Главная Культура Афиша 06:00 12 Мая 2012 31061
Мутная мистика войны
<p>По Карену Шахназарову победу над фашизмом одержали зомби</p>
Анжелика Заозерская

Режиссер Карен Шахназаров ко Дню Победы подарил зрителям мистическую картину «Белый тигр», которой, между прочим, открылся фестиваль военно-патриотического кино «Эшелоны памяти — эшелоны Победы». Почему режиссер решил «обелить» фашистский танк, а вместе с ним, вольно или невольно, и самих фашистов?

По замыслу, танк «Белый тигр» вроде бы и не существует, а представляет собой призрак, который появляется на поле сражений и в одиночку массово уничтожает наши танки. Но в фильме Шахназарова «Белый тигр» никак не похож на Летучего Голландца или какую-либо другую привычную фантастическую «движимость»: это настоящий железный танк с фашисткой свастикой. С ним конкурирует и сражается наш вполне реальный Т-34. Деревня Корниловка, где происходит решающее столкновение «Белого тигра» и Т-34, командиром которого назначен явившийся с того света танкист Иван Найденов (актер Алексей Вертков), — явный намек на Прохоровку, около которой 12 июля 1943 года произошло самое знаменитое в истории танковое сражение, беспрецедентное как по количеству машин (участвовало 1500 танков), так и по человеческим потерям — 7 тысяч красноармейцев и 4178 солдат Вермахта. В мае 1995 года на Прохоровском поле установлен мемориал «Звонница» с колокольным звоном каждые 20 минут в честь погибших танкистов. Есть воспоминания, что в пиковый час сражения над Прохоровским полем наши бойцы видели лик Богородицы и, возможно, благодаря помощи высшей силы смогли уничтожить цвет немецких танковых войск, тем самым, как утверждают историки, переломив ход Второй мировой войны. Но это скорее все же легенда, пусть возвышенная и красивая.

В фильме Шахназарова — своя мистика, и в ней мало христианского. У «живого трупа» Ивана Найденова после танковой битвы появляется связь с неким богом танкистов, который, по словам героя, находится на небе, у него наш танк Т-34 золотого цвета, и этот Бог наделил Ваню способностью разговаривать с танками, как с обычными, так и с неуловимо-непобедимым «Белым тигром». Иван настаивает на том, что «Белый тигр» существует и что он тоже из мира мертвых, в нем нет живых, управляющих им людей. А то, что Найденов сам засланец с того света, доказывается его ответом на предложение командира «разыскать свою семью, дом». «Мертвым ни к чему быть там, где живые» — вот слова Ивана. Теперь у Найденова свой бог и своя война — с дьяволом, и эта война, судя по событиям в этом фильме, имеет только начало, но не имеет конца. В дьявола война заставила поверить и маршала Жукова (Валерий Гришко). Пожалуй, только немцы в картине Шахназарова сохранили ясный ум и говорят то, в чем уверены на сто процентов и что видели своими глазами. Немцы, не лукавя, опровергают существование «Белого тигра».

Что до немцев, Карен Георгиевич показал их — пленных солдат, фельдмаршалов и даже самого Гитлера — в ключе модной толерантности: они «тоже люди». Нельзя сказать, чтобы советские солдаты, офицеры и маршал были изображены в черных красках, но некие нехорошие черты все же проступают. Это и пьянство, и стукачество, и тлеющая национальная рознь, и страсть к заграничным вещам, отнимаемым у немцев. Разумеется, Шахназаров показывает наши грешки тонко, даже с юмором. Однако совсем не смешно, когда в финале фильма Гитлер произносит долгий монолог о том, что Германия лишь попыталась осуществить давнюю мечту Европы, в которой та сама себе не признавалась: уничтожить евреев и Советский Союз, и за это, по пророчеству Гитлера, потомки обвинят ее во всех смертных грехах.

Со стороны российского режиссера, обладающего большим авторитетом, похвально стремление к человеколюбию и всепрощению. Вот только если б одновременно некоторые режиссеры Европы и Америки не показывали русских солдат насильниками, вандалами, безжалостными животными… За несколько дней до премьеры фильма «Белый тигр» на фестивале польского кино в Москве публично демонстрировался фильм Войтека Смажовского «Роза», где с первого и до последнего кадра солдаты и офицеры Красной армии насилуют и избивают польских женщин и детей. Конечно, мы живем в демократичном мире, и сегодня на наших экранах можно показывать всякое, и мы это вытерпим (хотя многие зрители, особенно, как ни удивительно, молодежь, уходили с фильма «Роза»). В конце концов у каждого, в том числе у поляков, своя правда.

Но зачем нам самим превращать в мистику, в сказку, в игру потусторонних сил то, что в реальности было делом рук и пролитой крови наших дедов (та же Прохоровская битва, и вся Курская дуга, и Сталинград)? Слишком сильна рана и слишком жива память, чтобы заменять земную историю легендами и мифами. Лучше помочь следопытам и поисковым отрядам, которым с каждым годом все труднее устанавливать имена пропавших без вести на ратных полях, находить родственников погибших — но они это делают. Каждый день к мемориалу на Прохоровском поле, к другим мемориалам нашей страны привозят школьников, которые внимательно разглядывают фотографии каждого погибшего воина, читают фамилии, даты рождения и гибели… Бюджет фильма «Белый тигр», сотни танков «Мосфильма», которым руководит Карен Шахназаров, талант и опыт режиссера позволяли создать серьезное, правдивое, сильное кино. Неужели Карена Георгиевича, чей отец был участником Великой Отечественной войны, не тронула ни одна реальная судьба танкиста? Неужели все эти судьбы для него заслонила единственная навязчивая идея — показать, что война делает из людей зомби и что победить в ней могут только нелюди (эта мысль красной нитью проходит через всею картину)? Так что же, это зомби, живые трупы, люди без памяти и любви взяли Берлин и освободили Европу от фашистов, да?

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4884
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3540
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3004
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2350
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 1918
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1721
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1558
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1550
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?