НЕОБХОДИМОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Московские автолюбители впервые столкнулись с автоподставлялами примерно десять лет назад. Правда, они разъезжали не на иномарках, а на наших "восьмерках" и "девятках", которые считались тогда хорошими и достаточно дорогими машинами. "Ущерб" обычно оценивался в 200-300 долларов, что по сегодняшним меркам немного. С появлением иномарок пираты, естественно, пересели на них. Стоимость "ущерба" начала колебаться от 500 до 4000 долларов. "Бизнес" стал очень выгодным. И, в общем-то, довольно безопасным, что моментально притянуло в него десятки преступников. Фамилии неких Бебия, Хахуа, Банникова, Цхакая, москвича по имени Макс, его подельника Эмиля по кличке "Черный" и других известны сотрудникам ГИБДД и даже московского РУБОПа. Есть такой список из 24 фамилий в Интернете, на сайте "Газета.RU".
"Крутые" подставлялы частенько "попадают в аварии" в одних и тех же местах и при практически одинаковых обстоятельствах - их машины подрезают "неопытные" водители. Встреча с такими "отморозками" почти всегда заканчивается плачевно для жертвы - деньги приходится отдавать. А вот арестовать их за "аварию" и следующий за нею "наезд" нет формальных поводов: ведь "пострадавшие" подставлялы после "аварии" как бы и не вымогают деньги, а всего лишь "просят компенсировать причиненный ущерб". Как это происходит?
Самый распространенный "наезд" - из машины вываливается пара-тройка "крутых" парней и старается оттеснить вас от вашей машины. Эти почти сразу стараются запугать: грозят подвесить вас за ноги, советуют "не связываться" с ними, козыряют связями в ГИБДД. Они всегда спешат, чтобы кто-то не заметил, как они "разводят" жертву на деньги. Вдруг мимо проедет милиция или ОМОН...
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ, ЕСЛИ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ С "ОТМОРОЗКАМИ" НА ДОРОГЕ?
1. Лучше всего, конечно, не вступать ни в какие разговоры, а звонить в ГИБДД, милицию, ОМОН, РУБОП - куда угодно, хоть в ФСБ;
2. Можно позвонить хорошему другу и объяснить ситуацию, попросить приехать "с ребятами", причем не стесняясь повысить его до ранга капитана милиции, наконец, охранника;
3. Если вас оттеснили от машины и вы не можете позвонить, то бросайтесь к водителям проезжающих авто, просите о помощи, только не оставайтесь наедине с "отморозками".
Мне попались "вежливые" подставлялы. Видимо, они сразу поняли мой "либеральный" характер и готовность быстро уладить проблему. Оказалось, что мой "жигуленок" так зацепил их "БМВ", что и в страшном сне не приснится. У их машины было порвано алюминиевое (а это значит, его надо менять на новое. - В. Х.) крыло, поцарапан, и значительно, молдинг, вырван клок, причем где-то внизу у бампера, даже задет диск, который якобы стоит 420 баксов. Все это я увидел собственными глазами и при свете крохотного фонарика. Его предусмотрительно достали "ребята" из багажника. Помню, единственное, что меня чуть-чуть "грело", так это то, что моя машина практически не пострадала. Однако только потом я узнал: практически у всех авто, которые попадают в спровоцированные подставлялами аварии, очень незначительные повреждения. Оттого водители-жертвы часто и соглашаются не вызывать сотрудников ГИБДД, а разбираться на месте.
Наш разговор длился минут сорок. И, честно сказать, я настолько устал от него, что готов был отдать все, лишь бы уехать. Я начал думать, что действительно стукнул их машину так сильно. Короче, у меня наступила полная апатия. Однако и в таком состоянии я все-таки не сделал самую страшную ошибку - не сел в их автомобиль, хотя они настойчиво предлагали.
Автомастеру "ребята" позвонили сами и передали мне трубку. Я услышал "авторитетное" мнение: набежало около четырех тысяч долларов США. Даже сквозь мою апатию эта информация пробилась к моему затуманенному мозгу, и я сказал:
- Давайте вызывать ГИБДД или милицию.
К сожалению, должен опять констатировать факт. Пока мы разговаривали, мимо нас проехало три милицейских автомобиля. И ни один даже не притормозил, хотя опытному правоохранителю нетрудно было понять: тут что-то неладно. Стоит "крутая" тачка. За ней - "девятка". Три парня явно наседают на одного не совсем молодого человека - идет "разборка". Сам я не догадался хотя бы махнуть проезжающим рукой. А как только намекнул подставлялам на вызов милиции, они начали новый "наезд". Слава Богу, на словах. Теперь выходило, будто я сам предложил разобраться без инспектора.
Между тем русоволосый умело и ненавязчиво начал сбрасывать цену. Поцарапанный диск он мне уже "прощал", покраску нового крыла обещал сделать у друзей подешевле... В итоге мне сказали: если достану две с половиной тысячи долларов, то они меня отпустят с тем, чтобы остальные я привез завтра, уже при детальной оценке ущерба в автосервисе. Если сумма ущерба по оценке будет меньше, то они возвратят разницу: "Ведь мы же не какие-нибудь там...". Я сдуру предложил в залог свой паспорт, но они отказались. Пытался разжалобить - бесполезно. Мне отчетливо намекнули: деньги надо отдать немедленно. И тут во мне опять проснулась "усталость", и опять стало не до анализа своих действий, быстрей бы все кончилось! Я поехал искать деньги, не один. И поехал... домой.
МОИ ОШИБКИ:
1. Если все-таки вы решили разойтись с миром, то "нейтральную территорию" для разговора выбирайте сами. Это должно быть людное место, а не темный карман или закоулок. Можно остановиться у станции метро - лучший вариант. Если вы догадались, что дело нечисто, езжайте с места происшествия до первого поста ГИБДД, отделения милиции;
2. Никогда не предлагайте и тем более не давайте своих документов в руки подставлялам. Старайтесь привлечь внимание людей. На их "наезд" отвечайте угрозами, на крайний случай - криками;
3. Ни за какие деньги не садитесь к подставлялам в машину и не пускайте их в свою;
4. Даже если вы уехали с места ДТП, постарайтесь вызвать милицию, сотрудника ГИБДД. Если заметили милицейскую машину, моментально бросайтесь ей навстречу и поднимайте шум.
НЕОБХОДИМОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
История одной банды, орудующей на московских дорогах, известна, как я понял, даже некоторым сотрудникам правоохранительных органов, а не только журналистам. Некто Макс отсидел в тюрьме за кражу и на нарах познакомился с земляком из Москвы Эмилем. Говорят, они и придумали поставить автоподставы в столице на поток. Неофициальные источники сообщают, что в распоряжении банды "таганских подставлял" имеется 120 автомобилей. Каждый вечер они выезжают на промысел с экипажами из двух-трех парней. В общую кассу каждый экипаж обязан внести не менее 2000 долларов ежедневно. Иначе водителей ставят "на счетчик". В банде законы суровы.
Кадры для группировки подбираются из ребят, которые владеют автомобилем и слоняются без дела. Поэтому подставлялы здесь сплошь молодые ребята. Лидеру группировки Максу нет и 30. В банде четко распределены обязанности. Машины подставляют те, кто не имеет проблем с правоохранительными органами - чистые. А деньги, если требуется, выбивают бывшие зэки. Есть у бандитов свои специалисты по "оценке ущерба". Делают они это не только по телефону, но и в некоторых автомобильных сервисах. Выбивание денег, если "клиент" не собрал хорошую сумму сразу, как это сделал я, происходит по известной методе - "наезд" по полной программе: угрозы, запугивания, иногда избиения и так далее. Многие попавшие в беду водители ищут деньги и отдают их, но не обращаются в милицию. Недоверие к правоохранительным органам у нас пока держится на высоком уровне. Но все-таки стоит прислушаться к советам:
1. Ни при каких обстоятельствах не привозите домой сомнительных личностей или людей, с которыми у вас вышел дорожный конфликт.
2. Если все-таки вы оказались настолько легковерны, то немедленно звоните в милицию или попросите соседа сделать это за вас. Дело в том, что сам приезд незнакомца вызовет подозрение у любого милиционера, особенно же хорошо реагируют на такие звонки омоновцы и рубоповцы. Телефоны, по которым можно звонить в подобных случаях мы приводим здесь.
Управление по борьбе с организованной преступностью: 958-56-72 (по Москве), 448-47-96 (по Московской области).
ГУ ГИБДД МВД РФ, дежурный: 222-68-31.
УГИБДД по Московской области, дежурный: 288-81-71.
УГИБДД г. Москвы: дежурный: 924-31-17; канцелярия: 923-93-19; телефонная консультация: 923-33-90; справочная: 923-49-09.
В случаях вымогательства, рэкета и шантажа: РУОП г. Москвы: 925-14-41.
Со мной в мою машину сел молодой паренек с мобильным телефоном, а "БМВ" тут же исчезла в ночи. Пока ехали ко мне домой, я все прикидывал: кому из друзей позвонить и попросить денег?
Пока я обзванивал возможных кредиторов, в 11 вечера у меня нашлось немного друзей, которые бы дали денег взаймы, но все-таки были и такие. Собрав все, что было дома, у соседей, съездив к друзьям, я набрал полторы тысячи долларов - в рублях и в "зеленых". А как отдавать? Потребовал расписку. У парня не оказалось никаких документов - оставил из-за спешки в "БМВ". В конце концов мы договорились, что утром "ребята" позвонят, мы поедем в автосервис для оценки ущерба, и я отдам необходимую сумму для ремонта, если полутора тысяч не хватит.
Утром я, естественно, никакого звонка не дождался.
Но - нет худа без добра. Во-первых, мне пришлось купить мобильный телефон. А во-вторых, мудрые люди посоветовали, как обезопасить себя от будущих встреч с автоподставлялами. И теперь на заднем стекле моей машины красуется название весьма известной и солидной страховой компании, в которой я застраховал свой автомобиль. В ней есть так называемая группа разбора. Если я попаду в аварию, то эта "группа", в которую входят "нехилые" парни, немедленно выедет на место происшествия, вызовет инспектора ГИБДД, поговорит с обидчиками и доведет дело до конца.