается экстренный саммит министров внутренних дел и юстиции государств Европейского союза. На повестке один вопрос: что делать с беженцами, наводнившими страны ЕС, и прежде всего ФРГ? Именно Германия выступила инициатором проведения чрезвычайной встречи министров. О том, как развивались события накануне саммита и какие он может принять решения, рассказывает наш корреспондент в Берлине Сергей ПАНКРАТОВ.
Поток беженцев из Африки и Ближнего Востока на европейский континент вылился в крупнейший миграционный кризис со времен Второй мировой. Все теканалы показывают многотысячные толпы беженцев на территории Австрии, Венгрии, Чехии, которые пытаются любым путем прорваться в Германию. Одни идут пешком, мрачными колонами двигаясь до немецкой границы, другим власти ФРГ предоставили автобусы и поезда. За несколько дней сентября Германия, по разным подсчетам, приняла у себя более 30 тыс беженцев. Массовый переход границ Германии все больше напоминает гуманитарную катастрофу.
Отдадим должное той части немцев, которая, проявив сострадание, взвалила на себя многие тяготы по приему беженцев. На вокзалах, куда приезжали поезда с мигрантами из Венгрии, их встречали люди с едой, водой, игрушками для детей. В немецких городах работали сотни волонтеров, которые провожали прибывших во временные убежища — школы, спортивные залы, пустующие казармы.
Но не все граждане Германии настроены столь гостеприимно. Нашествие незванных гостей у многих немцев вызывает и тревогу, и возмущение. Это видно и по дискуссиям в прессе, и по массовым акциям протеста. Недовольных можно понять: 800 тыс беженцев, которые, как ожидается, подадут в этом году прошение о предоставлении убежища в ФРГ, это катастрофически много для Германии. А 10 млрд евро, которые власти намерены выделить на содержание и обустройство этой массы чужеземцев — громадная сумма и для богатой Германии. Неудивительно, что даже политсоюзники Ангелы Меркель по правящей коалиции назвали разрешение на въезд в ФРГ беженцев, застрявших в Венгрии, «неверным шагом государственных властей». А генсек ХСС Андреас Шойер, махнув рукой на политкорректность, заявляет прямо: «Массовый приток беженцев только в Германию должен быть остановлен».
Миграционный кризис может стать серьезным испытанием не только для правящей коалиции в ФРГ, но и для всего Европейского Союза. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер прямо предупредил об опасности раскола Европы из-за проблем, вызванных массовым наплывом беженцев в страны ЕС: «Мы не справимся с этой задачей, если не прекратим показывать пальцем на соседей. Взаимные обвинения не позволят взять ситуацию под контроль!»
Речь идет о том, что Германия подверглась резкой критике со стороны Австрии и Венгрии за приостановку действий так называемой «дублинской процедуры» для беженцев, скопившихся на её южных границах. В результате мигранты получили возможность ходатайствовать об убежище на территории ФРГ, а не на территории той страны ЕС, куда они прибыли изначально. По мнению Венгрии, такая недальновидная позиция Германии лишь усугубляет кризис и побуждает бежать в Европу все новых мигрантов...
На таком фоне Германия и предложила созвать экстренный саммит министров, чтобы объяснить собственную миграционную политику и попробовать выработать общую стратегию. Среди проблем, которые будут обсуждаться на саммите, немецкая пресса выделяет две. Во-первых, как найти справедливую систему квот распределения беженцев по странам ЕС, на которую согласятся все 28 государств Евросоюза. И, во-вторых, как уменьшить общий поток мигрантов в ЕС, отсекая экономических беженцев, которые не спасаются от преследований, а всего лишь ищут в Европе лучшей жизни.
Вопрос о введении для всех стран ЕС обязательных квот по приему беженцев, по мнению наблюдателей, будет самым сложным. Идея, лоббируемая Швецией и Германий, уже вызвала раскол в ЕС. Десять стран отказались её поддержать. Причем, Великобритания и Венгрия — в крайне категоричной форме. Компромисс по этому вопросу не удается найти уже несколько месяцев. К нынешнему саммиту Великобритания смягчила свою позицию, более лояльно стали высказываться в отношении квот правительства Испании и Франции. Однако восточноевропейские страны ЕС продолжают держать глухую оборону. Главное условие восточноевропейских членов Евросоюза: если и будем брать беженцев, то только христиан. Официальный Брюссель с этим категорически не согласен.
Суть противоречий понятна. Одно дело, когда страна самостоятельно регулирует численный поток беженцев и имеет возможность влиять на качественный состав. И совсем другое, когда «добрые дяди» из Брюсселя будут распределять партии мигрантов, не вникая в их прошлое и не имея никакой ответственности за их будущее.
Всего по квотам вместо предполагавшихся ещё в мае 40 тыс беженцев сегодня Брюссель предлагает разместить в странах ЕС 160 тыс. А к странам, отказывающимся принимать беженцев, грозит применить финансовые санкции: по 6 тыс евро за каждую «непринятую душу»... Казалось бы, вторая проблема — отсечь мнимых беженцев — решается проще. Министры должны составить список безопасных стран и создать механизм немедленного выдворения граждан этих государств в случае отказа им в убежище. Речь идет, прежде всего, о выходцах из балканских стран (Албания, Косово, Черногория, Босния и Герцеговина...).
Войны на Балканах давно закончились, однако жители этого региона, по словам главы немецкого МВД Томаса де Мизьера, составляют 40% от всех соискателей убежища в Германии. Для многих сам процесс получения статуса беженца превратился в доходный бизнес (подробно «Труд» уже писал в No 065 за 04.09.2015 г.). Ожидается, что на саммите глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предложит ряд законодательных мер, позволяющих выдворять в ускоренном порядке беженцев прибывших из тех стран, которые ЕС считает безопасными для проживания. Однако эта идея может остаться всего лишь благим пожеланием. Законодательные инициативы необходимо согласовать с европейскими парламентариями, а те настроены не так решительно. Накануне саммита министров ЕС Европарламент принял резолюцию, в которой выразил обеспокоенность тем, что основные гражданские права просителей убежища в ЕС могут быть нарушены при поспешных решениях об их выдворении...
Политкорректность и здравый смысл не всегда совпадают.
А пока же многие немецкие СМИ — и консервативные, и либеральные — сходятся в одном: как бы не было сложно, страны ЕС должны найти компромисс по проблеме беженцев. Отсутствие его будет угрожать не только политическому единству Евросоюза, но и Шенгенскому соглашению — одному из основных принципов европейской интеграции.
P. S. Что ж, компромисс — вещь хорошая, порой жизненно необходимая. Но сегодня все очевиднее простая истина: нынешнее великое нашествие на Европу — это следствие безрассудной политики по насильственному «внедрению демократии» на Ближнем Востоке и в Африке, куда Запад принес войну и хаос. Плоды ее теперь приходится пожинать. Так может, пора провести куда более серьезную работу над ошибками?
