Сейчас вы не поверите своим глазам, как не поверил им я: по данным за январь этого года, российская "Лада" стала самой покупаемой машиной в Германии. Она опередила традиционный "Сааб" и респектабельный "Ягуар": "Саабов" продано 112, "Ягуаров" - 138, а "Лад" - 200. "Жигули" стали одним из всего-то восьми брендов, показавших положительную динамику на авторынке, который, как и предсказывалось, стремительно валится. Тут, правда, нам особо обольщаться не следует, "Лада" показала всего 12 процентов прироста, а Hyundai - 50, продав больше 4000 автомобилей; но по сравнению со спадом "Сааба" (60 процентов) мы неожиданно оказались в топе. В России ничего подобного, увы, не наблюдается - спрос на вазовские автомобили за тот же январь упал на 37 процентов, и это уж совсем необъяснимо. Либо люди торопятся купить иномарку, пока у них есть хоть какие-то деньги, либо готовы отказаться от любой машины, чем ездить на отечественной.
Потрясающий спурт "Лады" в Германии отчасти понятен - капитализм там давно и понятие понтов не так актуально. Машину там покупают не для того, чтобы позиционировать себя, а чтобы на ней ездить. В этом смысле "Лада" не лучше и не хуже многих других марок: я с 2000 года езжу на "семерке", и крупно ломалась она за это время всего трижды (и то в третий раз - из-за последствий второго ремонта, по глупости слесаря).
Кризис в Европе вообще воспринимается трагичнее, чем в России: у нас ни один крупный предприниматель, слава Богу, пока не покончил с собой, а у них несколько миллионеров уже свели счеты с жизнью, хотя пойти по миру им, прямо скажем, не грозило. Отчасти виновато благополучие последних двадцати лет (у нас стабилизация наступила только в телевизоре). Отчасти, думаю, причина в немецком сознании, для которого привычно искусственно внушенное чувство личной вины: за фашизм, за национальную катастрофу... Ни в одной стране мира нет такой традиции самобичевания, искупления: может быть, им теперь кажется, что, покупая "Ладу", они искупают грех избыточного докризисного процветания? Вот, Господи, я принадлежал к среднему классу, необременительно работал, искренне верил в конец всех катаклизмов, в свою великую корпорацию и ее великую роль... и вот все сдулось, и мир схлопывается до размеров реальной экономики. Но я все понял, Господи, и вот купил себе автомобиль "Лада", потому что многие друзья и даже некоторые производители утверждают, что ездить на нем - наказание. То есть я наказан, и ты можешь не добавлять мне по шапке - так, наверное, обращаются они к своему немецкому Богу, который, в отличие от русского, наказывает и премирует строго по делу.
Что касается отечественных потребителей, они все равно не спешат пересаживаться на родные машины: в России у "Лады" слишком негативный шлейф. Беда в том, что в России за тучные годы нарос потребительский класс с немереной амбицией и весьма посредственной амуницией, то есть скудными талантами и огромным самомнением; такие люди действительно лучше будут обходиться без всякой машины, нежели купят отечественную, по крайней мере пока их не клюнул жареный петух. Что же, нам лучше: впервые за последние годы по Москве можно ездить более или менее свободно.