В космосе снаряды рвутся все ближе

Фото: www.depositphotos.com

Наш «Блиц» сбит осколком китайского спутника


Драматичное столкновение в космосе российского спутника «Блиц» с осколком китайского аппарата «Фэнъюнь-1С», о чем сообщил американский специалист Томас Келсо в своем блоге, стало новым подтверждением тревожного вывода ученых: замусоренность околоземного пространства приближается к критической точке.

«Блиц» — умещающийся на ладони стеклянный шар-отражатель диаметром 17 см и массой 7,5 кг — использовался с 2009 года для исследований, проводимых Международной службой лазерной дальнометрии. Но ранним утром 22 января спутник вдруг начал крутиться в 2,5 раза быстрее, да и орбита его стала другой. Единственное предположение: шар столкнулся с космическим мусором. Проверить эту гипотезу наши специалисты попросили сотрудников американского Центра космических стандартов и инноваций в Колорадо-Спрингс.

Выяснилось: в «Блиц» врезался осколок китайского спутника «Фэнъюнь-1С», имеющий размер чуть больше булавочной головки и массу 0,08 г. Этот отработавший свой срок аппарат был сбит в 2007 году китайской же ракетой во время испытаний противоспутникового оружия. Тогда на 850-километровой высоте над Землей образовалось 3378 осколков размером больше 10 см, за полетом которых ведется постоянное наблюдение, а также огромное количество более мелких, невидимых частиц.

«Блиц» летел на высоте 832 км. За 10 секунд до неожиданного изменения его орбиты к шару приблизился наблюдаемый с Земли осколок «китайца». Рядом с ним, считают эксперты, летела и крохотная дробинка. Пока не совсем ясно, насколько серьезны повреждения нашего спутника, дальнейшем. Новое космическое ДТП сигнализирует: увеличивается количество мусора вокруг Земли, возрастает риск столкновения с ним не только автоматических аппаратов, но и пилотируемой МКС.

В 1974-м специалисты вели наблюдение за траекториями 3,9 тысячи рукотворных фрагментов размером более 10 см, засоряющих ближний космос. А сегодня их уже более 20 тысяч. Кроме таких крупных фрагментов на космической свалке имеется еще свыше 0,5 млн объектов величиной от 1 до 9 см, а также 135 млн «дробинок». Но и ничтожные крупинки, мчащиеся с огромной скоростью, представляют опасность. В 1983-м в иллюминатор американского «Челленджера» ударилась чешуйка засохшей краски размером менее 1 мм. И оставила каверну диаметром 2,4 мм и глубиной более 2 мм. Сквозные пробои и кратеры были обнаружены также на радиаторах шаттлов и других космических аппаратов.

Зарегистрированы три случая фатального столкновения мусора с действующими спутниками. В 1996-м отработавшая ступень французской ракеты Ariane вывела из строя французский же спутник Cerise. В 2006-м «дробинка» пробила систему терморегулирования телекоммуникационного орбитального аппарата «Экспресс АМ11». 2009-й: российский неработающий спутник «Космос-2251» протаранил американский «Иридиум-33». Впрочем, многие ДТП в космосе зафиксировать не удается. И ряд авторитетных ученых считают, что по крайней мере с десяток аварий, причины которых до сих пор неясны, произошли именно из-за таких столкновений.

По расчетам американца Дэвида Райта, обстрел действующих спутников частицами космического мусора размером более 1 см, пробивающими защиту, будет происходить в среднем каждые два-три года (прежний прогноз составлял пять-семь лет). Специалисты НАСА считают, что на МКС есть уязвимые участки, хотя там и установлена самая мощная защита — более 200 щитов. Для установки дополнительных панелей космонавты выходят в открытый космос.

Вот как выглядит конструкция одного из многослойных щитов: снаружи — алюминиевый бампер, за ним — слой керамической ткани, а дальше — одеяло из высокопрочного кевлара. Но и такая, казалось бы, непробиваемая панель, как сообщается на сайте НАСА, может задержать частицу размером не более 1 см. А если больше?

При опасном приближении мусора по команде с Земли МКС проводит маневр уклонения и переходит на другую орбиту. Если времени для маневра не остается, экипаж МКС занимает места в космическом корабле, готовый при необходимости отстыковаться и вернуться на Землю. В марте 2009-го экипаж уже пережидал опасность в «Союзе», но, к счастью, обломок пролетел мимо. А всего за неполные 15 лет станция 15 раз проводила маневр уклонения, причем только в прошлом году трижды. Как сообщил мне один из специалистов РКК «Энергия», в последнее время заметно увеличилось количество предупреждений, поступающих в Центр управления полетами, о приближении опасных фрагментов. В 2011-м было 40 предупреждений, в 2012-м — 50, а всего ЦУП получил 370 таких сообщений. Приведенная статистика тревожит специалистов.

«Кого тревожит, где? — жестко отреагировал на мою просьбу прокомментировать ситуацию один из нерядовых работников отрасли. — Нечего здесь комментировать, зря нагнетаете страхи. Космическая станция гораздо надежнее, чем, например, самолет или даже автомобиль». Но вот что говорится в материале, размещенном на сайте НАСА: «Поверхность американских, японских, европейских модулей защищена от ударов высокоскоростных частиц размером до 1 см. Что касается российского сегмента, то здесь есть большой риск, ибо сегмент имеет критические участки поверхности, уязвимые для маленьких, в 3 мм, частиц. Некоторая дополнительная защита была добавлена уже на орбите, но эту работу необходимо продолжать». И еще: «Космический корабль, пристыкованный к станции, становится неотъемлемой частью МКС. Если корабль уязвим, уязвимой становится и станция». Похоже, американские эксперты считают, что и на наших кораблях надо усиливать защиту.

Голоса

Алексей Кузнецов, руководитель пресс-службы Роскосмоса

— Проблемой защиты МКС, пилотируемых и грузовых кораблей от метеоритов, космического мусора, которого в околоземном пространстве действительно становится все больше, энергично занимаются конструкторы и в России, и в других странах, участвующих в эксплуатации МКС. Напомню: в мае 2007-го Федор Юрчихин и Олег Котов, работая в открытом космосе, установили дополнительные антиметеоритные панели на российском сегменте. В августе прошлого года Юрий Маленченко и Геннадий Падалка успешно завершили монтаж защитных экранов. Эта работа ведется планомерно. Предпринимается все возможное, чтобы уменьшить риск для экипажа, находящегося на МКС. Хотя стопроцентной гарантии защиты от пробоя, думаю, не будет никогда и ни у кого, работа в космосе всегда будет связана с повышенным риском.



Ведущая программы «Вести. Камчатка» не смогла сдержать смеха, рассказывая в эфире о льготах для ветеранов.