Главная Культура 00:16 12 Января 2018 11461
Перед этим писателем опустилась на колени сама Марлен Дитрих

Но знаменитая кинодива встретила Паустовского слишком поздно...

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Та самая встреча, которая состоялась в 1964 году в ЦДЛ. Фото из открытых источников.

Замечательный советский писатель Константин Паустовский мог получить Нобелевскую премию по литературе в 1967 году. Об этом свидетельствуют архивные документы, обнародованные на днях Шведской академией наук. По установившейся традиции их рассекречивают через 50 лет. Из них явствует, что соперниками Паустовского в тот год были Сэмюэл Беккет, Луи Арагон, Альберто Моравиа, Хорхе Луис Борхес, Пабло Неруда, Грэм Грин, Уистен Хью Оден... Премию же в итоге получил гватемальский писатель Мигель Анхель Астуриас — один из классиков мировой литературы ХХ века. К таковым нынче справедливо принадлежит и Паустовский.

Всписок номинантов на Нобелевку в 1967-м Паустовский попал уже во второй раз. Двумя годами ранее он был одним из вероятнейших кандидатов на самую престижную литературную премию мира. Тогда на финишную прямую вышли сразу четверо «наших»: Владимир Набоков, Михаил Шолохов, Анна Ахматова и Константин Паустовский.

По некоторым сведениям, академики всерьез рассматривали идею разделить награду между Шолоховым и Ахматовой, которые олицетворяли как бы два разных крыла советской литературы. Иначе интерпретирует эту коллизию известный немецкий славист Вольфганг Казак. В своей книге «Лексикон ХХ века» он убежденно написал: «Запланированное вручение Нобелевской премии К. Паустовскому в 1965-м не состоялось, так как советские власти начали угрожать Швеции экономическими санкциями. И таким образом вместо него был награжден крупный советский литературный функционер М. Шолохов».

Схожую версию разделяет и литературный секретарь Паустовского Валерий Дружбинский. Он рассказывал, что накануне вручения премии в нескольких европейских странах уже были готовы к выходу однотомники Паустовского в «Нобелевской» серии. Он лично держал в руках сигнальные экземпляры этого издания. Но из-за триумфа Шолохова (на мой скромный взгляд, тоже вполне заслуженного) автор «Романтиков», «Колхиды», «Черного моря», «Золотой розы», близкой к гениальности «Повести о жизни» остался в 1965 году без Нобелевки.

Двумя годами позже шансы Паустовского были уже гораздо меньше — трудно было предположить, что престижную награду с таким небольшим временным интервалом снова дадут советскому писателю. Не исключено, что Паустовского могли, как говорится, поставить в «лист ожидания» (первый наш нобелевский лауреат Иван Бунин получил премию лишь с пятого захода), но летом 1968 года Константина Георгиевича не стало...

Правда, за несколько лет до смерти он все же успел пережить свою «минуту славы». Оказывается, Паустовский был любимым писателем знаменитой кинодивы Марлен Дитрих. Она в свое время прочитала в переводе его рассказ «Телеграмма», и он произвел на нее такое сильное впечатление, что актриса навсегда запомнила имя автора. Позже она прочитала «Повесть о жизни» и, по ее словам, «была опьянена» прозой Паустовского. В своей книге воспоминаний она посвятила русскому писателю отдельную главу. Вот как она описала их встречу, которая состоялась в 1964 году во время ее выступления в ЦДЛ. Паустовский к тому времени был уже тяжело болен.

«По окончании шоу меня попросили остаться на сцене. И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему свое восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени: Он вскоре умер. У меня остались его книги и воспоминания о нем. Он писал романтично, но просто, без прикрас: В своих описаниях он напоминает Гамсуна. Он лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно».

Паустовский ушел в зените читательской популярности и международной известности. Фотографии с коленопреклоненной кинодивой, целующей русскому писателю руку, обошли весь мир, его книги издавались во многих странах мира. Но вклад Паустовского в отечественную литературу, как мне представляется, был недооценен родным государством. На его писательском пиджаке к моменту ухода не оказалось ни Звезды Героя Социалистического Труда, ни ордена Ленина, ни знака лауреата Госпремии СССР — высших по тем временам наград, которыми были щедро отмечены иные из его собратьев, обладавшие куда более скромными талантами, но умевшие синхронно колебаться вместе с изменчивым курсом партии. Паустовскому эти телодвижения претили.

Он вошел в литературу в конце 1920-х. Пройдя серьезную жизненную школу (служил вожатым и кондуктором на трамвае, участвовал в Первой мировой, работал на металлургических заводах, в рыбацкой артели), он, разумеется, не был лишен общественного, социального темперамента. Поначалу отдал дань модной в 30-е годы производственной теме («Кара-Бугаз»). Но по мере скатывания страны в кошмар тоталитаризма сознательно, как мне кажется, ушел от «злобы дня» в мир лирической, романтической, автобиографической прозы. Стал вдохновенным певцом русской природы («Мещерская сторона», «Повесть о лесах»), знатоком и толкователем русской истории («Северная повесть», «Судьба Шарля Лонсевиля»).

Это не был трусливый эскапизм, это была осознанная попытка сохранить себя, отстоять свою писательскую свободу. Да, Паустовский не был диссидентом, хотя власть и относила его к «попутчикам», да, он не всегда писал горькую правду о времени, в котором ему выпало жить, но в его книгах не найдешь и угодливой лжи. По словам Корнея Чуковского, Паустовский «за всю жизнь не написал ни одной фальшивой или криводушной строки». Среди его героев нет представителей партийной номенклатуры, но с какой любовью писал он «о ремесленниках, пастухах, паромщиках, лесных объездчиках, бакенщиках, сторожах и деревенских детях — своих закадычных друзьях»...

Уже упоминавшийся Валерий Дружбинский вспоминал с некоторой долей изумления: «Удивительно, но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времен и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь».

Зато он неизменно заступался за отверженных и гонимых. В этом смысле Паустовский был эталоном порядочности и нравственной цельности. Он активно поддержал роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», над которым сгустились тучи. Он выступал в защиту Юлия Даниэля и Андрея Синявского, Иосифа Бродского, Александра Солженицына. А в 1966 году подписал письмо 25 деятелей культуры генсеку ЦК КПСС Брежневу с требованием положить конец попыткам реабилитировать Сталина.

Уже незадолго до смерти тяжело больной писатель позвонил Косыгину с просьбой не увольнять главного режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова: «С вами говорит умирающий Паустовский. Я умоляю вас не губить культурные ценности нашей страны. Если вы снимете Любимова, распадется театр, погибнет большое дело». Приказ об увольнении Любимова тогда подписан не был. Не исключено, эти заботы и тревоги укоротили век самого писателя, который болел астмой и пережил несколько инфарктов. 14 июля 1968 года его сердце остановилось.

Его земное путешествие закончилось в Тарусе, где находится могила писателя. Это место для своего упокоения он выбрал неспроста. «Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок, — писал он, — я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску — на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу. С этим кустом и пасмурным небом, помаргивающим дождями, с дымком деревень и сырым луговым ветром отныне накрепко связана моя жизнь».

Будете в Тарусе или в любом другом месте, связанном с Паус-товским (а он объездил, и не по одному разу, всю нашу огромную страну), низко поклонитесь писателю, который так и не был обласкан Нобелевской премией, но от этого его романтические, пронизанные любовью к стране и ее людям произведения, разумеется, не стали хуже...

P.S. Лучше понять и оценить творчество писателя поможет выставка «Константин Паустовский. Без купюр», которая развернута в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате. Она посвящена 125-летию со дня рождения писателя и продлится до 4 февраля.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9942
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5861
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5217
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 5187
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?