28 сентября 2016г.
МОСКВА 
9...11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.69   € 71.64
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВОЛЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО СНИМАЕТСЯ С МЕЛИ

Сенаторов Алексей
Опубликовано 01:01 12 Апреля 2000г.
Буквально через месяц на реках России начнется очередная навигация. Судоходные компании ожидают ее с разными чувствами. Ситуация в речной отрасли, как уже писал "Труд" в номере от 31 марта, складывается очень непростая. Если в целом темпы развития транспортной отрасли в минувшем году совпадали с темпами развития экономики, то речники практически остановились на уровне 1998 года. По самым оптимистическим данным, объем перевозок в прошлом году в речной отрасли вырос всего на 1,5 процента. При этом грузооборот упал на 6 процентов.

Но так обстоит дело, к счастью, не у всех. Среди предприятий речной отрасли есть и положительные примеры. Так, по данным "Морского вестника России", в минувшем году наибольшая положительная динамика развития составила 28 процентов роста объема перевозок. Отмечена она у акционерного общества Волжское пароходство, которое по показателю валовой прибыли заняло второе место после "Волготанкера".
Есть все основания утверждать, что Волжское пароходство вступает в навигацию 2000 года с полной уверенностью и оптимизмом. Рост в 1999 году произошел практически по всем параметрам по сравнению с предшествующим годом.
Количество судов в эксплуатации выросло с 277 до 298. Доходов пароходство получило в два с лишним раза больше - 908 миллионов рублей вместо 440 миллионов рублей. Соответственно на 238 процентов увеличилась и прибыль - с 61,3 до 207,7 миллиона рублей. Нетто-выручка от реализации составила 700,9 миллиона рублей и увеличилась на 113,4 процента. Прибыль от реализации по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года выросла на 238 процентов.
Такие значительные доходы в немалой степени обусловлены заслугой менеджеров компании, изучающих постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка речных перевозок, которым часто удается создать для грузоотправителей лучшие условия, чем у ближайших конкурентов. Кроме того, важен фактор сохранения в пароходстве единых финансовых потоков от эксплуатации судов. Вопреки сложившейся негативной практике работы других пароходств все суда остаются в эксплуатации пароходства. Именно там, а не в дочерних компаниях, аккумулируется вся прибыль.
По сравнению с предшествующим годом доля Волжского пароходства на рынке речных перевозок в 1999 году резко увеличилась - с 8,5 до 13 процентов. Объем грузовых перевозок внутреннего и смешанного плавания вырос с 3 537 до 4 539 тысяч тонн (+27 процентов), грузооборот достиг 7 104 тысяч тонн вместо 6 027 тысяч тонн в 1998 году (+18 процентов).
Объем экспортных грузоперевозок составил в прошлом году 696 тысяч тонн (+109 процентов), объем внутренних вырос на 68 процентов - было перевезено 2 318 тысяч тонн продукции по сравнению с 1 377 в 1998 году. Такое значительное увеличение перевозок произошло главным образом за счет того, что суда "Волжского пароходства в 1999 году доставили больше на 200 тысяч тонн технической соли из Соликамска, на 500 тысяч тонн обогащенной песчано-гравийной смеси из Камского грузового района, на 56 тысяч тонн серы из Астрахани, на 360 тысяч тонн грузов иностранных фрахтователей.
В объеме внутренних перевозок компании преобладают строительные материалы (62 процента объема), соль (17 процентов) и химические материалы (16 процентов). Всего флот внутреннего плавания за навигацию 1999 года принес компании 258,1 миллиона рублей доходов, или на 144 процента больше показателя 1998 года. Рентабельность грузовых перевозок выросла в минувшем году более чем в два раза (+31 процент) - это один из лучших показателей в отрасли.
В навигацию 1999 года было введено в эксплуатацию 47 пассажирских судов. На туристских линиях было задействовано 36 теплоходов. Туристскими, пассажирскими и скоростными судами перевезено 607 тысяч человек. По сравнению с 1998 годом объем перевозок вырос на 4,8 процента. Рентабельность пассажирских перевозок возросла на 94 процента. В большинстве компаний речного транспорта отмечают нерентабельность пассажирских перевозок. Для сравнения: рентабельность пассажирских перевозок в отрасли в целом упала в прошлом году на 5 процентов.
Один из важнейших показателей благополучия пароходной компании - динамика продажи судов. Они в основном продаются, когда компания находится в затруднительном положении и ей необходимо выжить, любым способом остаться на плаву. В 1999 году Волжским пароходством было продано всего пять судов, причем малотоннажных и неперспективных для существующих грузопотоков, ввод в эксплуатацию которых потребовал бы экономически неоправданных вложений. Более того, здесь стремятся использовать намечающийся подъем в объемах грузоперевозок как на внутреннем рынке, так и в экспортных перевозках и увеличивают количество судов в эксплуатации. В нынешнем году намечено дополнительно ввести в работу еще 30 судов. Кроме того, разработана программа переоборудования и строительства нефтеналивного флота, для чего выделяется 30 судов. Экономическая перспективность этого проекта, учитывая существующий дефицит флота на речных перевозках нефтепродуктов, очевидна. Идут переговоры с несколькими крупными компаниями, работающими в сфере нефтепереработки, о совместном участии в этом проекте. Первые результаты планируется получить уже в следующую навигацию.
Неплохая картина складывается и с налоговыми платежами. Компания недавно провела реструктуризацию долгов в федеральный бюджет. В результате принят график их погашения в течение 6 лет. В качестве одного из основных принципов работы пароходства новое руководство компании считает уплату всех текущих платежей. Этот принцип уже более года неукоснительно соблюдается на практике. Таким образом, пароходство полностью решает проблему налоговых выплат в госбюджет.
По итогам 1998 года пароходством были выплачены дивиденды. На основе соглашения с администрацией Нижегородской области пароходство отказалось от дотаций из областного бюджета на содержание местных пассажирских линий и дебаркадерного хозяйства. Итог - 2,21 миллиона рублей в пользу области.
Есть, однако, и нерешенные проблемы. Одна из них - ввод в эксплуатацию, продажа и разделка на металлолом судов, стоящих на холодном отстое. Сегодня нет возможности их реализовать из-за отсутствия грузопотоков и как следствие покупателей. Пароходство несет бремя содержания этих судов. Нельзя не сказать о том, что состояние этих судов нередко вызывает беспокойство у экологов. Единственный выход руководство компании видит в использовании комплексного подхода. Необходимо разрабатывать программы, предусматривающие ввод в эксплуатацию пригодных и продажи неперспективных судов для работы в пароходстве, а также разделку на металлолом списанных судов. Впрочем, эта проблема - общая для всех речных пароходств. Волжское здесь далеко не "лидер". Так, например, в четырех километрах от Кремля, в Нагатинском затоне, много лет ржавеет свыше сотни судов Московского пароходства.
Актуальна также и проблема строительства нового флота. Последнее из судов пароходства введено в строй в октябре 1997 года. В настоящее время новые суда не строятся. Решать эту проблему пароходство пытается путем привлечения кредитов и участием в государственных программах строительства флота. Как показывает мировой опыт, это наиболее эффективный путь помощи судоходным компаниям и в конечном счете наиболее выгодный для экономики самого государства.
Проблемы пароходства не остаются незамеченными федеральными и местными органами власти. Так, в начале этого года Министерством транспорта и администрацией Нижегородской области совместно с пароходством было проведено совещание по вопросам работы компании по перевозке грузов в навигацию 2000 года. Такое внимание органов власти полезно и способствует развитию предприятия.
В отличие от других крупных пароходств у Волжского сегодня нет задолженности по заработной плате. Более того, средний показатель зарплаты - 1 800 рублей в месяц, которая к тому же индексируется два раза в год - один из самых высоких в отрасли. До 915 рублей в месяц на одного человека были увеличены доплаты на коллективное питание (сегодня не в каждой российской семье есть возможность столько тратить на питание).
Часть прибыли от работы флота направлена на оказание помощи ветеранам пароходства. Для них было организовано несколько бесплатных туристических рейсов. На треть в течение года увеличены отчисления в профсоюзный фонд на приобретение путевок, покупку медоборудования, оплату расходов на лечение. Эти цифры могли бы быть и больше, однако в 1999 году пароходством затрачены серьезные средства на приобретение и установку на каждое судно смешанного плавания оборудования глобальной морской системы связи, дополнительных радиостанций и других приборов, обеспечивающих безопасность судоходства, а также на обучение специалистов, управляющих этой техникой.
Своими успехами пароходство прежде всего обязано изменениям в принципах управления компании и новой команде управленцев, которая пришла в 1998 году и поставила задачу кардинальной смены всей системы работы компании. В пароходстве развернулась жесткая борьба за снижение издержек, к примеру, на ремонт и обслуживание флота. Если раньше суда часто ремонтировались за границей, на что тратились сотни тысяч долларов, то теперь предпочтение отдается российским судоремонтным заводам. Введена строжайшая система документооборота. Договоры получают одобрение во всех основных службах компании: правовых, финансовых, экономических. Хотя это и делает подписание документов более громоздким, но в то же время и более продуманным.
В планах Волжского пароходства, показавшего в прошлом году самую большую динамику роста, намечено увеличение прибыли в сравнении с 1999 годом как минимум на 30 процентов. Уже сегодня заключен ряд крупных контрактов на нынешний год. К тому же появилась возможность конкурировать в борьбе за заказчика не только с другими пароходствами. После того как железная дорога отменила льготные тарифы, речной транспорт стал дешевле железнодорожного. Поэтому пароходство готовится заметно расширить круг своих клиентов.
По словам руководителей компании, главная задача предстоящей навигации - ориентироваться не только на большие грузопотоки. И малые грузы могут быть прибыльными, а значит, необходимо бороться за каждого, пусть и не очень крупного клиента. Для этого у пароходства есть большое преимущество перед конкурентами. Его флот универсален - от небольших теплоходов до новых морских судов, что дает возможность осуществлять любые перевозки на выгодных для клиента условиях.
В полном объеме сохранит в 2000 году компания пассажирские перевозки и транспортные линии, увеличив количество теплоходов на этих линиях на два судна. Минимальный период навигации составит 90 дней.
Итак, Волжское пароходство готово еще более укрепить свою прочную позицию на рынке речных перевозок, увеличив доходы и продолжая своевременно платить налоги и заработную плату. Оглядываясь на результаты работы компании в 1999 году, эта задача кажется вполне выполнимой. Конечно, ситуация на рынке далека от тепличной и постоянно меняется. Возникают новые судоходные компании, составляющие жесткую конкуренцию традиционным пароходствам. Перед менеджерами стоят ясные задачи - обеспечить место компании среди лидеров отрасли и закрепить положительную динамику развития. Безусловно, успешный опыт управления компанией Волжское пароходство может пригодиться многим другим предприятиям отрасли.


Loading...

Дело о миллиардах полковника Захарченко вышло на международный уровень: к расследованию подключилась ФРС США.