- Дмитрий, пусть первый вопрос не покажется тебе каверзным, но все-таки. Нашу страну ну никак не назовешь мощной автомобильной державой. Да и вообще с экономикой у нас не все в порядке. А вы собираетесь тратить деньги на автопробег. Не упрекнут ли нас, организаторов, в авантюризме, транжирстве?
- Слава Богу, что такой вопрос возникает только у скептиков и нытиков. Если мы все начнем думать о России, как о пропащей стране, то такой она и будет. К счастью, на ЗИЛе, на автомобилях которого и поедет экспедиция, видят в автопробеге не авантюру, а реальный шанс показать свою продукцию всему миру. Ведь мы хотим из Уэлена переправиться на Аляску, потом на Североамериканский континент, потом в Европу и вернуться в Москву с запада. Такой маршрут еще никто не преодолевал. Директор завода В.Б. Носов, как только мы предложили идею автопутешествия, сразу поддержал ее.
- Автор идеи ты?
- Нет. Я даже не умею водить автомобиль. Поэтому буду участвовать в пробеге в качестве пассажира и, естественно, организатора. Автор идеи - Стефания Дзини, итальянка и моя хорошая знакомая. Она уже десять лет работает в Москве и, по-моему, влюблена в Россию. Автоспорт - ее хобби. Один из трех автомобилей "ЗИЛ" поведет Стефания. Мужественная женщина!
- А кто поведет другие машины?
- Если коротко, то профессионалы и патриоты. Люди, которым дорога честь России. К ним подходят слова старой песни: "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..." Путешествие действительно кажется сказочным и несбыточным. Этот путь пытались покорить многие автомобильные фанаты. В 1994 - 1995 годах маршрут Лондон - Москва - Берингов пролив - Нью-Йорк предполагалось осилить на шести джипах "форд". Не получилось. Четыре грузовика итальянской фирмы "Ивеко" с огромными проблемами дошли от Милана лишь до Мыса Шмидта. В Америку их переправляли уже самолетами. Компания "Ленд Ровер" также планировала пройти на своих машинах по маршруту Лондон - Берингов пролив - Нью-Йорк - Лондон. Экспедиция не состоялась из-за финансовых проблем.
- Не боитесь такой же неудачи?
- Нет. К автопробегу мы подготовились основательно и серьезно. Во-первых, затраты на его проведение сократили до минимума. Чтобы дойти до Берингова пролива, нам понадобится около 200 тысяч долларов. Во-вторых, эти деньги платит не только АМО "ЗИЛ": нашлись спонсоры, которые взяли на себя расходы по подготовке экспедиции. Компания "Шик" (генеральный спонсор) поддержала финансами, фирма "Скеть" пошила одежду участникам экспедиции, утеплила машины, фирма "ЗМ" оформила автомобили. И ваша газета не осталась в стороне, как вы знаете, взяла на себя информационное обеспечение автопробега. Его будут также освещать и другие СМИ: радиостанция "Русское радио", программа НТВ "Сегоднячко" и журнал "Весь мир". Сейчас мы ищем фирмы, которые бы помогли горючим... В-третьих, члены команды не запросили от организаторов никаких доплат за риск. Некоторые даже теряют в заработке. Например, якутянин Сергей Сербинов едет по нашему маршруту как раз в то время, когда у них на Севере самый разгар работы, а значит, и повышенные заработки: перевозка грузов на Колыму, Чукотку производится только в феврале - апреле, когда болота замерзли. Испытатели "ЗИЛа" Леонид Клинов, Кирилл Журавлев, Игорь Лифанов будут получать только обычную свою зарплату на заводе. Наши клубные водители Олег Калугин и Сергей Горячев тоже остаются при своих. Все понимают, что лишних денег у экспедиции нет...
- Убедил! Однако такой сложный маршрут еще никто не прошел. Не пугает вас это обстоятельство?
- Кто-то же должен быть первым!